Две большие розницы


Две большие розницы

Перспективность развития банковской розницы является сейчас одной из наиболее актуальных для финансового сообщества проблем. Этот сегмент рынка с завидной регулярностью стали покидать иностранные игроки. "Западные банки заметно сокращают присутствие в розничном сегменте",– констатирует директор по продажам и маркетингу банка "Финансы и Кредит" Алексей Руднев. Первым из розницы ушел ИНГ Банк Украина, входящий в крупнейшую финансовую группу ING, который в конце 2008 года закрыл подразделения по работе с физлицами. Примечательно, что нидерландская группа успела поработать с населением лишь полгода. В сентябре 2011 года об уходе из розничного сегмента объявил шведский Сведбанк. Сразу за ним местный банковский "ритейл" решила покинуть вторая крупнейшая финансовая группа Швеции – SEB. Пока последним "иностранцем", разочаровавшимся в украинской рознице, является Кредит Европа Банк, который в начале этого года закрыл свои отделения.

В перечисленных кредитных учреждениях заявляют о том, что продолжат работать с немногочисленными корпоративными клиентами. Но были и такие, которые полностью закрыли бизнес в Украине. В 2010 году рынок покинули финансовые группы, специализирующиеся на рознице,– Home Credit Group (Чехия) и "Ренессанс Капитал" (Россия).

Сбой по графику

Основной причиной ухода иностранцев стала приостановка активного развития банковского сектора. По словам председателя правления Райффайзен Банка Аваль Владимира Лавренчука, в период, когда иностранцы выходили на банковский рынок, он на протяжении пяти лет ежегодно рос в среднем на 70%. Международные игроки рассчитывали на дальнейшее продолжение роста – пусть и не такими значительными темпами, но хотя бы на 30-40% в год. Их ожидания подкреплялись высокой численностью населения Украины и низким уровнем проникновения в массы розничных банковских услуг, в частности кредитования.

Доступ к длинному дешевому фондированию от материнских структур давал иностранным игрокам неоспоримое ценовое преимущество по сравнению с локальными банками. Ради таких перспектив иностранцы тратили сотни миллионов и даже миллиарды долларов на покупку украинских учреждений. Сейчас же ситуация в корне изменилась. Председатель правления Укрсоцбанка Борис Тимонькин прогнозирует дальнейший отток иностранцев из розничного сегмента. По его словам, розница останется уделом банков с украинским капиталом, одного-двух российских банков, а также, возможно, австрийцев. Впрочем, как считает ряд банкиров, покидать розницу продолжат только те банки с иностранным капиталом, которые контролируют мизерную долю рынка. Тогда как крупные игроки, уже понесшие затраты на построение розничного бизнеса и занимающие значительную часть рынка, продолжат работать в этом направлении.

Внимание на комиссии

Такое поведение международных банков объяснимо, если оценить реальную доходность розничного бизнеса. По итогам 2011 года процентный доход банков, полученный за счет обслуживания физических лиц, составил порядка 27 млрд грн, то есть менее 20% суммарных доходов банковского сектора. Для сравнения, за 2008 год на процентах за услуги, предоставляемые населению, кредитные учреждения заработали более 30 млрд грн – 25% общего дохода. Таким образом, процентные доходы от розничного кредитования имеют тенденцию к сокращению как в абсолютном, так и в относительном выражении. Но здесь следует также учитывать национальную особенность ценообразования – по мелким потребительским кредитам большую долю занимают различные комиссии. То есть при номинальной ставке, скажем, в 20% годовых эффективная вполне может превышать 100%. И формально доход является комиссионным.

Снижение процентных доходов банки начали пытаться компенсировать за счет роста "настоящих" комиссионных. То есть имело место постепенное многократное повышение тарифов на рассчетно-кассовое обслуживание физлиц. Вводились дополнительные комиссии, которых раньше не было. Например, некоторые банки с западным капиталом начали брать плату за SMS об окончании срока депозитного договора. В результате стоимость обслуживания выросла для клиентов в среднем на 30-50%. Однако добиться существенного увеличения доли комиссионного дохода в суммарных заработках кредитным учреждениям все равно не удалось (в прошлом году банковская система заработала на комиссиях 18,47 млрд грн). Сейчас банкиры признают, что резерв повышения комиссионных исчерпан. Дальнейшие действия в данном направлении могут отпугнуть клиентов. "Все, что можно поднять, уже подняли. Если мы замаскируем комиссионные, то клиент об этом все равно узнает через год и уйдет",– отмечает Владимир Лавренчук.

Валютные гири

Падение розничных доходов объясняется постоянным сокращением портфеля кредитов, выдаваемых населению, за счет амортизации валютной составляющей. С начала кризиса задолженность физических лиц по валютным займам сократилась почти вдвое – до $13,5 млрд (к 1 марта 2012 года). В основном это ипотека, в меньшей степени – автокредиты. Очевидно, что из-за введенного в прошлом году законодательного запрета на валютное кредитование населения валютный портфель будет сокращаться и дальше. При этом сейчас именно "старая" составляющая портфеля приносит банкам основной заработок. Это значит, что через 3-5 лет, когда портфели будут полностью погашены, иссякнет и данный источник заработка. "Ежемесячно физические лица гасят кредиты на сумму около $40 млн. Нам некуда инвестировать этот ресурс, он висит мертвым грузом на корсчетах",– говорит Борис Тимонькин.

Генерировать же новый портфель исключительно в национальной валюте получается не у всех у банков. С начала кризиса лишь в прошлом году банковской системе удалось выйти на положительный показатель активности: гривневый портфель прирос на 34%, до 83,44 млрд грн. В принципе, это неплохой рост, но не нужно забывать и об эффекте "низкой базы". Кроме того, прирост был достигнут за первые три квартала, тогда как в последние три месяца года банки значительно сократили выдачу новых ссуд из-за наступившего кризиса ликвидности. Например, сезон "высоких продаж" в сегменте кредитования в точках продаж (POS-loans), по признаниям участников рынка, оправдал их ожидания лишь наполовину.

Если до кризиса основным драйвером роста объемов розничного кредитования была ипотека, то сейчас этот вид кредитования "скорее мертв, чем жив". Основная причина – дороговизна кредитов. Ставка от 20% годовых неподъемна для большинства потенциальных заемщиков. Банкиры признают, что вернуть массовость этому виду кредитования можно при стоимости кредитов не выше 13-15%, а лучше – около 10% годовых. Таким образом, сейчас розничное кредитование держится на плаву за счет выдачи ссуд на покупку автомобилей, а также на беззалоговых потребительских кредитах (наличными, в торговых сетях, карточных).

Охота на бланки

Чтобы оправдать существование своей розничной сети, даже консервативные банки были вынуждены заняться потребительским кредитованием. Например, УкрСиббанк, который до кризиса был лидером в сегменте ипотеки, начал активно развивать POS-кредитование в торговых сетях именно в последние пару лет. Аналогичная история с Платинум Банком (бывший Международный ипотечный банк), который агрессивно вышел в сегмент POS- и кэш-кредитования в 2009 году. Похожая тенденция прослеживалась и в действиях ОТП Банка. Смену председателя правления связали с изменением стратегии учреждения, которое теперь будет делать больший упор на розничный сегмент – потребительские и кэш-кредиты. Вместе с тем группа ОТП в Украине уже более года представлена на рынке POS-кредитования специализированной компанией "ОТП-Кредит", при этом сам банк возобновил выдачу быстрых кэш-кредитов. Таким образом, сейчас ОТП Банк достаточно активно представлен в розничном сегменте: имея 151 отделение и два представительства, он смог занять на начало года 7-е место по величине кредитного портфеля населения – 7,02 млрд грн.

Тенденция переориентации на мелкокалиберную и высокорисковую розницу характерна и для банков с национальным капиталом. Например, в ПУМБ планируют изменение продуктовой структуры с фокусом на наиболее высокомаржинальные продукты в розничном сегменте. Тогда как еще год назад говорилось о том, что такие продукты будут предоставляться лишь через "Банк Ренессанс Капитал", приобретенный группой СКМ (акционером ПУМБ) в декабре 2010 года.

Беззалоговые потребительские займы – выгодные для банков продукты с доходностью от 50% годовых. В то же время финансисты признают, что на таких кредитах, учитывая их быструю оборачиваемость, невозможно сформировать большой портфель. Но при этом легче искать клиентов, которые, в отличие от ипотечных заемщиков, могут и не иметь высокого дохода. Сейчас лидером по объему розничного кредитного портфеля является ПриватБанк. При этом львиную долю портфеля составляют займы в гривне. Три следующих за ним банка (Райффайзен Банк Аваль, Укрсоцбанк, УкрСиббанк) – крупнейшие учреждения с западным капиталом. Их главная проблема – высокая доля валютных кредитов, которые быстро амортизируются. Следует также отметить, что солидными портфелями розничных кредитов в гривне располагают Дельта Банк, Альфа-банк и Платинум Банк.

Ресурсный вопрос

В условиях нестабильной ситуации на внешних рынках сбережения населения являются основным источником ресурсной базы банков – на средства физических лиц приходится 35,5% совокупных банковских обязательств. Напомним, до кризиса банки, особенно с иностранным капиталом, предпочитали привлекать внешнее фондирование. На конец 2008 года доля депозитов физлиц составляла только 27% совокупного фондирования банковской системы, после чего ситуация начала меняться. Лишь за два месяца этого года объемы средств населения в банках выросли на 14,5 млрд грн – до 322 млрд грн. Таким образом, банки, покидающие розничный сегмент, в определенной мере отказываются и от сбережений населения. Рассчитывать только на ресурсы юридических лиц не приходится, поскольку они достаточно скромны по объемам и размещаются на короткие сроки. Так, за январь-февраль база сократилась на 14,2 млрд грн – до 167,4 млрд грн. Кстати, российские госбанки, в частности "Дочерний банк Сбербанка России", начали розничную экспансию именно с ресурсной составляющей. Учреждение активно привлекает депозиты населения, хотя доля розничных кредитов составляет всего 10% его суммарного кредитного портфеля, и активно увеличивает сеть точек продаж.

Следует отметить, что по итогам прошлого года НБУ зафиксировал прирост сети банковских отделений почти на 6%, до 19,8 тыс. Впрочем, анализ статистики в разрезе банков свидетельствует о том, что основной рост произошел благодаря нескольким учреждениям (ПриватБанк, "Дочерний банк Сбербанка России"). Большинство игроков в лучшем случае поддерживают существующую плотность сети (ВТБ Банк, "Финансы и Кредит", Эрсте Банк, Укргазбанк), а некоторые активно закрывают свои точки продаж (Сведбанк, Правэкс-банк, УкрСиббанк, Ощадбанк). По прогнозам участников рынка, общая тенденция в ближайшие годы будет заключаться в сокращении сети, поскольку по количеству отделений на одного жителя Украина является лидером в сравнении с другими европейскими странами.

Виктор Иваненко

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua