616
АУБ подала предложения относительно законопроекта "О системе гарантирования вкладов физических лиц"
Президент Ассоциации украинских банков (АУБ) Александр Сугоняко обратился к Председателю парламентского
Комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Виталию
Хомутиннику относительно законопроекта "О системе гарантирования вкладов физических лиц" (№9342),
которым предусмотрено реформирование Фонда гарантирования вкладов физических лиц. В частности,
АУБ ко второму чтению предоставила постатейные предложения к отдельным нормам законопроекта, а
также рассмотрела предложения, подготовленные Мировым банком.
Об этом сообщает пресс-служба АУБ.
Как отмечается в письме, АУБ принципиально поддерживает предусмотренные законопроектом пути
реформирования деятельности Фонда гарантирования вкладов физических лиц, что должно обеспечить
усовершенствование процедуры ликвидации неплатежеспособных банков. Вместе с тем, включение
в законопроект отдельных предложений Всемирного банка на сегодняшний день в АУБ считают
преждевременным.
В частности, что касаеться предложенного ВБ ввода дифференцированных сборов с
банков в Фонд гарантирования вкладов физических лиц, в АУБ отмечают, что это не должно носить
характер санкций, и должно распространяться на все коммерческие банки. То есть все банки или платят
фиксированные сборы, или переводятся на систему дифференцированных сборов, которые рассчитываются
в зависимости от риска деятельности каждого конкретного банка.
При этом ставка сбора может колебаться и быть как меньше, так и больше фиксированной ставки (0,5%
от размера вкладов физических лиц). Однако, считают в АУБ, перевод всей системы коммерческих банков
на дифференцированную ставку сбора требует оценки риска деятельности каждого конкретного банка, что
невозможно осуществить в рамках предложенного законопроекта, поскольку функции надзора за банками
оставлены за НБУ.
Кроме того, отмечают в АУБ, в условиях кризиса ликвидность и финансовое состояние банка зависит
не только от уровня внутренних рисков, но и от состояния финансовых рынков, которое формирует
соответствующие настроения вкладчиков и инвесторов. Поэтому переход на
дифференцированные ставки сборов в кризисный период является нецелесообразным.
Также Всемирний банк предлагает ввести принцип полной субсидиарной ответственности реальных
собственников и руководства банков за действия, которые привели к нарушению законодательства,
существенных убытков и вреда интересам вкладчиков и кредиторов банка. Таким образом, на уровне
с основным должником - банком как юридическим лицом, предусматриваются дополнительные
(субсидиарные) должники - реальные собственники (владельцы существенного участия и/или контролеры)
и руководство банков (в том числе руководители и члены соответствующих комитетов банка, внутреннего
аудита, руководства отделений и финансовых подразделений банка).
Как отмечают в АУБ, такое предложение ВБ противоречит общему принципу гражданско-
правовой ответственности, за которым ответственность наступает лишь по вине причинителя вреда в форме
умысла или неосторожности. В связи с этим в АУБ считают, что установление ответственности упомянутых
лиц за обязательство банка всем своим имуществом без наличия их вины за наступление противоправных
действий (нарушение законодательства, существенных убытков и вреда интересам вкладчиков и кредиторов
банка) не является целесообразным как учитывая широкое количество субъектов, которые в соответствии
с данным предложением относятся к субсидиарным должникам, так и учитывая неадекватный рост рисков
банковской деятельности, например, в сравнении с деятельностью акционерных обществ.
По убеждению АУБ, целиком достаточными являются принятые в первом чтении законопроекта
дополнения к Закону Украины "О банках и банковской деятельности" относительно возложения по
решению суда субсидиарной ответственности за обязательствами банка на собственников существенного
участия и руководителей в случае отнесения банка по их вине к категории неплатежеспособных.
По материалам: Finance.ua
Поделиться новостью