Энергетика Польши: опыт диверсификации для Украины — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Энергетика Польши: опыт диверсификации для Украины

Энергетика
3337
Польша зависит от энергоресурсов России, в частности, нефти и природного газа, что дает Москве политические рычаги воздействия на Варшаву. Тем не менее, значительное развитие добычи природного газа могло бы помочь Польше уменьшить зависимость от России, соответствовать экологическим стандартам ЕС и утвердить свои региональные власти в качестве возможного экспортера природного газа. Польские проекты диверсификации источников энергии - строительство газового терминала по импорту сжиженного природного газа и развитие добычи сланцевого газа - воплощают эту стратегию, которая могла бы изменить Российско-польские отношения в ближайшие годы.
Как и большинство стран Центральной и Восточной Европы, Польша в значительной степени зависит от российских поставок энергоносителей. Подобно своей стратегии в отношении других европейских стран, Россия использовала эту зависимость в качестве политического инструмента и в прошлом, реализуя как механизмы прекращения поставок, так и политически мотивированные механизмы ценообразования для оказания влияния в регионе. Тем не менее, усилия по диверсификации в Польше и политические изменения в странах Европейского союза, скорее всего, повлияют на позицию России в энергетическом секторе Польши, а также на политический вес России в Польше и регионе в целом.
Польша находится в более выгодном положении, чем многие другие страны Центральной и Восточной Европы в отношении производства энергии. Польша является крупнейшим производителем угля и он составляет значительную часть первичной энергии в Польше. Страна также имеет несколько внутренних месторождений природного газа, в то время как многие другие страны Центральной и Восточной Европы, полностью полагаются на российский природный газ. Тем не менее, импорт нефти и природного газа из России составляют почти половину поставок первичных энергоносителей в Польшу, и эти поставки будут расти, так как польский спрос на энергоносители растет, и Варшава продолжает по многим причинам снижать потребление угля.
Тем не менее, Польша является уникальной страной Центральной и Восточной Европы, в рамках которой проводит значительные проекты диверсификации, такие, как строительство терминала по импорту сжиженного природного газа (СПГ). Польша также имеет потенциал для дальнейшей диверсификации путем разработки месторождений сланцевого газа (хотя перспективы для этого гораздо менее ясны).
Энергообеспечение Польши
Анализ энергоснабжения Польше необходим для того, чтобы точно оценить влияние России в этом секторе и добавить контекст усилий Варшавы по диверсификации этой отрасли.
Исторически сложилось, что уголь является самым важным источником энергии в Польше. Три крупнейших в стране угольных компании - Weglokoks, KompaniaWeglowa и Jastrzebska Spolka Weglowa - добывают около 100 млн. тонн угля в год. Уголь обеспечивает Польше более 50 процентов первичной энергии и примерно 85 процентов электроэнергии в стране. Тем не менее, переход с угля на природный газ и другие источники энергии в целях удовлетворения экологических стандартов ЕС становится одним из приоритетов Варшавы.
Нефть является еще одним важным источником энергии в Польше, обеспечивая 26 процентов первичной энергии в стране. В 2009 году спрос на нефть в Польше составил 535 000 баррелей в день. Страна импортирует почти всю потребляемую нефть, в том числе, 94 процента - из России, в основном по трубопроводу "Дружба". В отношении нефтепродуктов Польша не настолько зависит от России, однако, их импорт в Польшу составляет примерно 25 процентов ее потребностей. Польша имеет шесть нефтеперерабатывающих заводов, которые вместе с крупными польскими компаниями PKN Orlen и Grupa Lotos отвечают за переработку и автозаправочные станции.
Третий основной энергоисточник Польши - природный газ, его доля составляет 13 процентов первичной энергии в стране и 3 процента электроэнергии. Польша производит 5900000000 кубометров (БСМ) в 2009 году, или 37 процентов от общей потребности страны в 15,8 млрд. куб. Польская государственная газодобывающая компания PGNiG отвечает за 98 процентов внутренней добычи природного газа и является импортером природного газа в Польшу, единственным оператором подземных хранилищ природного газа и эффективным регулятором оптового рынка природного газа.
Хотя природный газ дает минимальный вклад в основные затраты энергии в Польше, он во многих отношениях имеет стратегическое значение для региона. В отличие от нефти, не сжиженный природный газ не может быть доставлен с помощью танкеров, ограничивая число поставщиков газа в Центральную и Восточную Европу. В настоящее время оперативных терминалов СПГ в регионе нет, так что единственный способ поставки газа в регион - по трубопроводу. И нынешняя трубопроводная инфраструктура диктует, что доминирующим поставщиком природного газа для стран Центральной и Восточной Европы - в том числе Польши - является Россия.
В 2010 году Польша импортировала 10 миллиардов кубометров природного газа из России, или 82 процента импорта в Польше, по трубопроводу с Ямала. Дополнительный 1 млрд. кубометров (11 процентов) - это российский природный газ, идущий транзитом через Германию; это означает, что Польша зависит от России практически во всем ее импорте природного газа. Эта зависимость будет расти, PGNiG подписала десятилетний контракт с российской государственной энергетической компаний Газпром в октябре 2010 года об импорте 11 млрд. кубометров, начиная с 2012 года. Кроме того, ведет работу компания Gaz-System, принадлежащая польскому Государственному казначейству - созданная в 2004 году в качестве независимого оператора газотранспортной системы в результате разделения PGNiG - оператора газопровода "Ямал" в Польше (Gaz-System уже владеет и управляет всеми природными газотранспортных и газораспределительных трубопроводов в Польше, кроме "Ямала", который был ранее продан EuRoPol Gaz).
Проекты диверсификации
В рамках попыток Польши добиться большей энергетической независимости от России Варшава стала развивать два основных направления энергетической диверсификации: поставки СПГ и производство сланцевого газа.
СПГ является основным приоритетом диверсификации Польши в ближайшее время и в среднесрочной перспективе. Первый терминал по импорту СПГ в Центральную и Восточную Европу находится в стадии строительства в северном польском городе Свиноуйсьце. Polskie LNG, дочерняя компания Gaz-System, строит терминал и будет управлять им после завершения его строительства в 2014 году. Терминал будет иметь пропускную способность 5 млрд. кубометров, с возможностью последующего расширения до 7,5 млрд.
Терминал позволит Польше получить доступ к многочисленным поставщикам сжиженного природного газа и приобретение природного газа, по цене примерно 100-150 долларов за тысячу кубических метров (ткм), что дешевле, чем русский природный газ (промышленная стоимость СПГ в настоящее время находится в диапазоне 290-350 долларов за тысячу кубометров, в то время как Польша платит 500 долларов за тысячу кубометров для российского природного газа).
PGNiG и Qatargas подписали 20-летнее соглашение в 2009 году на покупку 1,5 млрд кубометров в год, начиная с 2014 года. В то время как долгосрочные контракты, такие как сделки с Qatargas, являются традиционным способом купли-продажи СПГ, Польша скорее всего, также оставит за собой возможность спотовой покупки (покупка с немедленной поставкой за наличный расчет - прим. перев.). Терминал в Свиноуйсьце мощностью 5 млрд. кубометров почти вдвое снизит зависимость Польши от российского природного газа в ближайшие несколько лет, что значительно способствует диверсификации источников энергии в Польше. Однако, это предполагает, что страна будет использовать все 5 млрд, чтобы сократить импорт из России и, что спрос не будет расти, при этом оба эти условия вряд ли выполнимы. Но при этом, несмотря на невозможность полностью изменить энергетический баланс, терминал, безусловно, уменьшит давление, которое Польша чувствует со стороны России, и рычаги воздействия Москвы на Варшаву.
В долгосрочной перспективе Польша сосредоточилась на развитии нетрадиционных ресурсов природного газа, в том числе сланцевого газа. С тех пор, как в 2009 году в Польше начались разработки сланцевого газа, было выдано более 100 концессий, как отечественным компаниям, так и крупным международным компаниям, таким, как ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips и Marathon. Предварительные оценки показывают, что Польша может иметь 1.4-5 трлн кубометров сланцевого газа, разработка которых может резко изменить энергетическую ситуацию в Польше.
Тем не менее, существует множество препятствий на пути к коммерциализации сланцевого газа - в том числе капиталоемкость, экологические проблемы и близость ресурсов к существующей инфраструктуре распределения - на стадии раннего тестирования и бурения не все было гладко. ExxonMobil сообщила в начале февраля, что на двух первых скважинах, где проходит разведочное бурение, имеется "недостаточное количество газа" для коммерческой эксплуатации. Тем не менее, ExxonMobil впоследствии заявила о бурении еще шести скважин, демонстрируя свою приверженность этому процессу. Кроме того, PGNiG наращивает инвестиции в развитие сланца, и там были некоторые обнадеживающие первые результаты таких компаний, как дублинская San LeonEnergy.
Недавний коррупционный скандал по поводу уступки концессий сланцевого газа привел к выдвижению обвинений против ряда правительственных чиновников, но этот инцидент вряд ли будет препятствовать развитию, так как данное направление развития является широко популярным среди польской общественности. Его популярность опирается на потенциал сланцевого газа, могущий стать стратегическим бонусом Польши. Развитие этой отрасли может избавить страну от зависимости от России и, возможно, сделать Польшу экспортером природного газа в другие страны Центральной и Восточной Европы, способствуя тем самым повышению роли Польши в качестве регионального лидера. Но развитие сектора сланцевого газа - процесс долгосрочный, и в нем - в отличие от сжиженного природного газа - нет точных сроков ввода в строй, к тому же, он может оказаться невыгодным.
Большинство поставок нефти и природного газа в Польшу идет из России, которая использует энергоносители в качестве политического инструмента в Центральной и Восточной Европе. Чтобы уменьшить влияние России, Польша начала диверсификацию своей энергетической структуры с помощью различных инициатив. В то же время, дополнительные общеевропейские веяния в энергетике, такие, как пересмотр цен между Россией и крупнейшими европейскими энергетическими компаниями и реализация Третьего энергетического пакета Европейского Союза, также затрагивают влияние России. Этот развивающийся энергетический ландшафт будет иметь геополитические последствия и в отношениях между Россией и Польшей, и во всем регионе в целом.
Анализ
Польша стремится снять зависимость от поставок энергоносителей из России с помощью запланированного на ближайшее будущее строительство терминала по импорту сжиженного природного газа (СПГ) и долгосрочной программы развития добычи сланцевого природного газа. Но на позицию России в польском (и, соответственно, в европейском) энергетическом секторе повлияют два события: пересмотр цен крупнейших европейских энергетических компаний на российский природный газ и реализации ЕС Третьего энергетического пакета.
Переговоры о ценах
Изменения в энергетической картине Западной Европы заставили Россию пересмотреть свою ценовую политику в отношении многих ведущих энергетических фирм Европы. В 2010-2011 годах большинство западноевропейских клиентов российской государственной энергетической компании "Газпром" пересмотрят свои контракты на природный газ, а несколько компаний - в том числе Wingas в Германии, GDF Suez во Франции, EconGas в Австрии, Sinergie Italiane в Италии и Slovensky Plynarensky Priemysel в Словакии - получат скидки в начале 2012 года. Источники Stratfor в Москве говорят, что некоторые фирмы платят менее 300 долларов за тысячу кубических метров (ткм), в то время как средняя цена в Западной Европе, по имеющейся информации, в январе упала ниже 410 долларов за тысячу кубометров.
Тем не менее, за исключением Словакии, большинство стран Центральной и Восточной Европы не подпадают под эту скидку. Этот регион не имеет рыночной власти в Западной Европе, потому имеет меньше шансов на компромисс с "Газпромом". Например, польская государственная газовая компания PGNiG платит примерно 500 долларов за тысячу кубометров, примерно на 25 процентов больше, чем установленная средняя цена, взимаемая "Газпромом" в Западной Европе. До завершения строительства Польшей терминала СПГ в Свиноустье PGNiG не будет иметь таких рычагов, как западноевропейские компании (или дружеских отношений с Россией, подобно Словакии, которая получает выгоду от своего статуса в качестве основного центра распределения).
В ноябре 2011 года PGNiG стремилась изменить свой контракт с Газпромом через арбитражный суд в Стокгольме. Другие поставщики энергии проводили тот же курс: Итальянская Edison выиграла дело в июне 2011 года, что спасло компании примерно 200 млн. долларов в год. Тем не менее, Газпром недавно заявил, что может пойти на снижение цен на 7-10 процентов в обмен на крупные покупки со стороны клиентов, в том числе PGNiG. Несмотря на свое заявление в суд, PGNiG заявила, что готова вести переговоры с Газпромом по этому последнему предложению. Процессы притяжения и отталкивания между Россией и Польшей за природный газ будут хорошо видны в ближайшем будущем.
Третий энергетический пакет
Третий энергетический пакет Европейского союза реорганизует производство энергии, транспортировки и продажи, и это тоже влияет на динамику европейских поставок энергии. Союз российских и европейских производителей энергии хочет позволить независимым производителям доступ к энергетической инфраструктуре в целях стимулирования конкуренции и снижения цен. Пакет также имеет геополитическую цель: сломать монополию Газпрома в европейских энергетических поставках и распределении. Достижение этого будет способствовать стремлению европейских и российских конкурентов заставить Газпром отказаться от эксклюзивного доступа к европейским газопроводам, транспортирующим природный газ.
Основной эффект от реализации в Польше Третьего энергетического пакета связан с PGNiG, которая занимает доминирующее положение в секторе природного газа, и ямальским трубопроводом. Этот процесс начался, когда Gaz-System, принадлежащая польскому Государственному казначейству, взяла на себя право действовать от имени собственника ямальского трубопровода EuRoPol Gaz в октябре 2010 года, а Польша объявила о планах подготовить несколько правил недискриминационного доступа к трубе, в соответствии с требованиями Комиссии ЕС по энергетике. Эти правила требуют расширить использование "существующих трансграничных мощностей на новых игроков рынка" и строительство новых распределительных станций природного газа и хранилищ СПГ. Энергетические планы, такие как строительство соединительных линий, между Польшей, Чешской Республикой и Словакией, а также странами Балтийского региона, планируемой постройкой еще одного терминала СПГ - заслуживают рассмотрения, хотя эти планы сталкиваются со многими препятствиями и полной их реализации не ожидается еще два-три года.
Прогноз
2014 год станет ключевым годом в отношениях Польши с Россией, так как именно в этом году Польша начнет свой отход от российского природного газа с помощью своего терминала по импорту СПГ. В долгосрочной перспективе сланцевый газ естественного развития также может коренным образом изменить энергетическую ситуацию в Польше, но до сих пор неясно, оправдает ли сланцевый газ благие надежды Варшавы.
В то же время, в ближайшие два года будут отмечены переговоры между Польшей и Россией по поводу ценовых споров и комплексной реализации Третьего энергетического пакета. Польша будет также изучать другие перспективные энергетические проекты, такие как Польско-Литовский трубопровод и развитие добычи сланцевого природного газа в странах Балтии.
Москва прекрасно понимает энергетическую стратегию Варшавы, и русские будут стремиться противостоять усилиям Польши по диверсификации и стараться сохранить свое влияние в стране. Россия может согласиться на более благоприятные цены на природный газ, которые по-прежнему дадут значительную прибыль Газпрому, сохраняя при этом некоторые стратегическое значение для России. Но Россия также может развить более агрессивную энергетическую политику по отношению к Польше и всему региону и стараться подорвать их планы диверсификации источников энергии другими путями.
Поставки в Польшу не составляют большую часть рынка энергетического экспорта России, но это - стратегическая часть. В других странах Европы Россия размещает свои стратегические и тактические активы (например, строительство трубопроводов Nord Stream и South Stream и приобретение коммунальных предприятий в нижнем секторе рынков), чтобы как можно больше укрепить свои позиции в европейском энергетическом секторе. Ряд факторов будет определять, какая страна сможет использовать более эффективную энергетическую стратегию. В результате мы можем иметь последствия, которые выходят далеко за рамки энергетики.
Янек Скажинськи
По материалам:
Хвиля
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас