Персидский недолив — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Персидский недолив

Энергетика
717
Мировой рынок нефти словно перешел на функционирование по принципу: ни года без "горячей точки". Не успела нормализоваться ситуация в ливийской нефтяной отрасли, постепенно наращивающей уровень добычи, как резко обострилась ситуация вокруг Ирана. В конце прошлого года США и Евросоюз ужесточили экономические санкции против страны, значительно затруднив ей проведение международных финансовых и торговых операций. А в январе этого года ЕС объявил эмбарго на импорт иранской нефти, невзирая на угрозы Тегерана в ответ перекрыть Ормузский пролив, одну из важнейших транспортных артерий в мировой нефтеторговле.
Неслучайное обострение
События вокруг Ирана развиваются стремительно. Новые экономические санкции, резко ограничивающие возможность иранских компаний проводить расчеты со своими зарубежными торговыми партнерами, были введены США 21.11.11 г. Вскоре к ним присоединился и Евросоюз. В декабре европейские страны озвучили новую инициативу, предусматривающую полный запрет на импорт иранской нефти в ЕС.
Иранская сторона 8.01.12 г. в ответ пригрозила перекрыть военными средствами Ормузский пролив, через который ежедневно проходят танкеры с 16-19 млн бар нефти, что соответствует, в среднем, 18% от объема глобального производства и около 40% от объема мировых поставок нефти морским путем.
Несмотря на эти угрозы, ЕС 23.01.12 г. объявил о введении эмбарго, которое вступит в силу с 1 июля т.г. Иран не стал пока предпринимать никаких действий в отношении нефтяных танкеров, но зато заявил о готовности объявить собственное эмбарго на поставки нефти в ЕС, которое вступит в силу незамедлительно. Между тем в Персидском заливе и вокруг него наращивается военное присутствие США. По мнению некоторых наблюдателей, регион находится на грани нового военного конфликта.
Эта история вызывает немало вопросов. И первый из них - почему рост напряженности оказался настолько стремительным. На первый взгляд, никаких принципиальных изменений в состоянии иранской атомной программы, считающейся главной причиной конфликта этой страны со США и Европой, не произошло. Более того, 8 января, когда правительство Ирана обнародовало свою угрозу в адрес Ормузского пролива, министр обороны США Леон Панетта заявил, что Иран не пытается создать ядерное оружие. Мирный (пока) характер иранской программы подтвердило, по сведениям американских СМИ, и ЦРУ.
Другое дело, что постепенно развивая свой атомный потенциал, Иран приближается к черте, при пересечении которой он получает теоретическую возможность обзавестись собственным ядерным арсеналом. Но пока ситуация не выглядит столь угрожающей, как ее стремятся представить европейские и американские СМИ.
Впрочем, ряд СМИ приводят другую причину резкого обострения ситуации вокруг Ирана. В этой стране 2 марта 2012 г. должны пройти парламентские выборы. В этом отношении финансовые санкции, которые уже привели к 70%-ному падению межбанковского курса иранской валюты за неполных два месяца, перебоям с импортом и вынужденной остановке ряда правительственных проектов, логично рассматриваются как средство дестабилизации обстановки в стране.
По оценкам независимых экспертов, иранская либерально-реформаторская оппозиция не имеет особых шансов на победу на мартовских выборах. Однако санкции, которые уже вызвали падение жизненного уровня в стране, в комплекте с типичными западными обвинениями о фальсификации результатов выборов могут повысить вероятность возникновения беспорядков. А в качестве "программы-максимум", очевидно, будет приниматься свержение нынешнего режима и приход к власти менее антизападных сил либо долгосрочная дестабилизация.
Журналист Пере Эскобар из Asia Times приводит еще один довод в пользу того, что атомная программа Ирана является не причиной, а поводом для усиления давления США и Евросоюза на страну. По его данным, в последнее время правительство Ирана предпринимало активные шаги по уходу от доллара в международных расчетах. В частности, Китай имеет возможность оплачивать иранскую нефть в юанях, а Япония - в иенах.
Как напоминает П.Эскобар, в последнее десятилетие уже были два политика, которые пытались убрать доллар с нефтяного рынка. Первого из них звали Саддам Хуссейн, который в 2000 г. начал принимать платежи за нефть только в евро, а второго - Муаммар Каддафи, ратовавший за введение так называемого "золотого динара". Даже если это совпадение, то довольно красноречивое.
Однако все эти конспирологические измышления имеют лишь весьма косвенное отношение к реальной обстановке на мировом рынке нефти. Здесь более важны реальные действия. Рассмотрим пути возможного развития конфликта вокруг Ирана и его влияния на рынок.
Нефтяной пролив
Произнесенная 8 января угроза Ирана перекрыть Ормузский пролив вызвала изрядный переполох в мировых СМИ, но, как ни странно, не оказала особого воздействия на биржевые котировки нефти. В течение большей части января торговля в Нью-Йорке осуществлялась в интервале $95-100 за бар, а в Лондоне котировки сорта Brent были близки к отметке $110/бар, но почти не превышали ее.
И такое отношение биржевиков было вполне объяснимым. Прежде всего, пролив между Ираном и Аравийским полуостровом достаточно широк (54 км в самом узком месте), и перекрыть его не так-то просто, особенно, учитывая наличие в этих водах сразу трех американских авианосных групп.
Между прочим, во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. обе стороны вели довольно интенсивную "танкерную войну", стремясь парализовать поставки нефти. С апреля 1984 г. по декабрь 1987 г. в Персидском заливе (в основном, у берегов Ирана) было атаковано более 450 судов, из которых 340 получили повреждения (из них - 259 танкеров).
За весь период боевых действий было потоплено всего 11 судов. Пожары, возникавшие на танкерах вследствие попадания ракет и подрыва на минах, обычно ликвидировались силами экипажа. Как выяснилось, танкер водоизмещением более 100 тыс т - мишень крупная, но весьма живучая, потопить или даже существенно повредить его совсем не просто.
Сегодня же суда этого класса стали еще прочнее. Все они имеют двойные корпуса, разделены на большое количество отсеков и оснащены самым совершенным противопожарным оборудованием. Конечно, противокорабельные ракеты тоже стали мощнее, но далеко не факт, что кто-то их будет применять.
По мнению многих экспертов, Иран может угрожать, но, скорее всего, сам не рискнет начать первым военные действия. Для него, учитывая соотношение сил, это просто самоубийство. Кроме того, даже такие страны, как Китай и Индия, которые в целом сочувствуют Ирану в его противостоянии с Соединенными Штатами, высказались резко против перекрытия пролива.
Безусловно, усиление напряженности вокруг Ормузского пролива и наличие там достаточно мощных военных группировок двух противоборствующих сторон повышают вероятность провокации конфликта. Соответствующий механизм отработан США во время так называемого "Тонкинского инцидента" в октябре 1964 г., когда, якобы, имевшая место неспровоцированная атака вьетнамскими катерами американских кораблей (на самом деле, как выяснилось несколько лет спустя, все обстояло с точностью до наоборот) стала для США поводом для начала Вьетнамской войны.
Такой вариант развития событий нельзя полностью исключить либо ближе к президентским выборам в США в ноябре 2012 г., либо в случае серьезных беспорядков в Иране после мартовских выборов. Но следует отметить, что вся иранская стратегия противостояния с Западом, по оценкам ряда наблюдателей, основывается на том, что американцы не рискнут пойти на открытое противостояние.
Впрочем, в случае военных действий в Ормузском проливе и Персидском заливе как раз США пострадают менее всего. По данным ОПЕК, в 2010 г. в Северную Америку поступало в среднем 1.615 млн бар ближневосточной нефти в сутки, что составляет менее 20% американского импорта. Доля поставок в США в общем объеме трафика через Ормузский пролив, как отмечает Министерство энергетики США, составляет менее 10%, немногим больше - в ЕС (все остальное идет, в основном, в Индию, Китай и страны Восточной и Юго-Восточной Азии). Именно азиатские страны и станут главными потерпевшими в случае новой войны в Персидском Заливе.
Кроме того, не стоит сбрасывать со счета и возможные обходные пути. В Саудовской Аравии действует нефтепровод мощностью 4.5 млн бар в сутки, по которому нефть перекачивается с побережья Персидского залива на экспортные терминалы в Красном море. Правда, около половины нефти, поставляемой по этому трубопроводу, используется внутри страны, но при необходимости поставки за рубеж могут быть увеличены. В мае или июне этого года должен войти в строй нефтепровод в ОАЭ, по которому до 1.8 млн бар в сутки можно будет направлять на терминал в порту Фуджайра по другую сторону Ормузского пролива.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что угроза возникновения перебоев с поставками нефти из Персидского залива вследствие военных действий не слишком велика. Иран вряд ли начнет первым военные действия, а США, очевидно, прибегут к силе только в том случае, если противник будет находиться в резко ослабленном состоянии вследствие внутренней дестабилизации. В последнем случае военные действия будут короткими и не окажут существенного воздействия на транспортировку нефти из Персидского залива.
Более значительное и долгосрочное воздействие на рынок могут оказать санкции - эмбарго на импорт иранской нефти, введенное странами ЕС, и встречное эмбарго, которое собирается вводить Иран. Здесь последствия могут оказаться весьма заметными.
Палка о двух концах
Вообще, санкции, примененные к Ирану, - очень сильное оружие. Совсем недавно в этом убедилась Сирия, к которой аналогичное эмбарго было применено в сентябре 2011 г. До этого Сирия ежесуточно добывала около 385 тыс бар нефти, из которых около 150 тыс - экспортировала. Практически все внешние поставки приходились на страны ЕС, а также Турцию, которая тоже присоединилась к режиму санкций. В результате экспорт сирийской нефти полностью прекратился, и уже к декабрю добыча была уменьшена до 260 тыс бар в сутки, которые могли быть переработаны местными НПЗ.
Сирийцам так и не удалось найти новых покупателей на свою нефть, хотя интерес к ее приобретению одно время проявляли некоторые индийские компании. Основная проблема заключалась в том, что страховые компании (большинство зарегистрированы в Европе или карибских оффшорах) отказались страховать суда, которые могли быть использованы для вывоза нефти из сирийских портов, либо выставляли непомерно высокие ставки за "риск".
По данным американской газеты The Wall Street Journal, в январе сирийцы попытались отправить на экспорт партию нефти через Иран, но эта попытка была сорвана американцами, надавившими на судовладельца. Сейчас же Ирану уже не до оказания помощи Сирии, самим бы выпутаться из нелегкой ситуации.
Страны ЕС, объявляя 23 января об эмбарго в отношении иранской нефти, дали местным компаниям время до 1.07.12 г., чтобы те успели подготовиться к прекращению этих поставок. Действующие контракты будут выполняться до конца I полугодия, заключение новых - запрещено. Правда, в апреле-мае (после выборов в Иране) планируется обсудить эту тему еще раз, оценить воздействие санкций и окончательно решить вопрос о том, вводить ли эмбарго или все-таки нет.
По различным данным, в 2011 г. в страны ЕС ежесуточно поставлялось от 450 тыс до 800 тыс бар иранской нефти. По данным International Energy Agency (IEA), этот показатель в среднем за 2011 г. составлял 600 тыс бар в сутки. Таким образом, на Европу приходилось около четверти иранского экспорта нефти, объем которого в конце прошлого года составлял около 2.2-2.3 млн бар в сутки, а ЕС покрывал за счет Ирана более 5% своих потребностей. Правда, в конце прошлого года, по некоторым данным, доля иранской нефти на европейском рынке сократилась до менее 4.5%, а доля Европы в иранских поставках - до 18-20%.
Иранские представители после объявления об эмбарго с оптимизмом заявляли, что компенсировать потерю европейского рынка можно будет без особых проблем за счет привлечения новых клиентов и расширения поставок действующим. Однако в действительности это будет не так просто.
Пока к санкциям ЕС официально присоединилась только Австралия. Китай, покупающий более 20% иранской нефти, и Индия, доля которой составляет около 12-13%, однозначно высказались против санкций. Япония, Корея и Турция, покупающие у Ирана соответственно 14, 10 и 8% его нефти, заявили, что, в принципе, могут присоединиться к западному сообществу в перспективе, но весьма нуждаются в иранской нефти, за счет которой удовлетворяют Япония, Корея около 10%, а Турция более 30% своих потребностей.
Некоторые компании из этих стран уже обратились к правительству США с просьбой о предоставлении им исключений из режима санкций. Судя по всему, некоторые государства действительно могут воспользоваться возможностью расширить закупки нефти в Иране, особенно, если это будет сопровождаться определенными скидками и преференциями.
Главная проблема для Ирана заключается сейчас в трудностях с расчетами за поставляемую им нефть. В соответствии с новым режимом санкций, банкам, сотрудничающим с Ираном, грозит отлучение от американского и европейского финансового рынков, что является очень действенной мерой. Не зря Индия сейчас ведет переговоры с Ираном о разработке нового механизма оплаты нефти. В качестве платежного средства предлагаются золото, рупии и даже японские иены.
По мнению специалистов, рано или поздно эти трудности удастся преодолеть. Тем не менее, рост напряженности вокруг Ирана заставляет даже лояльно настроенные к нему страны на всякий случай искать пути замены иранских поставок. В частности, 14 января китайский премьер Вэнь Цзябао совершил поездку в Саудовскую Аравию, ОАЭ и Катар. По некоторым данным, в ходе этого визита велись переговоры о возможности альтернативных поставок в случае перебоев с отгрузкой иранской нефти. Весьма вероятно, что, объявив о введении своего эмбарго против ЕС, Иран будет вынужден сократить общий объем экспорта, причем перспективы быстрого возвращения на "докризисный" уровень выглядят весьма сомнительными.
С другой стороны, и страны ЕС могут понести весьма серьезный урон из-за своей иранской авантюры. В особенно сложном положении окажутся как раз наиболее сильно пострадавшие от кризиса Испания, Италия и Греция, на долю которых приходится львиная доля закупок иранской нефти странами ЕС. В частности, большую обеспокоенность по поводу возможного прекращения поставок уже выразило правительство Греции, которая приобретает в Иране 35% необходимой стране нефти, причем, на весьма выгодных условиях.
В Италии, в нефтяном импорте которой доля Ирана составляет около 15%, бьет тревогу компания ENI. Она в течение 2001-2009 гг. выполнила в Иране несколько крупных контрактов и должна еще получить уплату нефти на $2 млрд. Кроме того, ENI отмечает, что южноевропейским НПЗ, перерабатывающим иранскую нефть, придется нести расходы, связанные с переходом на другие сорта.
Правда, Саудовская Аравия уже заявила о своей готовности в оперативном порядке заменить для европейских клиентов иранскую нефть своей. Подобная операция была проведена в прошлом году, когда прекратились поставки из Ливии, так что никаких технических трудностей здесь не должно возникнуть.
Иранская нефть, как правило, относится к тяжелым сортам, в ней высокое содержание серы (обычно более 1.5%). По своему качеству она достаточно близка к саудовской или российской Urals, так что замена будет относительно безболезненной для заводов. Поэтому в случае исчезновения иранской нефти с европейского рынка не должна возникнуть ситуация, подобная прошлогодней, когда из-за дефицита легкой нефти резко взлетели вверх котировки на североморскую смесь Brent.
Так что заявления иранской стороны о том, что эмбарго является "самоубийством" для ЕС, выглядят сильно преувеличенными. Конечно, с определенными проблемами европейские страны столкнутся (что, кстати, вызовет дальнейшее снижение доверия к евро по сравнению с "надежным" долларом), но вряд ли эти трудности будут такими уж серьезными.
Тем не менее, сокращение иранского экспорта нефти на несколько сотен тысяч баррелей в сутки даже при условии оперативной замены этого объема поставками из Саудовской Аравии и ОАЭ окажет заметное воздействие на мировой рынок нефти. Прежде всего, потому что сократятся резервные мощности по ее добыче, из-за чего рынок станет более чувствительным к новым перебоям.
МВФ предостерегает, что санкции против Ирана могут привести к подъему мировых цен на нефть на 20-30%. Однако, скорее всего, рост будет далеко не таким значительным. Вероятно, котировки просто останутся на нынешнем уровне либо чуть выше, учитывая экономический спад в Европе и торможение роста ВВП в Китае.
Впрочем, для западных стран, заваривших всю эту кашу, дорогая нефть уже не так страшна. Наоборот, крупные американские и европейские нефтегазовые корпорации даже заинтересованы в этом, так как высокие цены на нефть позволяют им реализовывать крупные проекты со значительным уровнем себестоимости. А для правительств США и европейских стран котировки, превышающие $100 за баррель, - лишний довод в пользу скорейшего перехода на альтернативные источники энергии.
Виктор Тарнавский
По материалам:
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас