Атака бюрократов: на сколько выросло число чиновников в Украине — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Атака бюрократов: на сколько выросло число чиновников в Украине

1135
Несмотря на админреформу, количество чиновников в высших органах власти Украины снова начало расти. Бюрократический аппарат уменьшился только в Кабмине.
Одной из главных целей начавшейся в конце 2010 года по воле Президента админреформы было сокращение расходов на содержание органов власти. Добиться этого собирались прежде всего за счет уменьшения армии чиновников на 30%. И, судя по заявлениям руководства страны, с поставленной задачей справились успешно, сэкономив при этом более 1 миллиарда гривен.
Вот только у Нацагентства по вопросам госслужбы совершенно другие данные. По обнародованной на его сайте информации, итоги процесса оптимизации госслужащих значительно скромнее: за 2011 год их численность сократилась всего на 4%. Из всех органов власти план по сокращению аппарата по факту выполнили лишь в Кабмине, секретариат которого уменьшили сначала вдвое, но уже к концу года снова объявили кадровый набор, и вышли в итоге на требуемых 30% "усушки". И именно Кабмин реформаторы приводят в качестве примера, когда рапортуют о прорыве в административном направлении.
Еще недавно служившая эталоном в деле сокращения госслужащих Администрация Президента очень быстро вернулась к их численности времен президента Ющенко. И, судя по активному созданию дополнительных консультативных органов при Президенте, нынешние обеспечивающие деятельность главы государства 524 человека - не предел.
Из заявленного курса на уменьшение чиновничьей армии выбивается аппарат Верховной Рады, выросший за прошлый год на 15 человек, а также органы судебной власти и прокуратуры, ряды которых дополнительно пополнили более 2 000 служащих. Да и некоторые структуры, павшие жертвой оптимизации, восстанавливаются. Наиболее яркий пример - Госкомпредпринимательства, там даже руководство осталось прежним (Михаил Бродский). Практически не пострадали от админреформы чиновники местного уровня, вопреки официально стартовавшему второму ее этапу.
Стоит отметить, что приведенные данные не включают недавно открывшиеся вакансии в СНБО, аппарат которого под нового секретаря Андрея Клюева увеличили вдвое - до 180 человек. Еще 500 госслужащих намерены аккумулировать в президентском кадровом резерве, куда, по распоряжению Виктора Януковича, будут отбирать талантливую молодежь для привлечения ее к процессу реформирования страны. Впрочем, учитывая узаконенное на днях решение о возможности продления работы для управленцев высшей категории после достижения ими 65-летнего возраста (предельного для пребывания на госслужбе), пробиться молодому поколению будет нелегко.
Несмотря на задекларированные намерения упростить доступ на госслужбу, принятый профильный закон, введение которого отложили до 1 января 2013 года, этого не гарантирует. Скорее наоборот - отбор претендентов станет более жестким, а список требований длиннее. Правда, отбор ужесточили уже в текущем году. В январе в рамках борьбы с коррупцией Президент издал указ о проведении специальной проверки данных, которые подают кандидаты на должности в органах власти. Теперь желающим записаться в государевы слуги необходимо предоставлять не только сведения об образовании, доходах и наличии/отсутствии судимости, но и о состоянии здоровья. Их достоверность подлежит проверке, и в случае, если претендент что-либо утаил, в принятии на работу ему отказывают. А также сообщают о факте сокрытия данных в правоохранительные органы. Перечень медицинских диагнозов, о которых претендент имеет право не уведомлять свое будущее руководство, не прилагается.
Впрочем, в процессе внедрения проверочной системы обнаружился более существенный прокол. Многие кандидаты были забракованы налоговой инспекцией, которая сверяла их декларации о доходах. Причем по весьма банальной причине: данные о доходах граждан в базе налоговой появляются с опозданием в квартал, и в первые месяцы 2012 года данные декларации о доходах за весь прошлый год, представленные претендентом, с данными налоговой инспекции совпасть не могли. Разве только у тех, кто весь четвертый квартал тунеядствовал. Каким образом прошла "сито" налоговой проверки толпа назначенных Президентом в начале года заместителей министров и глав районных администраций, остается лишь догадываться.
Успехи реформаторов в деле преодоления коррупции в органах власти весьма скромны. Декларирование расходов чиновников с легкой руки Конституционного суда отложили до следующего года. И есть большая вероятность того, что после парламентских выборов новые депутаты отменят и сам антикоррупционный закон, приправив это обещанием написать лучший. Наведение порядка на рынке предоставления административных услуг продолжает оставаться всего лишь любимым лозунгом представителей власти. Соответствующий закон, признанный Президентом неотложным, пылится в парламенте с ноября прошлого года. Но почему-то глава государства не торопит депутатов, обычно чутко реагирующих на его реформаторские пожелания.
Пожалуй, можно констатировать, что административная реформа Президента Януковича не стала исключением из общего правила: реформировать саму себя власть не способна. Выход из реформаторского тупика у нынешнего руководителя государства, как и у его предшественников, только один - искать и публично наказывать саботажников. Видимо, время для этого пока не пришло.
Наталия Гейчук
По материалам:
Главред
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас