Распаднические настроения — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Распаднические настроения

Финтех и Карты
3101
Объединенные сети банкоматов разных финучреждений начинают распадаться. Недавно рынок наблюдал первый прецедент “развода” крупнейших банков-партнеров. В начале января Проминвестбанк (ПИБ; принадлежит российскому Внешэкономбанку) объявил о решении прекратить проект объединенной банкоматной сети с Укрсоцбанком и Ощадбанком.
“Это была инициатива Проминвестбанка; в договоре была предусмотрена такая опция, и они нас предупредили в установленный срок”, - сообщил БИЗНЕСу Антон Тютюн, заместитель председателя правления Ощадбанка. Он уточнил, что Ощадбанк продолжает сотрудничество с Укрсоцбанком и другими партнерами.
Примечательно, что об объединении парков банкоматов с Ощадбанком и Укрсоцбанком ПИБ сообщил совсем недавно - 22 августа 2011 г. Выходит, что альянс распался, не просуществовав и полугода. В ПИБ намекают на неэффективность объединения.
“Проект с самого начала планировался как пилотный и был завершен после анализа многих параметров, в частности, востребованности услуги клиентами, стоимости проекта для банка и т.д.”, - пояснил Андрей Карякин, директор департамента розничного бизнеса Проминвестбанка.
Запутались в сетях
Отметим: объединенная сеть трех банков насчитывала почти 3,8 тыс. банкоматов. При этом крупнейшим “пайщиком” союза являлся именно ПИБ, который по состоянию на 1 октября 2011 г. имел в распоряжении 1,4 тыс. АТМ-машин. В то же время парк Ощадбанка насчитывал 1,2 тыс., а Укрсоцбанка - 1,1 тыс. банкоматов. Сейчас ПИБ не участвует в проектах по объединению сетей.
В данной ситуации особенно страдают держатели карт. Как известно, задача объединенной сети заключается в предоставлении клиентам возможности пользоваться банкоматами партнерских (дружественных) банков, не неся дополнительных комиссионных расходов.
По сути, держателям банковских карт должно быть все равно, в банкомате какого из банков-партнеров обслуживаться - ведь тарифы должны быть одинаковыми везде, а комиссионные с клиентов банков-партнеров члены сети снимать не должны.
Например, если тарифы “родного” банка предусматривают бесплатное снятие наличных (скажем, в рамках зарплатных проектов), то в партнерской сети такая операция также должна быть бесплатной. В приведенном выше случае получается, что если раньше клиенты ПИБа могли снимать наличные в банкоматах всех трех членов альянса, выплачивая комиссионные платежи в размере 0,5% снимаемой суммы, то с 11 февраля 2012 г. в “своих” банкоматах комиссионные останутся прежними, а в банкоматах бывших банков-партнеров составят 1,5% + 5 грн.
Некоторые представители банковского рынка уверены, что тенденции к распаду банкоматных объединений могут усилиться. “Что неэффективно организовано, может закрыться”, - отметил директор Украинского процессингового центра Антон Романчук. Распад объединенной сети банкоматов с участием ПИБа стал публичным, поскольку речь идет о крупных игроках. Но на этом процесс не заканчивается.
“Есть банки поменьше, которые также выходят из банкоматных объединений, что не так заметно, или, как минимум, теряют интерес к подобным альянсам, - пояснил Егор Мусатов, исполнительный директор “Евронет Украина”. - Мы никогда не верили в долговечность существования банкоматных союзов и давно прогнозировали такое развитие событий. Сейчас наши предсказания начали сбываться”.
Период полураспада
Участники карточного рынка не удивлены прецедентами распада банкоматных объединений. “Это приятно, потому что все эти сети были изначально бестолково организованы”, - отреагировал на новость один из опрошенных БИЗНЕСом банкиров. По его словам, в результате объединения сетей за счет синергии должны выигрывать оба банка. Логика проста: клиенты одного банка могут обслуживаться в сети другого финучреждения, но и к вступившему в альянс банку придут клиенты от банков-партнеров. “Если достигается баланс перетока клиентуры, то чистый выигрыш от объединения - это увеличение банкоматной сети”, - отметил собеседник.
Как правило, бесперспективными являются союзы, изначально предусматривающие неравноправное партнерство при объединении неравноценных банкоматных сетей банков, имеющих разный вес на рынке пластиковых карт и собственных банкоматов. Как следствие, банкам сложно договориться о едином размере комиссионных.
“Когда клиент видит на дисплее банкомата логотип, скажем, сети “АТМоСфера”, это значит, что должен действовать единый тариф. Иногда банки делают попытки не подчиняться этому принципу. Но мы стараемся строго пресекать такие действия - вплоть до исключения участников из сети”, - пояснил Романчук.
Дружный рост
Любопытно, что в отличие от ПИБа две другие “дочки” российских госбанков в Украине наращивают банкоматные сети как раз благодаря созданию альянсов. К примеру, в мае 2011 г. “ВТБ Банк” объединил банкоматные парки с ПУМБом.
Кроме того, ранее этот банк заключил аналогичные договоры с банками “Финансы и Кредит”, “Хрещатик”, а также с Ощадбанком, “Универсал Банком” и “Терра Банком”. В результате, имея в распоряжении всего 425 собственных банкоматов, “ВТБ Банк”, заключив договоры о сотрудничестве, нарастил партнерскую сеть до более чем 5 тыс. АТМ.
Подобную стратегию наращивания банкоматного парка реализовал также Дочерний банк Сбербанка России в Украине. В апреле 2011 г. россияне заключили договор об объединении сетей АТМ с Укрсоцбанком. Ранее Сбербанк России заключил подобные соглашения с Ощадбанком, УкрСиббанком, а также стал участником объединенной банкоматной сети “АТМоСфера”.
Отметим, что собственных банкоматов у Сбербанка всего 140 шт. Вообще, путем объединения сетей увеличивали свой банкоматный парк и средние по размеру финучреждения. В частности, в марте 2011 г. банк “Хрещатик” реализовал очередной проект по объединению банкоматной сети, к которому позже присоединились “Терра Банк” и Индустриалбанк. Не были замечены в каких-либо альянсах разве что лидеры рынка по количеству собственных банкоматов - ПриватБанк и “Райффайзен Банк Аваль”.
Несмотря на разнообразие банкоматных объединений, большинство из них строятся по принципу двусторонних соглашений между банками и не имеют при этом какого-либо названия или формального статуса. Исключение составляют, пожалуй, лишь два объединения - “АТМоСфера” и “Радиус”. В частности, участниками сети “АТМоСфера” являются 27 банков, которые вместе взятые располагают банкоматным парком почти в 4 тыс. машин.
Примечательно, что участниками сети являются как достаточно крупные игроки карточного рынка (банк “Форум”, Правэкс-Банк, “Дельта Банк”, “VAB Банк”), так и небольшие операторы (“Платинум Банк”, банк “Золотые Ворота”, Легбанк). Управляет сетью Украинский процессинговый центр, который принадлежит группе Raiffeisen. Банкоматную сеть “Радиус” образуют 33 преимущественно небольших финучреждения, которые располагают 2 тыс. банкоматов. Данная сеть функционирует на базе ПУМБа.
Бытует мнение, что многие банки все же попытаются сохранить существующие договоренности по обслуживанию клиентов в банкоматных сетях, так как многим банкам попросту невыгодно закупать новые АТМ.
“Сейчас не самое подходящее время инвестировать крупные суммы в покупку банкоматного оборудования”, - сказал г-н Тютюн. Действительно, в последнее время банки активно оптимизируют затраты, в том числе - на содержание сетей банкоматов. Так, недавно УкрСиббанк продал 116 своих банкоматов компании “Евронет Украина”. Этот небанковский оператор развивает в Украине независимую сеть банкоматов, которой банки могут воспользоваться за комиссионное вознаграждение.
С учетом банкоматов, купленных у УкрСиббанка, “Евронет Украина” располагает всего 190 устройствами. “Чтобы просто купить и поставить, скажем, 1 тыс. банкоматов, большого ума не надо. Мы стараемся наращивать сеть грамотно. Но, к сожалению, не всегда банки понимают, что нужно гнаться не за количеством, а за качеством. Тем не менее сейчас они уже начали к этой мысли приходить”, - отметил Егор Мусатов. 
Антон Романчук, председатель правления Украинского процессингового центра
- Зачастую клиентам очень сложно разобраться, в каких банкоматных объединениях и на каких условиях участвует их “родной” банк. Поэтому в помощь клиентам банки должны предлагать удобные инструменты, чтобы можно было посмотреть, какие банкоматы входят в ту или иную сеть.
Желательно, чтобы эта информация предоставлялась по регионам, так как клиенты должны знать, куда идти. Такой механизм можно реализовать, например, в виде программного приложения к мобильным телефонам. Важна также тарифная политика - клиент должен четко понимать, сколько с него возьмут в банкоматах дружественных банков. Оптимальный вариант, когда размер комиссионных платежей единый.
Однако на практике банкам очень сложно договориться об этом. Это связано с тем, что часто размеры их собственных сетей и банков-партнеров неравноценны. Логично, что банк, у которого банкоматов больше, хочет и зарабатывать больше.
Все эти факторы в конечном счете заводят клиента в тупик. Часто сложности возникают также с обновлением информации о наличии банкоматов в том или ином месте, так как у банков-партнеров часто нет общей базы данных.
Егор Мусатов, исполнительный директор “Евронет Украина”
- Объединение сетей несет много проблем для самих банков, так как, по сути, банк отправляет своих клиентов к конкурентам. Несет это проблемы и клиентам, которым сложно запомнить, в каком банке можно снять наличные и с какими комиссионными.
Устанавливать новые банкоматы на территории страны, где уже работают более 30 тыс. устройств, которые часто стоят по 10-12 в ряд, нет совершенно никакого смысла. Поэтому банки со временем будут все чаще отказываться от объединений, оптимизировать и сокращать сети.
Дмитрий Гриньков
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас