Азербайджан ищет путь — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Азербайджан ищет путь

Энергетика
481
Министр энергетики Азербайджана Натик Алиев сообщил, что Азербайджан, Грузия, Украина, Польша и Литва завершили подготовку технико-экономического обоснования для трубопровода, который будет транспортировать каспийскую нефть в польский город Гданьск через черноморский порт Одесса. О подготовке ТЭО было объявлено в 2009 г. в Киеве на специальной конференции, проведенной при поддержке Секретариата президента Виктора Ющенко. Тогда же были достигнуты договоренности о создании государственными нефтетранспортными компаниями пяти упомянутых стран совместного предприятия "Сарматия", в котором Азербайджану отведена роль поставщика нефти. По словам Натика Алиева, Азербайджан по-прежнему заинтересован в поставках нефти в ЕС по Одесса - Броды, поскольку он является альтернативным маршрутом, обеспечивающим дополнительные возможности для завоевания новых рынков.
Ранее в Баку признавали, что дефицит нефтетранспортных мощностей и амбициозные планы по наращиванию поставок нефти на европейские рынки через украинскую территорию провоцируют Азербайджан присоединиться к команде стран-лоббистов расширения аверсного использования Одесса - Броды. Гюльмамед Джавадов, замминистра промышленности и энергетики Азербайджана, считает, что без использования мощностей нефтепровода Одесса - Броды Баку не сможет решить проблему дефицита нефтетранспортной инфраструктуры при выходе на европейские рынки.
"Для решения проблемы дефицита нефтетранспортной инфраструктуры в Каспийском регионе, которая возникнет с 2013 г., потребуется строительство дополнительных магистральных нефтепроводов с увеличением их годовой пропускной способности как минимум на 80 млн. т до 2025 г. по сравнению с действующими нефтепроводами… Добыча каспийской нефти увеличится на 100 млн. т к 2015 г. и на 150 млн. т - к 2025 г.",- отметил чиновник.
Соответственно, по его словам, для обеспечения этих объемов необходима прокладка новых трубопроводов, расширение портовых возможностей Казахстана, Азербайджана и Грузии, улучшение железнодорожного сообщения между Азербайджаном и Грузией, расширение резервуарных мощностей на терминалах и достройка нефтепровода Одесса - Броды по польской территории.
Однако в прошлом году Польша заявила, что не намерена финансировать достройку по своей территории участка нефтепровода Одесса - Броды, который является частью Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), поскольку значительные средства вложила в сооружение футбольных стадионов для проведения футбольного чемпионата Евро-2012. Президент Польши Бронислав Коморовский назвал условием участия поляков в проекте "экономическую выгоду".
Такого же мнения придерживается глава Бюро национальной безопасности Польши Станислав Козей. "Мы не склонны, в отличие от других стран, тратить бюджетные деньги на проекты, которые должны быть самоокупаемыми",- сказал он.
По его словам, с точки зрения экономической выгоды "Одесса - Броды" до сих пор не понятен. Необходимым условием для принятия Польшей решения об участии в этом проекте чиновник назвал гарантии поставщиков и потребителей нефти.
"Но за почти 20 лет обсуждения ЕАНТК четких деклараций нет",- констатировал Станислав Козей.
В СП "Сарматия" считают ключевым для создания ЕАНТК на базе "Одесса - Броды" подписание межгосударственного соглашения стран - участниц проекта. Без такого политического документа, как пояснил гендиректор "Сарматии" Сергей Скрипка, сложно вести переговоры с владельцами НПЗ, которые заинтересованы в поставках каспийской нефти.
"Предварительные оценки свидетельствуют о том, что в Каспийском регионе есть 10 млн. т свободной нефти, которая может поставляться по ЕАНТК в Европу. Но говорить о том, что они гарантированы, можно только после того, как будет подписано межгосударственное соглашение",- сказал гендиректор "Сарматии".
Для получения от Евросоюза дополнительного финансирования, которое будет направлено на достройку польского участка нефтепровода Одесса - Броды, "Сарматии" необходимо сформировать пул инвесторов проекта, которые должны обеспечить его коммерчески выгодную эксплуатацию, не позднее конца 2013 г. Тогда строительство начнется в начале 2014 г.
Пока же Киев эксплуатирует нефтепровод Одесса - Броды в аверсном режиме для прокачки азербайджанской нефти, поступающей в порт "Южный", на "Укртатнефть" и западноукраинские НПЗ, принадлежащие группе "Приват".
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас