Европейский госзаказ закрывается — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Европейский госзаказ закрывается

620
Еврокомиссия официально объявила о готовности закрыть доступ к европейским госзакупкам компаниям из тех стран, где действуют преференции национальным поставщикам товаров и услуг для госорганов. Это затруднит им доступ к госзаказу на 500 млрд евро. Для Украины эта проблема пока неактуальна, поскольку наши компании не являются игроками на этом рынке ЕС.
Официальной целью новой инициативы Еврокомиссии (ЕК) служит призыв к столу переговоров стран-торговых партнеров ЕС по вопросу открытия их рынков госзаказа. ЕК выразила недовольство такими протекционистскими проектами, как "Покупай американское", "Покупай бразильское", "Покупай китайское", а также преференциями и льготами для национальных поставщиков в Турции, России и Австралии, ссылаясь на то, что европейский рынок госзаказа практически полностью открыт для компаний из этих стран. Странам, подписавшим соглашение о госзакупках в рамках Всемирной торговой организации (США, Канада и Япония), ЕК обещает разбирательства в комиссии ВТО по урегулированию споров. Для прочих стран будут применены дополнительные механизмы регулирования, например антидемпинговые пошлины.
На текущий момент ограничения на доступ к госзакупкам в ЕС компаний из третьих стран действуют преимущественно в сфере обслуживания (телекоммуникации, транспорт, почта, водоснабжение, энергосети), где, согласно регламенту 2004/17/EC, заказчик имеет право исключить из тендера компании, чье предложение более чем на 50% сформировано товарами иностранного производства. ЕК предлагает расширить рамки применения правила для контрактов стоимостью свыше 5 млн евро независимо от сферы закупок. Исключение заявки будет в двухмесячный срок рассмотрено ЕК, которая учтет, насколько открыт рынок госзаказа в стране, откуда происходит товар.
В случае многочисленных и серьезных нарушений прав европейских компаний ЕК получит возможность провести расследование и приступить к переговорам с третьей стороной, а в случае отказа страны открыть свой рынок госзаказа - запретить доступ компаний этой страны к тендерам в определенной отрасли или наложить штраф в виде антидемпинговой пошлины. Кроме того, заказчики должны будут отчитываться перед ЕК в передаче контракта стороне, предложившей "ненормально низкую" цену. Заниженной цена будет считаться тогда, когда "предложение окажется слишком хорошим, чтобы быть правдой" (имеется в виду сравнение цены на товар на открытом рынке и цены в заявке).
Если сумма тендера меньше установленных порогов (для большинства позиций - 5 млн евро), на него распространяется регулирование конкретной страны ЕС, но недискриминация поставщика по национальному признаку также должна соблюдаться. В ЕС на госсектор приходится порядка 19% ВВП, что эквивалентно 2,29 трлн евро. В 2010 году объем госзаказа, на который могли претендовать участники из других стран, достиг 352 млрд евро ($457 млрд), что составляет порядка 85% от всего госзаказа по контрактам, регламентируемым ЕС. В 2007 году 14% всех заказов свыше 5 млн евро получили компании третьих стран.
Еврокомиссия ожидает введения новых норм в действие во второй половине 2013 года, если их одобрит квалифицированное большинство в Совете министров и Европарламенте. Германия опасается за доступ продукции своей автомобильной индустрии и IT-компаний к госзаказу в ЕС по причине того, что предлагаемые ограничения могут распространяться и на совместные предприятия - компании с высокой долей участия иностранного капитала. По расчетам экспертов, открытие только рынка госзаказа Китая оценивается в сумму от 81 млрд до 208 млрд евро в год. Однако китайская сторона уже поспешила заявить о неизменности своей позиции по вопросу облегчения доступа к госзаказу.
Украинский бизнес сейчас не участвует в госзакупках в странах Евросоюза, однако создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС может побудить украинские компании участвовать в тендерах. "Хотя предложенная Еврокомиссией норма затруднит доступ отечественных товаров на европейский рынок, времени достаточно, чтобы заинтересованные украинские компании сумели адаптироваться - перенести часть производства в ЕС или найти там партнеров",- считает партнер юридической фирмы AstapovLawyers Олег Мальский.
По материалам:
Коммерсант-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас