Евро-2012 принесет Украине новый кризис и угрозу дефолта


Евро-2012 принесет Украине новый кризис и угрозу дефолта

Украина потратила на подготовку к чемпионату по футболу, по разным данным, 35-100 млрд гривен. Как минимум треть - заимствованные средства. Это дало экспертам основания говорить о вероятности дефолта в стране.

Евро-2012 может сильно навредить украинской экономике, а то и вообще привести к дефолту, заявил недавно директор аналитического департамента информационно-аналитического центра" Trends & Markets "Андрей Шеверев. По его словам, позитивные изменения в инфраструктуре могут омрачиться огромными убытками. Тенденции свидетельствуют о том, что страна повторяет судьбу Греции, которая стремительно пошла к дефолту после проведения Олимпиады 2004 года. "Тогда греки, затратив на организацию олимпиады 11 миллиардов евро, вернули только 2 миллиарда. Более половины олимпийских объектов с тех пор пустуют или используются не по назначению. А понесенные убытки положили начало бюджетным и долговым проблемам страны", - пояснил специалист, пишет ТСН.ua.

Впечатляющие суммы

По данным Президента Украины Виктора Януковича, сумма, потраченная на подготовку Украины к принятию Евро-2012, имеет девять нулей - речь идет как минимум о 35 млрд грн. По данным независимых экспертов, Украина только с 2008 по 2012 год потратила гораздо больше - около 100 млрд грн. Причем только 20% из этих средств - частный капитал. Все остальное - средства госбюджета и кредитные ресурсы, привлеченные под госгарантии.

Дороже всего обошлись аэропорты - на подготовку воздушных ворот ушло около 10 млрд гривен. Только Международный аэропорт "Харьков" и МА "Киев" (Жуляны) строили частные инвесторы. Причем там за средства бизнесменов в этих воздушных воротах возводились лишь терминалы, приведение в порядок взлетно-посадочной полосы в обоих случаях финансировало государство. Столичный "Борисполь" (в частности терминал "Д") строился и вовсе с привлечением кредитных средств японского банка.

Немного лучше ситуация со стадионами: НСК "Олимпийский" и стадион во Львове строило государство (общий объем расходов около 8 млрд грн). В Донецке и Харькове такие обязательства взяли на себя украинские бизнесмены.

Хуже обстоят дела с дорогами: на протяжении последних лет государственная служба автомобильных дорог "Укравтодор" регулярно занимает средства на строительство магистралей у различных финансовых учреждений (чаще ЕБРР). На данный момент общая сумма кредитов дорожной службы превысила 20 млрд грн. За счет каких доходов в "Укравтодоре" планируют отдавать эти средства, пока непонятно. Сейчас уже очевидно - вернуть такую сумму только за счет дорожного сбора, который платят автовладельцы, будет невозможно. Очевидно, данная организация снова будет вынуждена обратиться за помощью в госбюджет. В прошлом году на погашение части кредитов государственный бюджет выделил "Укравтодору" около 3 млрд грн.

Туманные перспективы

Когда окупятся эти миллиардные вложения, не берется предсказать никто. Например, окупаемость стадионов (при стоимости билетов на матч 50-100 грн) составит не менее 50 лет. И это при условии, что, кроме платы за вход с болельщиков (и 100%-й постоянной наполняемости мест, что само по себе маловероятно) стадионы будут получать доходы от сдачи своих помещений в аренду для проведения различных конференций, ресторанной, экскурсионной деятельности, будут зарабатывать на торговле футбольной символикой и т.д. Надо заметить, что при расчетах сроков окупаемости не учитывались амортизационные расходы - на поддержку в порядке самого стадиона, коммунальные платежи и пр.

Похожая ситуация и с аэропортами. Из пяти воздушных ворот только у "Борисполя" и "Киева" есть шансы "отбить" вложения в ближайшие 25-30 лет. Дело в том, что прибыльным аэропорт становится, если пассажиропоток превышает один млн. человек в год. Такими показателями может похвастаться только "Борисполь" и, возможно, в перспективе, "Киев". А вот пассажиропоток Львовского аэропорта им. Данила Галицкого в лучшие годы составлял 500 тысяч человек в год, чего явно недостаточно, чтобы окупить вложения, превышающие сумму в 2,7 млрд грн.

Сейчас высокопоставленные чиновники признают: шансы окупить миллиардные вложения невысоки. "Сколько мы заработаем (на проведении Евро-2012. - Прим. авт.) - неизвестно. Вложили мы во всю инфраструктуру около 35 млрд грн. Это не окупится за один чемпионат, но будет служить не одному поколению", - заявил в марте сего года Виктор Янукович.

До недавнего времени чиновники делали ставку на футбольных фанатов, вернее, на их толстые кошельки. Однако, вполне вероятно, просчитались. Проанализировав десяток различных иностранных "футбольных" форумов и публикаций в европейских СМИ, ТСН.ua сделал вывод: тратить много средств на Украину гости не собираются. "Украинцы что-то поняли неправильно, рассматривая Евро-2012 как возможность "срубить денег", - пишет австрийская газета "Прессе". По ее данным, цены в отелях выросли в 85 раз. В Донецке за ночь в отеле в день полуфинала Евро-2012 просят 3600 евро. В Харькове квартиру, которая ранее стоила 50 евро, сдают за 2000 евро в сутки. Аренда палаточного места в Киеве в дни проведения Евро-2012 будет стоить около 15 тысяч гривен за 3 недели, и это только за место для кемпинга. "Да за такие деньги можно поехать из Стокгольма на неделю вдвоем на Майорку, причем в стоимость включен перелет, проживание в трехзвездочном отеле и питание", - возмущается на одном из форумов швед по имени Эрик. "Мы, европейцы, совсем не такие жирные коты, как вы и ваши чиновники себе почему-то представили. И вовсе не приходим в восторг от мысли, что кто-то в Украине собрался конкретно поживиться за наш счет", - пишет на тематическом форуме житель Германии.

Не порадуют гостей и цены в заведениях общественного питания. Поговорив с некоторыми столичными рестораторами, мы выяснили, что они намерены в дни чемпионата поднять цены на 20-25%. Такие настроения говорят об одном - в Украину прилетит в два, а то и три раза меньше гостей, чем прогнозируют чиновники.

Потенциальные риски

По мнению Андрея Шеверева, Украина после проведения чемпионата по футболу рискует попасть в долговую яму. Учитывая, что правительству только пришлось отложить размещение евробондов, а ситуация на мировых кредитных рынках остается напряженной, долговые проблемы Украины будут усиливаться. Это, в свою очередь, существенно осложнит задачу по выходу из кризиса и при определенных условиях может привести к дефолту.

Риск действительно существует: за время активной подготовки к чемпионату в 2010-2011 годах, суммарный госдолг Украины вырос на 49% и составил 36% ВВП на конец 2011 года. Дефицит текущего счета вырос с 3 млрд долларов в 2010 году до 9,2 млрд - в 2011-м, причем примерно 1-1,5 млрд долларов приходилось именно на рост объема импорта в связи с подготовкой к Евро- 2012. А в 2012-2013 годах госсектора предстоит выплатить по своим долгам около 20 млрд долларов.

Дефолта, скорее всего, удастся избежать. Однако данное спортивное событие может стать началом очередного кризиса в Украине. Данный долг будет давить на госбюджет страны. Учитывая высокую инфляцию, предыдущие долги Украины, социальные инициативы правительства (речь идет о выплатах вкладчикам Сбербанка СССР и об увеличении выплат при рождении ребенка), высокую стоимость российского газа, проблемы с получением очередного транша МВФ, предстоящие выборы в парламент и явно искусственное поддержание Нацбанком национальной валюты, последствия для нашей страны могут быть очень печальными. По пессимистическим прогнозам, с первыми проявлениями такого кризиса украинцы могут столкнуться уже этой осенью.

Светлана Еремина

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua