Невозможная необходимость — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Невозможная необходимость

Энергетика
1120
Отношения Украины с международными финансовыми организациями никогда не были безоблачными, однако в последнее время они явно обострились. Международный валютный фонд (МВФ) уже больше года не выделяет Украине средств, согласно утвержденной в июле 2010 г. программе кредитования. Более того, по некоторым данным, это соглашение находится на грани расторжения. Украина, которой в этом году предстоит выплатить только Фонду более $3.7 млрд, остро нуждается в привлечении средств из-за рубежа. Камнем преткновения в переговорах с МВФ является вопрос о повышении цен на газ для населения и предприятий теплокоммунэнерго. Отказываясь уже больше года поднимать тарифы, украинские власти вынуждены брать на себя ответственность за последствия такой политики. Однако поднятие цен на газ и тарифов на коммунальные услуги может привести к еще более неприятным последствиям для правительства.
Ценовой тупик
Вот уже больше года украинское правительство жалуется на то, что Украина вынуждена покупать самый дорогой газ в Европе. В среднем стоимость импортного газа, по оценкам Кабмина, составит в текущем году $415.8 за 1 тыс куб м, тогда как "Газпром" прогнозирует его среднегодовую цену при поставках в Европу в 2012 г. в $415 за 1 тыс куб м.
В то же время для большинства украинских домохозяйств розничные цены на газ составляют менее $100 за 1 тыс куб м - самые низкие в Европе (не учитывая Беларусь). Такой парадокс, который весьма дорого обходится как "Нафтогазу Украины", вынужденному фактически субсидировать одних покупателей газа за счет других, так и экономике страны в целом.
В соответствии с заключенным в июле 2010 г. соглашением с МВФ о кредите на сумму $15 млрд по льготной ставке 3.5% годовых, Украина брала на себя обязательство повысить внутренние цены на газ для населения и предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ), чтобы улучшить финансовые показатели "Нафтогаза", который в последние годы фактически субсидируется из госбюджета.
В августе 2010 г. тарифы, действительно, были увеличены на 50%. Следующие повышения (в общей сложности на 30%) должны были состояться в апреле и июне 2011 г., но их не было. Это и стало причиной приостановки выделения кредитных средств для Украины. В течение прошлого года МВФ не перечислил ни цента, успев сделать только два транша на общую сумму $3.4 млрд до конца 2010 г.
С тех пор вопрос о ценах на газ стал самым "больным" местом в отношениях между Украиной и МВФ. Эта тема вот уже больше года постоянно поднимается на неизменно безуспешных переговорах.
Как сообщалось в начале февраля 2012 г., МВФ жестко требует увеличить стоимость газа для населения на 30%, а для ТКЭ - на 58% с соответствующим повышением тарифов, а затем разработать график подъема цен на 20% каждые полгода до тех пор, пока они не достигнут "экономически обоснованного уровня", т.е. в Украине не произойдет выравнивания цен на импортный и отечественный газ.
При нынешнем соотношении для выхода на одинаковый уровень понадобится 3-3.5 года. В течение этого периода тарифы на газ для населения (если считать наиболее массовую категорию, потребляющую 1-1.5 тыс куб м в год по минимальному тарифу) поднимутся более чем в 4.5 раза по сравнению с текущим уровнем, для ТКЭ рост будет почти трехкратным.
Предложения МВФ, безусловно, не лишены экономической логики. Дешевый газ для населения и в самом деле обходится Украине весьма дорого. "Нафтогаз Украины", перепродавая импортный российский газ промышленным и коммерческим потребителям, а также бюджетным организациям, имеет лишь минимальную прибыль.
Согласно решению НКРЭ, с 1 января стоимость газа для этих категорий клиентов (без НДС, надбавок, тарифов на транспортировку и поставку) составляет 3509 грн (около $438.5) за 1 тыс куб м, что всего на $22 превышает текущие затраты компании на приобретение импортного газа. При этом "Нафтогаз" несет немалые расходы на содержание своих активов и персонала, а также вынужден покрывать около $250 убытка за каждую 1 тыс куб м российского газа, поставленного предприятиям ТКЭ.
По официальным данным, компания даже в таких условиях ухитряется быть прибыльной (за три первые квартала 2011 г. она отчиталась о 17.2 млрд грн прибыли), но ее реальное финансовое положение, скорее всего, не настолько благополучное. Как заявлял Президент Украины Виктор Янукович в конце декабря прошлого года, убытки "Нафтогаза" достигают $6 млрд, которые приходится покрывать за счет бюджетных средств и наращивания государственного долга.
Возможно, Президент немного сгустил краски, но эта информация выглядит более правдоподобной, нежели реляции о прибылях. По крайней мере, в середине февраля Кабмин признал, что разрабатывает решение по увеличению уставного фонда "Нафтогаза" в 2012 г. на 12 млрд грн для обеспечения расчетов за газ.
Те $6 млрд убытков, о которых упоминал В.Янукович, - сумма для Украины колоссальная. Это более 3.5% украинского ВВП за 2011 г. (между прочим, именно те самые 3.5% ВВП должен был составить дефицит государственного бюджета Украины в прошлом году). По некоторым данным, государственные дотации "Нафтогазу" в текущем году должны составить 10-12 млрд грн, что в несколько раз меньше убытков, но тоже немало. Кстати, в годовом исчислении 30-процентное повышение тарифов на газ для населения и 58-процентное - для ТКЭ, на которых настаивает МВФ, принесет "Нафтогазу" около 10 млрд грн дополнительного дохода.
При этом негативные последствия низких внутренних цен на газ не ограничиваются ухудшением финансового положения "Нафтогаза". По мнению многих экспертов, это один из главных факторов, препятствующих развитию национальной газодобывающей отрасли.
В текущем году, согласно решению НКРЭ, "Укрнафта", "Черноморнефтегаз" и "Укргаздобыча" будут получать за добываемый ими газ соответственно 458, 456 и 350 грн за 1 тыс куб м (без НДС). По оценкам специалистов, эти выплаты могут покрывать только себестоимость добычи газа на уже давно эксплуатируемых месторождениях с развитой инфраструктурой.
В то же время, по словам президента Ассоциации газовых трейдеров Украины Романа Сторожева, при разработке новых месторождений затраты (без учета рентных платежей и приобретения лицензий) достигают $150 (т.е. 1200 грн) за 1 тыс куб м. Известно, что руководство "Укргаздобычи" уже давно просит повысить закупочные цены на газ хотя бы до 700 грн за 1 тыс куб м, но правительство неизменно отказывает компании - ведь это привело бы к увеличению расходов "Нафтогаза" более чем на 5 млрд грн в год.
Из-за низких цен украинские государственные газодобывающие компании не имеют возможности вкладывать адекватные объемы средств в разведку новых месторождений и расширение добычи. В эту отрасль неохотно идет и частный бизнес. Очевидно, именно невозможность продавать добываемый газ по высоким рыночным ценам стала одной из основных причин отсутствия прогресса в переговорах с западными транснациональными корпорациями, которые еще в начале 2011 г. проявляли большой интерес к добыче сланцевого газа в Украине.
Кроме того, по мнению многих наблюдателей, относительно дешевый газ для населения не создает действенных стимулов для его экономии и делает невыгодными вложения в энергосберегающие проекты. Постепенное подорожание, растянутое на несколько лет, как ожидается, должно придать этому направлению необходимый импульс.
Итак, повышение внутренних цен на газ поможет Украине сбалансировать бюджет, со временем сделает "Нафтогаз Украины" прибыльной компанией, стимулирует добычу газа в стране и будет способствовать сокращению объемов его потребления. Тем не менее, правительство вот уже больше года отказывается сделать даже первый шаг на этом пути, рискуя всерьез поссориться с МВФ именно в тот момент, когда государству нужны средства для рефинансирования внешней задолженности (в этом году Украине нужно будет выплатить $11.9 млрд долга).
Однако у Кабмина есть свои резоны. При всей своей внешней привлекательности подъем цен на газ повлечет за собой ряд негативных последствий, крайне неприятных как для нынешней власти, так и для страны в целом.
Реальные проблемы
Правительство, объясняя свое нежелание поднимать внутренние цены на газ, указывает на негативные последствия дополнительной финансовой нагрузки для населения. И это действительно так. Если 30-процентное подорожание газа для семей, использующих его только для приготовления пищи, будет практически неощутимым и составит 20-25 грн дополнительных платежей в месяц, то новое увеличение тарифов на отопление и горячую воду будет весьма ощутимым.
Причем, начав поднимать цены, правительство будет вынуждено продолжать двигаться по этому пути, так как МВФ будет тщательно отслеживать каждый шаг. Это означает, что примерно в 2016 г. стоимость газа для населения Украины может достигнуть более 4 тыс грн за 1 тыс куб м (включая НДС), а тарифы на отопление - 8-10 грн за 1 кв м в месяц. Именно на таком уровне они находятся сейчас в странах Восточной Европы и примерно такими они и должны быть, исходя из текущей стоимости энергоносителей.
При этом рост цен на газ и тарифов на коммунальные услуги не будет сопровождаться адекватным увеличением доходов украинских граждан - жизненный уровень населения весьма чувствительно снизится. На подобные непопулярные меры может позволить себе пойти только достаточно сильная власть, уверенная в своем будущем. Либо, как в Центральной и Восточной Европе, в обществе должен быть достигнут консенсус относительно безальтернативности и необходимости подорожания энергоносителей.
Ничего этого в Украине сейчас нет. С легкой руки ряда политиков в нашей стране уже несколько лет главенствует оголтелый популизм. Вопросом о повышении внутренних цен на газ сменяющие друг друга правительства перебрасываются словно горячей картофелиной у костра. При этом, любая украинская власть никоим образом не намерена давать лишние козыри в руки оппозиции: слишком уж большие потери влечет за собой отстранение от "кормушки", слишком велики противоречия между частями расколотой на партии и течения украинской "элиты". В такой ситуации реализация долгосрочных проектов, ведущих к снижению уровня населения в ближайшей перспективе, исключена.
К тому же позиции нынешней власти никак нельзя называть прочными, а возмущения, прокатившиеся в прошлом году при попытке всего лишь поднять налоги для частных предпринимателей, показывают, что в обществе снова накопился значительный протестный потенциал. По крайней мере, до выборов в Верховную Раду, которые состоятся в конце октября т.г., подъем цен на газ для населения выглядит крайне маловероятным, чего бы там ни требовал МВФ.
В конце концов, экономика - громоздкая и сложная система, обладающая значительным резервом прочности. Судя по всему, как минимум, этот год Украина сможет прожить и без поддержки со стороны международных организаций, а ее финансовая система выдержит и уплату внешнего долга, и субсидирование потребителей природного газа.
Но высокие социальные издержки повышения цен на газ (не разового увеличения, а последовательного доведения их до паритета с импортным) - это не единственный фактор, удерживающий власти от этого шага. Не стоит забывать о том, что требования МВФ представляют собой целый "пакет", в котором увеличение тарифов - только одна из составляющих. Помимо этого, МВФ требует от Украины, например, наведения порядка с возмещением НДС, закрытия оффшорных лазеек, перехода к свободному курсу гривни, который, скорее всего, обернется ее девальвацией.
Реализация всех этих мер не только не выгодна правящей элите, но и прямо приведет к резкому падению жизненного уровня населения и окончательно обрушит украинский потребительский рынок. В конце концов, для МВФ важно только то, чтобы страна, которой он дает деньги, могла расплачиваться по своим долгам, а основная тяжесть в реализации его программ всегда ложится на плечи рядовых граждан. Для украинской власти сотрудничество с МВФ на его условиях не слишком привлекательно, а цены на газ - вполне подходящий аргумент для того, чтобы объяснить отказ от выполнения всех его требований как собственному населению, так и мировому сообществу.
Но основная проблема Украины заключается вовсе не в низких ценах на газ для населения, а в дороговизне импортируемого ресурса. В настоящее время промышленные потребители, с учетом всех налогов и накруток, вынуждены платить за газ около $560 за 1 тыс куб м, и именно это оказывает наиболее разрушительное воздействие на экономику.
Столь дорогостоящий газ делает фактически неконкурентоспособными целые отрасли, снижает рентабельность производства многих товаров. Металлургические комбинаты вынуждены инвестировать средства в установки вдувания пылеугольного топлива, позволяющие сократить потребление природного газа, вместо того чтобы вкладывать их в модернизацию оборудования, способствующую повышению качества продукции и достижению большей эффективности. Да и вообще, украинскому бизнесу приходится сейчас заниматься проведением мероприятий для снижения непомерных расходов на энергоносители, отодвинув на второй план другие проекты, которые могли бы способствовать увеличению доходов и созданию новых рабочих мест.
Не зря правительство вот уже больше года пытается подойти к решению задачи газовых цен с другой стороны - не повысить внутренние тарифы до паритета с импортом, а, наоборот, добиться понижения стоимости импортного газа до внутриукраинского уровня. В этом случае власти смогли бы сохранить дешевый газ для населения и ТКЭ, добиться сокращения затрат для промышленности, подняв ее конкурентоспособность, а заодно улучшить финансовое положение "Нафтогаза Украины".
Рост внутренних цен на газ, которого требует МВФ и рекомендуют европейские советники, безусловно, укрепил бы позиции Украины в отношениях с Россией (дорогой газ можно закупить на стороне, высокие цены способствовали бы расширению добычи и сокращению потребления). Но он не решает проблем украинской экономики и стал бы для правительства символом провала его политики, нацеленной на получение уступок от России.
При этом, население может задать власти вполне резонный вопрос: а почему это курс на европейскую интеграцию должен оплачиваться за счет резкого повышения цен на газ и коммунальных тарифов, а также дорогостоящей перестройки всей украинской энергетики с упором на уголь и возобновляемые источники энергии? И не проще было бы добиться желанного уменьшения газовых платежей путем вступления Украины в Таможенный союз с Россией, Беларусью и Казахстаном?
Пожалуй, именно стремление сохранить любой ценой свой "европейский вектор" при одновременном категорическом нежелании платить за этот выбор реальную цену и является основной причиной непоследовательных действий украинского правительства. С одной стороны, оно не хочет и не может поднимать стоимость газа и коммунальных услуг для населения, а, с другой, само загоняет экономику и финансовую систему страны во все более глубокую яму.
Конечно, у Украины еще есть и время, и резерв прочности. По крайней мере, до выборов в октябре, а, скорее всего, и до конца т.г. никаких резких изменений в отечественной газовой политике не произойдет. Но что будет в 2013 г. - прогнозировать сложно.
Виктор Тарнавский
По материалам:
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас