Этот ненужный и желанный stand-by — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Этот ненужный и желанный stand-by

Казна и Политика
1335
Нынешнюю позицию украинских властей по вопросу продолжения сотрудничества с МВФ иначе как двоякой назвать нельзя. В приватных переговорах правительственные чиновники подчеркивают важность возобновления программы кредитования от Фонда. А на публике не устают заявлять - проживем и без этих денег. Между тем возможности получения займов от МВФ, наряду с договоренностями по приемлемой цене российского природного газа, выступают сейчас определяющими факторами для украинской экономики.
Газ и МВФ
Техническая пауза, взятая минувшей осенью в переговорах Украины и МВФ о возобновлении программы stand-by для нашей страны (на общую сумму 10 млрд SDR, или порядка 15,5 млрд долл.; из них 2,25 млрд SDR были получены в 2010), явно затянулась. А риски того, что безтраншевый период взаимоотношений Украины и МВФ распространится и на текущий год, - немало возросли.
В прошедшем году наша страна так и не смогла получить денег от Фонда по утвержденной летом-2010 кредитной программе. Последняя предусматривала выделение Украине в 2011 четырех траншей на общую сумму в 4 млрд SDR (около 6 млрд долл.) Но в нашем правительстве не сумели в поставленные сроки выполнить все требования МВФ. Последним из таких камней преткновения стало недостижение компромисса в части повышения расценок на природный газ для физлиц-потребителей и теплокоммунэнерго.
Фонд настаивал на том, чтобы газовые тарифы были повышены на 30% в первом случае и до 60% - во втором. В Кабмине отвечали - эти вопросы следует рассматривать в увязке с расценками природного газа из РФ. Наши правительственные переговорщики убеждали функционеров МВФ, что в случае достижения новых договоренностей с Россией о цене газа в 200-250 долл./тыс м куб вопрос повышения газовых тарифов для населения будет стоять не столь остро. В Фонде согласились подождать окончания переговорного процесса Украины и РФ, чем, собственно, и была обусловлена та самая техническая пауза.
В конце прошлого года, сразу же после безрезультатного (в плане предоставления Украине денег) визита миссии МВФ в Киев, украинские высшие чиновники обещали: достижение согласия с Россией по "приемлемым" ценам на газ будет делом нескольких недель. Все оказалось не так просто. Страна вынуждена была встретить 2012 с госбюджетом, рассчитанным на основе цены импортируемого природного газа по старому договору, - 416 долл./тыс. куб. м. И переговоры с Россией о возможном ее снижении еще продолжаются. Причем официальный их результат, по информации некоторых СМИ, может быть оглашен не ранее окончания президентских выборов в РФ.
В МВФ тем временем наблюдают, чем закончится газовая эпопея. В случае с Украиной спешить МВФ в самом деле некуда. Спрос на его финресурс сегодня в мире высок как никогда на фоне обострения долговых проблем в ряде государств еврозоны. А вот нашей стране, похоже, активизация сотрудничества с МВФ сейчас совсем бы не помешала. Учитывая даже лишь то обстоятельство, сколько Украине придется вернуть денег собственно Фонду по прежним займам, полученным в рамках предыдущей программы stand-by от 2008.
Так, в середине января на официальном сайте МВФ были опубликованы данные об украинских выплатах долга этой организации, приходящихся на 2012 год. Всего в текущем году наша страна, согласно подсчетам Фонда, должна вернуть ему с учетом процентов свыше 2,43 млрд SDR, или порядка 3,72 млрд долл. по нынешнему валютному курсу. При этом первые крупные платежи в размере более 400 млн SDR предстоят уже в феврале.
Политаспект
Однако Кабмин указанные цифры, похоже, не пугают. Возможно, по той причине, что с его счетов в 2012 для МВФ должно быть перечислено только 800 млн долл.; остальной долг необходимо выплатить Нацбанку из своих золотовалютных резервов. А может, чиновникам уверенности придают те официальные макропозитивы (к примеру, рост ВВП-2011 на 5,2%), с которыми страна закончила 2011.
Как бы там ни было, но в прошлую пятницу на итоговой пресс-конференции Николай Азаров сказал следующее: "Обойдемся ли мы без кредита МВФ? Да у меня нет никаких сомнений в том, что обойдемся. У меня таких же точно сомнений не было и в 2011, и мы этот год прожили". Премьер-министр, правда, добавил - в Кабмине настроены на реализацию программы сотрудничества с Фондом и "сделают все, чтобы эта программа заработала". Но первое его заявление прозвучало все же сильнее. Особенно, если учитывать стойкое и довольно прохладное отношение Н.Азарова к выполнению определенных требований Фонда, выдвигаемых вместе с обсуждением возможности предоставления стране каждого транша кредита.
Схожей позиции, кстати, придерживается и вновь назначенный министр финансов страны Валерий Хорошковский. В одном из пятничных телевизионных ток-шоу он озвучил аналогичную, по сути, мысль: "Нам и собственных ресурсов хватит, проблемы нет. Но если постоянно не находиться на рынке заимствований, то в нужный момент взять (заем) будет очень сложно". Вместе с тем он подтвердил, что задача по возобновлению кредитного сотрудничества с МВФ перед ним поставлена. Хотя и не стал привязывать продолжение соответствующих переговоров с Фондом к какой-либо четкой дате. (При всем том украинская делегация начала свой визит в вашингтонскую штаб-квартиру МВФ в согласованный срок - 24 января.)
Столь двойственные заявления высших чиновников Кабмина о перспективах наших взаимоотношений с МВФ немало объясняются той непростой ситуацией, в которой сегодня оказалось украинское правительство. С одной стороны, без четкого обещания решить все же вопрос с рыночным ценообразованием по газу для населения, страна в ближайший месяц-другой вряд ли получит от МВФ не то что сдвоенный транш кредита (о чем часто и с охотой рассуждают некоторые представители власти), но и стандартные 1 млрд SDR.
С другой же - согласие повысить газовые тарифы в обмен на очередную порцию денег от Фонда совсем не прибавит электоральных плюсов партии власти перед осенними выборами в парламенте. Вот и Президент Виктор Янукович недавно заявил о недопустимости такого шага. "Мы будем держать цены (на природный газ) на уровне, как они есть сейчас. Мы не имеем права повышать их для населения", - сказал он в ходе своей январской встречи с кандидатами на должности председателей районных госадминистраций.
Но без поднятия этих цен рассчитывать на то, что Фонд продолжит кредитовать Украину в 2012 году, можно лишь в случае сверхудачных договоренностей с Россией по газу. Если последнее не сложится, а пойти на требуемое МВФ повышение газовых тарифов власть не решится, нашу страну ожидают очень непростые макроэкономические перспективы, уверены неправительственные эксперты.
Рисковый год
Аналитик ИК Concorde Capital Виталий Ваврищук соглашается, что даже без возобновления сотрудничества с Фондом у страны остаются шансы прожить год более или менее спокойно. "Но учитывая то, что существует много внешних и внутренних рисков, лучше все же иметь какой-то запас прочности. Возобновление для Украины кредитной программы МВФ стало бы тем фактором, который позволил бы нейтрализовать многие риски. Если в экономике серьезно не заладится, то без кредитов от МВФ будет очень непросто удержать и темпы роста ВВП, и стабильный обменный курс, и валютные резервы", - сказал эксперт в комментарии МинПрому.
По его оценкам, Национальному банку для удержания стабильного курса гривны в 2012 придется потратить из золотовалютных резервов порядка 7 млрд долл. Еще около 2,6 млрд долл. НБУ должен уплатить МВФ по ранее взятому кредиту. Таким образом, если наше правительство не договорится с Фондом о выделении очередных траншей по программе stand-by, то резервы Нацбанка за текущий год потенциально могут уменьшиться на 10 млрд долл., до примерно 22 млрд долл. (Согласно информации НБУ по состоянию на 31 декабря 2011 золотовалютные резервы финрегулятора составляли 31,795 млрд долл.)
"Критический ли это показатель? Все зависит от контекста, - размышляет В.Ваврищук. - Если ситуация на рынках будет меняться в лучшую сторону, а в еврозоне решат долговые проблемы, то такое снижение резервов, наверное, будет некритичным для финансовой стабильности в стране". Но если инвесторы и потребители не увидят перспектив улучшения ситуации в экономике, то подобное уменьшение данного показателя будет воспринято как весьма негативный сигнал. А это, в свою очередь, может спровоцировать рост ожиданий по девальвации гривны. "И тогда ее курс удержать на стабильном уровне будет очень сложно. Даже несмотря на значительные интервенции со стороны НБУ", - уверен аналитик Concorde Capital.
Главный экономист ИК Dragon Capital Елена Белан также считает, что отсутствие прогресса в продолжении сотрудничества Украины с МВФ может усилить риски девальвации национальной валюты в текущем году. "В случае достижения договоренностей с РФ о новой сниженной цене газа, девальвации гривны, скорее всего, не произойдет. Если такая договоренность достигнута не будет, но наладится сотрудничество с МВФ, то девальвационные риски хоть и останутся, но охарактеризовать их можно будет как весьма невысокие. А вот если Украина не договорится ни с одним из этих партнеров, то можно говорить о возможном снижении курса гривны к доллару в 2012 году. Хотя о повторении ситуации 2008 и в этом случае вести речь не следует", - предположила эксперт на пресс-конференции в середине января. Но добавила, что данный сценарий не является базовым для ее компании.
Белан отметила, что на данный момент возобновление кредитной программы МВФ, как и получение ценовой скидки по российскому газу, остаются критически важными моментами. Если наше правительство не сумеет добиться успеха ни по первому, ни по второму направлениям, то Украине прожить 2012 без каких-то экономических перекосов будет сложно. "В прошлом году очень быстро расширялся внешнеторговый дефицит. И дефицит текущего счета. По результатам 2011, последний показатель превысил 9 млрд долл., тогда как в 2010 году он составлял всего 2,9 млрд долл. В нынешнем году мы ожидаем - при текущем газовом контракте - увеличения дефицита текущего счета до 11,5 млрд долл., что составит 6,2% ВВП", - сообщила эксперт.
В принципе, отметила она, по размерам означенного дефицита Украина сегодня почти сравнялась с результатом 2008, когда данный показатель составлял 12,8 млрд долл. "Но при этом есть существенное различие в структуре текущего счета. Если в 2008 газовые платежи Украины по году составили около 9,5 млрд долл., то в 2012 они будут в 2 раза выше - около 18 млрд долл. при текущем газовом контракте", - констатировала экономист Dragon Capital. В то же время, по ее словам, последовательное привлечение тех 6 млрд долл., которые Украина не смогла получить от Фонда в 2011, и такого же объема финансирования МВФ, предусмотренного в программе на 2012, вполне может закрыть немалую прореху в платежном балансе страны.
Выбор под выборы
Как видим, особого разнообразия инструментов, пригодных для нивелирования возможных макроэкономических рисков-2012, у нашего правительства сейчас не наблюдается. Вне вектора кредитного сотрудничества с МВФ предупредить серьезные проблемы в экономике способна, по сути, только лишь успешная газовая договоренность Россией. Это позволит украинской власти в выборный год сохранить тарифные льготы для электората. Но заплатить за них все равно придется - будь то отдачей украинской ГТС в консорциум с РФ или более широким доступом российского капитала к целому ряду знаковых украинских хозактивов. А в итоге это может обойтись значительно дороже, чем проценты по кредитным траншам МВФ.
Сергей Кукин
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас