Украина рискует стать сырьевым придатком Китая — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украина рискует стать сырьевым придатком Китая

Казна и Политика
6592
Финансово-экономический кризис, хронические и всё более увеличивающиеся дефициты торговых и платёжных балансов, сокращение производства и рост безработицы во всём мире побуждает к поиску инвестиций для преодоления кризисных явлений. В этом смысле взоры государственной и деловой "элиты" обращены к Китаю, который накопил огромные финансовые ресурсы и ищет сферу для их вложения. Украина не является исключением, но здесь кроется огромная опасность превращения в ресурсно-сырьевой придаток Поднебесной, использующей различные методы экономической колонизации - от перекоса в структуре товарообмена до финансовой экспансии.
Для вовлечения Украины в сферу своего влияния Китай использует разные сценарии. Крайне опасно, что украинская "элита" часто отвечает китайцам взаимностью из-за острой умственной недостаточности. За последние 10 лет Украина неумолимо превращается в ресурсный придаток Китая. Ещё в 2000 г. экспорт Украины в Китай составлял почти 630 млн. долл., превышая 5 раз импорт из Китая в Украину. Но в 2010 г. экспорт Китая в Украину составил 4.7 млрд. долл., что в 3.6 раза больше, чем экспорт Украины в Китай, составивший 1.3 млрд. долл. За 10 лет экспорт Китая в Украину вырос почти в 36 раз, а экспорт Украины в Китай -- всего в 2 раза.
За январь-июль 2011 г. экспорт Украины в Китай составил почти 1.1 млрд. долл., из них почти 0.9 млрд. долл. приходятся на минеральное сырьё, и только 200 млн. долл. - продукция с большой глубиной переработки. Экспорт Китая в Украину за январь-июль составил почти 3.25 млрд. долл., из них только 10 млн. - минеральное сырьё, а всё остальное - это машины, электро- и промышленное оборудование, автотракторная техника, электроника, включая мобилки и компьютеры, фото- и бытовая техника, продукты питания и ширпотреб, включая одежду, обувь, бытовую химию.
Отрицательное сальдо внешней торговли Украины с Китаем только за семь месяцев 2011 г. превысило 2.15 млрд. долл. Структура товарооборота однозначно говорит о превращении Украины в сырьевой придаток Китая и в рынок сбыта китайских товаров с высокой добавленной стоимостью. Украина даже по отношению к России имеет лучшие позиции, прежде всего импортируя оттуда сырье - нефть и газ.
Кроме того, Украина становится ещё и, так сказать, "интеллектуально-сырьевым" придатком Поднебесной, по дешёвке продавая научно-технические наработки военного и не только назначения. В Украине власть и капитал они интересуют только для продажи, а в Китае они ценятся и доводятся до реального применения. Недавно был создан "украино-китайский институт сварки им. Патона", ибо сейчас большая часть патоновцев работают в Китае вахтовым методом. Наши технологии в области военной техники, авиации, космонавтики, химии, машиностроения находят применение в Китае, оставаясь ненужными в Украине. Есть данные, что кроме официального военно-технического сотрудничества, Китай при негласном участии именно украинских фирм и специалистов за краткий промежуток времени наладил производство крылатых ракет авиационного и наземного базирования, ракетного топлива, пускового ракетного оборудования, развернул спутниковые системы наведения ракет и космической разведки.
В этих условиях украинские власти ввязываются в опасные сделки с китайцами, в частности в привлечение упомянутых связанных кредитов, примером чего может служить скандальный проект электрички в Бориспольский аэропорт длиной 30 километров. Цена этой "стройки века" была сначала заявлена в размере аж 1 млрд. долл., но потом вроде бы уменьшили в 3 (!) раза -- до 300 млн. долл. Ещё одной глупостью являются планы по поставкам в Украину китайского горно-добывающего оборудования по дешёвым ценам, что чревато уничтожением украинского научно-технического и производственного потенциала, образования в этой отрасли, зависимости Украины от оборудования и комплектующих из Китая, цены на которые китайцы после уничтожения нашего производства поднимут, и наконец это может окончиться тем, что китайцы возьмут под контроль сырьевую отрасль Украины. Не менее опасными являются планы по созданию в Украине китайских предприятий лёгкой промышленности, что окончательно добьёт отечественное производство. Но ещё больше пугает возрастающий интерес разбухшего от долларов Китая к украинской земле, особенно на фоне планов по продаже земли.
Последней сомнительной затеей являются планы по переводу городских ТЭЦ с газа на уголь, точнее на водно-угольную смесь, при помощи китайских "инвестиций". Эту идею недавно озвучил министр топэнерго Юрий Бойко. Он заявил, что это даст возможность экономить до 6 млрд. кубов газа в год и тем самым снизить зависимость от российского газа и улучшить платёжный баланс страны. Идея в целом правильная, если бы не ориентация на Китай.
Оценить объём инвестиций на данный момент практически невозможно, ибо в Украине насчитываются несколько десятков ТЭЦ, имеющих разную мощность, степень износа и конструктивные особенности. Эксперты говорят о сотнях миллионов, даже миллиардах долларов. Огромное беспокойство вызывают экологические проблемы, ибо переход с газа на уголь повлечёт за собой увеличение выброса парниковых газов и загрязнения атмосферы, что уже вызывает негативную реакцию в Европе.
В ответ власть в лице министра Бойко бодро заявляет, что будут использоваться передовые и экологически чистые технологии сжигания водно-угольной смеси, а сам проект будет финансироваться за счёт инвестиций Китая, который этими передовыми технологиями располагает и поставит необходимое оборудование.
Экологическая чистота китайских технологий сжигания водно-угольной смеси вызывает у специалистов недоверие уже хотя бы потому, что китайская промышленность является одной из самых экологически грязных в мире. То, что проходит в Китае, в Украине может не пройти уже хотя бы из-за близости Европы, которая незамедлительно выдвинет претензии в сфере охраны окружающей среды. Да и в Украине планы по переводу городских ТЭЦ на уголь вызывают у местных органов власти серьёзную озабоченность, а экологи уже прогнозируют, что Украину могут навсегда лишить финансирования в рамках Киотского протокола.
Расчёт власти на китайские инвестиции строятся на том, что в 2010 г. Кабмин достиг предварительной договорённости с Государственным банком развития Китая о выделении кредитного транша сроком на 15 лет в сумме до 1 млрд. долл. под невысокие проценты. Правда, китайцы собирались выделять деньги на развитие перспективных шахт, а не на модернизацию ТЭЦ. Но после того, как с принятием Закона "Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов ТЭК" ставка была сделана не на аукционную приватизацию, а на раздачу шахт, перспективные шахты начали уходить в руки олигархам, и китайцам предлагать стало нечего. Но Поднебесную это не сильно огорчило, ибо их интересовала не модернизация шахт в Украине, а вложение средств на очень специфических и условиях, крайне выгодных только Китаю.
Дело в том, что при ближайшем рассмотрении китайские "инвестиции" представляют собой ловушку, восточную хитрость, являясь не инвестициями как таковыми, а так называемыми связанными кредитами на весьма жёстких условиях. Деньги даются под проекты, генеральным подрядчиком в которых являются китайские фирмы. Они используют своё оборудование и рабочую силу, обеспечивают заказами свои предприятия. В итоге, 50-60% кредита возвращается в китайскую экономику, но отдавать всю сумму с процентами приходится получателю займа, а главное -- Китай требует государственных гарантий, как правило в виде реальных активов. В этом смысле Китаю абсолютно всё равно, в частной или государственной собственности находится объект инвестирования, точнее кредитования, ибо в случае проблем с возвратом кредита, всё равно отвечает государство своими активами -- землёй, имуществом, бюджетными средствами, золотовалютными резервами и т.д., а по сути, платить будут граждане-налогоплательщики. Посему суета, которую развернули недавно вокруг срочной приватизации ТЭЦ, мотивируя тем, что это нужно для привлечения инвестиций, -- это "лохотрон" с целью ускоренной "прихватизации" оставшихся ещё в государственной и коммунальной собственности объектов энергетики под благовидным предлогом.
Недавно в странах Евросоюза, испытывающих огромные финансовые проблемы, отказались от привлечения китайских кредитов и инвестиций именно потому, что они являются инструментом укрепления гегемонии Поднебесной.
Таким образом, лозунг "Даёшь инвестиции любой ценой!" чреват непредсказуемыми последствиями.
Александр Карпец
По материалам:
Хвиля
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас