Россия ждет оценки — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Россия ждет оценки

Энергетика
589
Российский посол в Украине Михаил Зурабов увязал сроки подписания нового газового договора между двумя странами с окончанием оценки стоимости украинской газотранспортной системы.
"Если оценка украинской ГТС будет выполнена до 1 августа, то мы, в лучшем случае, сможем выйти на какие-то соглашения только во второй половине года", - сказал Зурабов, отвечая на вопросы украинских журналистов в день выборов президента России. По мнению посла, новый газовый договор должен быть подписан до 2020 года и в нем должны быть урегулированы вопросы цены и потребления голубого топлива Украиной, а также объемы транспортировки российского газа в страны Евросоюза.
Напомним, 27 февраля четыре компании подали заявки для участия в тендере на право оценивать трубопроводы и подземные хранилища газа НАК "Нафтогаз Украины". Из "большой четверки" аудиторских компаний (PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst & Young, KPMG), которую хотел видеть министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко, заявку подала только Ernst & Young. Остальные три участника, заявившие о своем желании оценивать украинскую ГТС, не являются крупнейшими авторитетами в этой области. Нафтогаз планирует провести тендер на приобретение услуг по оценке в два этапа, причем до сих пор сроки проведения их не определены.
Так что прогноз посла России о сроках возможного подписания нового газового соглашения выглядит весьма оптимистично. "Посол связывает подписание договора с завершением оценки ГТС, поскольку РФ стремится получить контроль над ней. Будет ли это консорциум или другая форма - не важно. В любом случае, без оценки отечественных магистральных газопроводов не обойтись", - считает президент Киевского международного энергетического клуба "Q-club" Александр Тодийчук.
Между тем Николай Азаров не раз подчеркивал, что правительство заинтересовано в скорейшем изменении условий поставок российского природного газа, а цену на него оценивал как неподъемную для украинской экономики. Но именно цена российского голубого топлива, по условиям подписанного в январе 2009 года договора привязанная к ценам нефтепродуктов в Европе, служит оправданием отсутствию очевидных экономических успехов правительства. Два годы работы украинских переговорщиков с Газпромом необходимого результата пока не принесли. В качестве промежуточного успеха в Киеве пытались преподнести предложения, с которыми 20 февраля в Украину приезжал председатель Госдумы России Сергей Нарышкин.
По словам украинских чиновников, российская сторона готова сделать скидку в 10% при условии увеличения закупок объемов закупки газа. Через несколько дней после визита Рада планировала внести поправки в закон "О трубопроводном транспорте" с целью предоставить Кабмину право переформатировать НАК "Нафтогаз Украины". Оппозиция восприняла это как первый шаг по передаче контроля за ГТС Газпрому и заблокировала работу Рады. Рассмотрение законопроекта отложено на неопределенное время.
По мнению эксперта центра "Номос" Михаила Гончара, внесение в парламентскую повестку дня законопроекта о поправках к закону "О трубопроводном транспорте" было ответом на предложение о 10% скидке. "Это предложение Украине неинтересно, поскольку оно увязывает скидку с увеличением объема закупок, а это только усугубит финансовое положение Нафтогаза", - отметил Гончар. Несостоятельными эксперт назвал и объяснения инициаторов внесения поправок в закон, которые утверждают: консорциум позволит привлечь средства на модернизацию ГТС. "Создание консорциума - не единственный вариант. Достаточно вывести Укртрансгаз из состава Нафтогаза в соответствии с обязательствами перед Евросоюзом и акционировать эту компанию", - подчеркнул Гончар.
Именно Газпром пока является единственным претендентом на участие в газотранспортном консорциуме. Киев неоднократно заявлял, что для него оптимальный формат консорциума - с участием европейских компаний, покупающих газ сибирских месторождений. Но западные партнеры пока не проявляют заинтересованности в этом проекте.
Российская же сторона сегодня готовится к прокладке по дну Черного моря в обход Украины газопровода "Южный поток" пропускной способностью 63 млрд куб. м в год. Объявленная предварительная стоимость этого проекта составляет 20 млрд долл. Но президент компании EastEuropeanGasAnalysis Михаил Корчемкин прогнозирует расходы на строительство в 25-30 млрд долл. "Это в три раза дороже, чем в Европе", - подчеркнул Корчемкин. Также он отметил наличие политической составляющей этого проекта. "Экспорт газа не всегда направлен на интересы государства", - добавил эксперт.
Президент East European Gas Analysis отметил, что планы строительства газопроводов в обход Украины и стремление взять под контроль ее ГТС вполне совместимы: наша труба нужна Газпрому для контроля над поставками газа украинским потребителям.
Как известно, большинство региональных газораспределительных компаний контролирует давний партнер Газпрома Дмитрий Фирташ. Эксперты предполагают, что акции облгазов бизнесмен приобрел в интересах российского газового монополиста и доступ к ним россияне могут получить когда пожелают. Тодийчук напоминает, что контроль над ГТС позволит российской компании контролировать не только поставки газа из России, но и транспортировку топлива украинской добычи. "ГТС - это не только транзит, а и контроль за поставками газа на наиболее конкурентоспособные предприятия нашей страны", - отметил эксперт.
Правительство Украины регулярно заявляет об озабоченности высокими ценами на российский газ, полученными в наследство от правительства Юлии Тимошенко. Но тем не менее оно не пытается использовать юридические механизмы пересмотра договора. "Там, где есть основания, можно обращаться в суд", - напомнил Корчемкин.
Эксперт считает, что Газпром будет диктовать Украине цены до тех пор, пока в стране не появятся альтернативные источники этого топлива. Но до строительства LNG-терминала для регазификации сжиженного газа еще далеко. На середину марта запланирована презентация технико-экономического обоснования проекта строительства терминала в Одесской области. Этот документ разработала испанская компания Socoin. По предварительным оценкам, на строительство понадобится около 1 млрд долл., а при удачном стечении обстоятельств он заработает не раньше 2016 года.
По мнению эксперта, потратив несколько сотен миллионов долларов, Украина может реверсировать участок газотранспортной системы для поставок газа из Западной Европы. Только в этом случае российская сторона будет готова снижать цену, считает Корчемкин. Он также отметил неэффективное использование уникальных подземных хранилищ газа: ведь при стоимости услуг по хранению природного газа в Австрии в 72 евро/тыс. куб. м, Украина получает всего около 5 евро.
Анвар Деркач
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас