Ъ: Только треть зажиточных граждан доверяют украинским банкам


Ъ: Только треть зажиточных граждан доверяют украинским банкам

Девальвация гривны и экономический кризис не отразились на капиталах состоятельных граждан Украины, которые с 2008 по 2010 год наращивали свои сбережения в украинских банках, говорится в отчете компании KPMG. При этом банкиры, помогающие им в приумножении дохода, сами не всегда могут показать позитивный финансовый результат. Они и дальше планируют расширять клиентскую базу и лоббировать упрощение валютного законодательства в интересах своих подопечных.

Вчера консалтинговая компания KPMG обнародовала результаты исследования рынка private banking в Украине в 2008-2010 годах. Согласно отчету, финансовый кризис не помешал состоятельным клиентам банков накапливать средства - их доля в активах кредитных учреждений выросла с 3,2% до 5,5%. При этом всего 32% таких клиентов хранят свои капиталы в украинских банках - остальные выводят средства за рубеж.

Любопытно, что не все учреждения, которые помогают умножать капиталы богатым клиентам, сами успешны. Лидером, занявшим четверть рынка, признан УкрСиббанк - он получил в 2011 году наибольший убыток в 3,7 млрд грн. Остальные участники топ-5 прибыльны: ПриватБанк занял 23% рынка, Альфа-банк - 16%, ОТП Банк - 11%, а "Райффайзен Банк Аваль" - 9%.

В Украине гораздо проще получить VIP-статус, чем за рубежом. Фактически это сделать может любой представитель среднего класса - необходимо лишь располагать годовым доходом в $10-250 тыс. и разместить в банке $85-500 тыс. "За границей речь о private banking начинается от $1 млн. В Украине сложно применять такую сегментацию, потому что VIP-клиенты - это выходцы из ритейла. В среднем их объем средств составляет $100 тыс.",- рассказывает руководитель департамента приватного банкинга ОТП Банка Елена Колосветова. Участники рынка отмечают, что 35 млн вкладчиков накопили $35 млрд. Из них депозиты до 150 тыс. грн имеет 99,2%, а оставшиеся 0,8% являются целевой аудиторией private banking. 44% клиентов - собственники бизнеса, 32% - топ-менеджмент, 15% - чиновники, 9% - знаменитости. "Последняя категория особенная. Эти люди живут и чувствуют себя по-другому. Они, в отличие от других, занимаются накоплением первоначального капитала",- поясняет советник главы совета директоров Дельта Банка Максим Шахалов.

Заинтересованность банкиров в привлечении богатых клиентов оправданна. Несмотря на то что VIP-клиенты составляют меньше 1% общей базы, именно они приносят в банки 35% всех вкладов. Участники рынка не смогли оценить свою прибыль от обслуживания состоятельных клиентов. По словам помощника председателя правления, руководителя бизнеса private banking УкрСиббанка Алексея Александрова, доход от одного такого клиента равен доходу от 200 ритейловых. В OTP Group, где обслуживается 25 тыс. клиентов private banking, годовой доход этого сегмента составляет 200 млн евро.

Впрочем, кредитные учреждения, решившие заниматься этим направлением, несут серьезные риски. "С одной стороны, банку не нужно нести существенные расходы на поддержание региональной сети и человеческих ресурсов,- говорит директор департамента приватного бизнеса ВиЭйБи Банка Ольга Щербина.- А с другой - данный бизнес имеет концентрацию средств на одного клиента, и его потеря может привести к значительному снижению общего портфеля в управлении".

Банкиры планируют наращивать клиентскую базу. "Убыток, конечно, влияет на настроения клиентов. Но их сейчас у нас 1500, и, думаем, это число увеличится. В хорошие годы прирост составлял 20-35%",- отмечает господин Александров. Также ведется работа над либерализацией валютных правил для предоставления клиентам новых услуг. По словам Елены Колосветовой, это делается для того, чтобы можно было покупать ценные бумаги украинских эмитентов, котируемые на иностранных биржах.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua