1925
Банковское реформаторство-2012: от А до Я (часть 1)
Вопреки значительному приросту бюджетного дефицита и связанной с этим угрозой гиперинфляции и мега-девальвации, минувший год прошел без особых потрясений. В банковской системе произошло немало реформ, первые результаты которых в виде кризиса ликвидности и сворачивания розничного бизнеса банки и их клиенты ощутили на себе. В то же время активно развивался карточный бизнес и интернет - банкинг, были разработаны новые инструменты для привлечения долгосрочных ресурсов и стимулирования кредитования. Обзор изменений в банковском регулировании за 2011 год и анализ их влияния на банковскую систему подготовил Prostobankir.com.ua.
Статистика - вещь упрямая
Для начала немного статистики - посчитаем, с каким багажом наша банковская система вступила в новый 2012 год. По данным годовой финансовой отчетности банков установлено следующее:
Дополнительные вложения в уставный капитал в течение года составили 26 млрд.грн., и по состоянию на начало года собственный капитал банков достиг 155,5 млрд.грн., при этом уплаченный зарегистрированный уставный капитал - 171,9 млрд.грн., что вопреки убыточности банковской системы свидетельствует о готовности и способности собственников банков поддерживать свой бизнес.
Чистый убыток банковской системы составил 7,7 млрд.грн., что на 5,3 млрд.грн. меньше показателя за 2010 год. При этом количество убыточных банков сократилось незначительно (31 из 175 по сравнению с 35 из 175 на начало года), что свидетельствует об общей тенденции снижения убыточности банковской системы.
Снижение убытков произошло за счет увеличения доходов до 142,2 млрд.грн., что на 5,9 млрд.грн. больше показателя за предыдущий год, в том числе:
процентные доходы банков возросли незначительно и составили 113,4 млрд.грн. при показателе 113,3 млрд.грн. за 2010 год, что на фоне общего прироста активов свидетельствует об изменении политики ценообразования по активным операциям;
комиссионные доходы на 3,1 млрд.грн. превысили показатель предыдущего периода и составляют 18,5 млрд.грн., что с учетом структуры комиссионных доходов свидетельствует о повышении доходности по пассивным операциям.
процентные доходы банков возросли незначительно и составили 113,4 млрд.грн. при показателе 113,3 млрд.грн. за 2010 год, что на фоне общего прироста активов свидетельствует об изменении политики ценообразования по активным операциям;
комиссионные доходы на 3,1 млрд.грн. превысили показатель предыдущего периода и составляют 18,5 млрд.грн., что с учетом структуры комиссионных доходов свидетельствует о повышении доходности по пассивным операциям.
Общие расходы банков изменились незначительно и составили 149,9 млрд.грн. при показателе 149 млрд.грн. за 2010 год, но при этом произошли значительные изменения в их структуре:
административные расходы возросли на 11,2 млрд.грн. и составили 50,4 млрд.грн., что с учетом их структуры и на фоне сокращений персонала и закрытия отделений свидетельствует о повышении затрат на обеспечение банковских процессов;
расходы на формирование резервов по кредитам снизились на 10,62 млрд.грн. и составили 35,5 млрд.грн., что с учетом общего прироста активов свидетельствует о повышении качества кредитных портфелей банков.
административные расходы возросли на 11,2 млрд.грн. и составили 50,4 млрд.грн., что с учетом их структуры и на фоне сокращений персонала и закрытия отделений свидетельствует о повышении затрат на обеспечение банковских процессов;
расходы на формирование резервов по кредитам снизились на 10,62 млрд.грн. и составили 35,5 млрд.грн., что с учетом общего прироста активов свидетельствует о повышении качества кредитных портфелей банков.
Активы банков возросли на 112,2 млрд.грн. и составляют 1 054,3 млрд.грн., что в основном обусловлено приростом кредитов и задолженности клиентов на 63,3 млрд.грн. (общая сумма составляет 813,9 млрд.грн.), в том числе:
портфель кредитов юридических лиц вырос на 69,9 млрд.грн., при этом на 61,0 млрд.грн. за счет прироста кредитов в национальной валюте;
портфель кредитов физических лиц в общем сократился на 8 млрд.грн. за счет сокращения кредитов в иностранной валюте на 29,63 млрд.грн., но при этом сумма кредитов в национальной валюте возросла на 21,6 млрд.грн..
портфель кредитов юридических лиц вырос на 69,9 млрд.грн., при этом на 61,0 млрд.грн. за счет прироста кредитов в национальной валюте;
портфель кредитов физических лиц в общем сократился на 8 млрд.грн. за счет сокращения кредитов в иностранной валюте на 29,63 млрд.грн., но при этом сумма кредитов в национальной валюте возросла на 21,6 млрд.грн..
Динамика активов банков свидетельствует об относительном оживлении кредитования юридических лиц и изменениях валютной структуры задолженности клиентов в пользу национальной валюты, при этом кредитование физических лиц существенно сократилось.
Обязательства банков возросли на 94,4 млрд.грн. и составляют 898,8 млрд.грн., что в основном обусловлено приростом средств клиентов на 85,5 млрд.грн. (общая сумма составляет 524,9 млрд.грн.), в том числе:
средства юридических лиц возросли на 50 млрд.грн., в том числе за счет прироста депозитов на 27,3 млрд.грн., при этом за счет прироста средств в национальной валюте на 31,1 млрд.грн.;
средства физических возросли на 35,5 млрд.грн., в том числе за счет прироста депозитов на 29,5 млрд.грн., при этом за счет прироста средств в иностранной валюте на 17,7 млрд.грн.
средства юридических лиц возросли на 50 млрд.грн., в том числе за счет прироста депозитов на 27,3 млрд.грн., при этом за счет прироста средств в национальной валюте на 31,1 млрд.грн.;
средства физических возросли на 35,5 млрд.грн., в том числе за счет прироста депозитов на 29,5 млрд.грн., при этом за счет прироста средств в иностранной валюте на 17,7 млрд.грн.
Динамика обязательств банков свидетельствует о повышении доверия вкладчиков к банкам, но при этом о снижении доверия к национальной валюте.
Выводы: цифры подтверждают, что банковская система медленно, но уверенно оживает. К позитивным результатам можно отнести снижение доли валютных активов и обязательств, прирост и повышение качества активов, пополнение уставного капитала, возобновление доверия вкладчиков к банкам. К негативным - устойчивое недоверие к национальной валюте, падение объемов розничного кредитования и повышение расходов по обеспечению банковской деятельности.
Реформы - вещь непростая
Проведенные реформы в банковском секторе имеют самое непосредственнее отношение к описанным выше результатам деятельности банков, поскольку именно эти направления затронули самые знаковые из них. Некоторые нововведения воспринимались банковской общественностью довольно шумно, но в конечном итоге не принесли ощутимых результатов, поэтому наш топ-лист изменений в банковском регулировании построен по принципу существенности влияния той или иной реформы на деятельность банков. К каждой проблеме регуляторы подходили комплексно, в результате по каждому направлению было утверждено по несколько взаимодополняющих документов. Мы проанализируем данные реформы в формате блоков документов с учетом хронологической последовательности событий внутри каждого блока. Но обо всем по порядку…
Реформа №1 - Валютное регулирование или доллар "вне закона" - безусловно, самая яркая и самая комплексная из прошлогодних реформ, направленная на вытеснение валюты с национального рынка, в рамках которой произошли следующие изменения:
Отмена сбора на пенсионное страхование с операций по купле-продаже безналичной иностранной валюты (Изменения к Закону "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование").
В результате клиенты перестали удерживать на счете излишне купленную валюту с целью экономии на пенсионном сборе, что позитивно повлияло на курс по операциям купли-продажи безналичной валюты.
Упрощение правил торговли валютой (постановление НБУ от 14.12.2010 № 544): в соответствии с требованиями МВФ банкам предоставлена возможность покупать валюту на межбанковском валютном рынке независимо от обязательств в этой валюте и участие в торгах одновременно в качестве покупателя и продавца каждого вида иностранной валюты.
Данным нововведением упразднены существовавшие ранее ограничения для покупки валюты, что привело к спекуляциям на межбанковском валютном рынке и поставило под угрозу стабильность национальной валюты.
Ужесточение нормативов валютной позиции и установление санкций за его нарушение (постановления НБУ от 22.06.2011 № 204 и 205): банк может покупать валюту только в пределах лимитов валютной позиции и при соблюдении порядка формирования обязательных резервов за предыдущий отчетный период. При этом лимиты длинной и короткой позиции снижены до 5% и 10% соответственно (в то же время сформированные банками резервы под валютные кредиты при расчете лимитов не учитываются согласно постановлению от 28.02.2009 № 109), установлен ежедневный контроль указанных нормативов и обязанность банков в дальнейшем продавать излишки валюты не позднее следующего банковского дня. Кроме того, установлены санкции за нарушение норматива, в том числе недопуск к покупке валюты при проведении НБУ валютных интервенций.
Данными требованиями значительно ограничиваются возможности для покупки валюты и объемы такой покупки, что лишает банк возможности на проведение спекуляции и соответственно снижает спрос на валюту.
Ужесточение нормативов обязательного резервирования относительно средств клиентов в иностранной валюте (постановления НБУ от 16.06.2011 N 195 и от 15.11.2011 N 407): данные нормативы дважды пересматривались в течение года и повышены по краткосрочным средствам и средствам до востребования до 7,5% и 8% соответственно. При этом банки обязаны были формировать обязательные резервы на отдельном счете в НБУ в размере 100%, но последним постановлением Национальный банк смягчил свои требования, разрешив формировать на отдельном счете в НБУ 70% сформированных резервов, и остальную часть - на корсчете банка в НБУ в размере не менее 25% от суммы сформированных резервов.
Данные нормы фактически "заморозили" ресурсы банков, лишая их возможности проведения спекуляции, а также стимулировали снижение процентных ставок по средствам клиентов в валюте, что снижает привлекательность валютных депозитов, но в то же время спровоцировали негативный побочный эффект в виде ресурсного голода и кризиса ликвидности в банковской системе.
"Паспортизация" обмена валюты (постановления НБУ от 11.08.2011 № 278 и от 11.10.2011 № 364): в соответствии с требованиями Декрета КМУ "О системе валютного регулирования и валютного контроля" Национальный банк изменил правила осуществления валютно-обменных операций, обязав банки покупать или продавать наличную валюту только после предъявления паспорта и сохранять его копию в документах дня. Впоследствии НБУ позволил использовать другие удостоверяющие личность документы без их копирования, но при этом ограничил сумму продажи валюты одному физическому лицу за день 150 тыс. грн.
Указанным нововведением предполагалось ограничить спрос клиентов на наличную валюту, однако покупки валюты возросли до рекордных размеров еще до его внедрения, а потом ненадолго снизились в результате предварительно удовлетворенного спроса и активизации теневого сектора. Таким образом, данная мера пока не привела к ожидаемым результатам, а только усугубила панику на валютном рынке и активизировала теневой обмен валюты.
Результаты реформы: поскольку наша страна еще не готова к рыночному регулированию валютного курса, Национальный банк в течение прошлого года в пределах своих полномочий сделал все возможное для обеспечения стабильности национальной валюты, сдерживая уровень инфляции административными и монетарными методами, но потратив при этом существенную часть золотовалютных резервов. В результате структура активов и обязательств банков существенно изменилась в пользу национальной валюты, в то же время уровень доверия клиентов к гривне остается устойчиво низким. Кроме того, в результате жестких мер НБУ банки испытывают недостаток ресурсов в национальной валюте, но при этом получили переизбыток ресурсов в иностранной валюте, которые не могут эффективно использовать в связи с теми же ограничениями по торговле валютой и в силу ряда причин, которые мы рассмотрим далее.
Реформа №2 - Возрождение кредитования или обманутые ожидания - это, скорее, продолжение предыдущей реформы с некоторыми шагами по повышению качества кредитных портфелей, в рамках которой произошли такие события:
Прекращение действия законодательных ограничений для валютного кредитования (утратил силу Закон "О внесении изменений в некоторые законы Украины с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса"): отмена моратория на выдачу валютных кредитов физическим лицам и моратория на выселение должников по ипотечным договорам.
Данное событие, вопреки ожиданиям банкиров, не оживило розничное кредитование, поскольку жесткие требования Национального банка к порядку формирования резервов по кредитам в иностранной валюте (постановление от 01.12.2008 № 406) значительно снижают экономическую целесообразность таких кредитов, при этом спрос на кредиты в национальной валюте остается достаточно низким в связи с высокими процентными ставками и низким уровнем кредитоспособности населения.
Снижение нормативов резервирования по валютным кредитам производителей товаров с госрегулированием цен (постановление НБУ от 31.05.2011 № 170): в качестве исключения Национальный банк разрешил банкам формировать резервы по валютным кредитам, предоставленным для производства товаров и услуг с госрегулированием цен, по тем же нормативам, что и для кредитов предприятиям, получающим валютную выручку.
Нововведение позволяет банкам формировать меньше резервов по валютным кредитам указанных клиентов, что повышает экономическую целесообразность таких кредитов и повышает интерес банков к кредитованию реального сектора экономики.
Урегулирование проблемной задолженности банков (постановления НБУ от 31.12.2010 № 593 и от 01.06.2011 года № 172): изменения к порядку формирования резервов по кредитным операциям, в соответствии с которыми банки получили возможность повышать категорию кредитных операций по реструктуризированным кредитным сделкам при хорошем обслуживании долга, а также утверждение порядка возмещения банками безнадежной задолженности за счет сформированного резерва.
Указанные нормы позволили банкам классифицировать реструктуризированные сделки в зависимости от обслуживания долга наравне с обычными сделками, а также списывать классифицированную по методике НБУ безнадежную задолженность за счет созданных резервов без налоговых последствий, что позитивно отразилось на качестве кредитных портфелей и объемах сформированных резервов.
Судебная практика в сфере правоотношений между заемщиками и кредиторами (постановления ВСУ от 21.03.2011 по делу № 6-7ц11, от 06.07.2011 по делу № 37/69, от 30.03.2011 по делу № 6-41243св10, от 20.07.2011 по делу № 18/42, от 20.07.2011 по делу № 14/22-11):
если банк имеет банковскую лицензию и получил письменное разрешение НБУ на осуществление операций с валютными ценностями, то он имеет право осуществлять кредитование в иностранной валюте без индивидуальной лицензии НБУ;
экономический кризис коснулся обоих участников правоотношений и не может быть основанием для признания кредитной сделки недействительной, при этом значительное увеличение курса доллара по отношению к гривне также не является существенным изменением, поскольку курс валют устанавливается НБУ ежедневно;
с учетом природы поручительства договор обеспечения выполнения кредитных обязательств при отсутствии волеизъявления заемщика является недействительным.
если банк имеет банковскую лицензию и получил письменное разрешение НБУ на осуществление операций с валютными ценностями, то он имеет право осуществлять кредитование в иностранной валюте без индивидуальной лицензии НБУ;
экономический кризис коснулся обоих участников правоотношений и не может быть основанием для признания кредитной сделки недействительной, при этом значительное увеличение курса доллара по отношению к гривне также не является существенным изменением, поскольку курс валют устанавливается НБУ ежедневно;
с учетом природы поручительства договор обеспечения выполнения кредитных обязательств при отсутствии волеизъявления заемщика является недействительным.
В соответствии со сложившейся судебной практикой банки разделили тяготы кризисной девальвации с заемщиками, при этом относительно некоторых договоров обеспечения пришлось понести убытки в результате признания их недействительными.
Результаты реформы: долгожданный прорыв на рынке кредитования откладывается, поскольку жесткие требования НБУ по формированию резервов снижают привлекательность кредитов в иностранной валюте, при этом кредиты в национальной валюте еще довольно дорогое удовольствие для клиентов, да и достаточными ресурсами в национальной валюте банки пока не располагают. В результате несколько крупных банков в прошлом году вообще свернули розничный бизнес, а темпы падения валютных активов физических лиц опережают темпы прироста активов в национальной валюте.
При этом кредитование корпоративных клиентов уверенно возрастает, в том числе, благодаря мерам НБУ. По результатам прошлого года кредитование не оправдало ожиданий банкиров в части повышения доходности, и банки переориентировались на получение доходов из других источников, и, как ни странно, получили достаточно мощную поддержку регулятора в этом направлении.
Продолжение следует…
По материалам: Простобанк Консалтинг
Поделиться новостью