Побольше зеленых — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Побольше зеленых

730
На саммите в ЮАР Киотский протокол все-таки продлили. И договорились, что посткиотское климатическое соглашение станет обязательным для участников, а не рекомендательным, как сейчас. Украина при этом сможет получать по международным "зеленым" программам в несколько раз больше средств.
В декабре на саммите Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК) в г. Дурбан (ЮАР) подписано соглашение о продлении действия Киотского протокола с 1 января 2013 года. Этот документ - один из механизмов РКИК по борьбе с глобальным потеплением, он вступил в силу в 2005 на срок до 31 декабря 2012 года. Протокол определил обязательства стран-подписантов ограничить выбросы 6 парниковых газов (углекислый газ CO2, метан CH4, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, оксид азота N2O, фторид серы SF6) на 5,2% относительно уровня 1990 года.
Все страны были разделены на 2 группы - развитые (Приложение І) и развивающиеся, и только первые обязались снизить эмиссию. В эту группу вошли Украина и Россия, с обещанием сохранить среднегодовые выбросы на уровне базового 1990 года. Евросоюз обязался сократить эмиссию на 8%, страны Восточной Европы и Прибалтики - в среднем настолько же, Япония и Канада - на 6%.
И в позапрошлом году в Копенгагене, а затем в 2010 в Канкуне (Мексика) в преддверии конца срока действия Протокола ведущие страны мира начали переговоры о посткиотских принципах, т.е. о новом "климатическом соглашении". Развернулась достаточно острая борьба: и развитые экономики (США, ЕС, Япония), и основные развивающиеся (БРИКС) стремятся не уменьшать выбросы газов и покупать у других стран квоты, легализуя выбросы. Мотивы понятны: никто не хочет снижать производственную активность, тем более в кризис. На дополнительные инвестиции в очистку и улавливание газов государства тоже идут неохотно. Некоторые правительства предпочитают попросту не участвовать в Протоколе: так, Соединенные Штаты подписали, но не ратифицировали его. А у таких индустриальных держав, как Индия и Китай, нет обязательств по сокращению эмиссии, поскольку по Киото они относятся к развивающимся. И на фоне своих высоких показателей промышленного роста самоограничиваться не намерены.
Итоги саммита
Лоббистское противостояние продолжилось и в 2011 году, и многие считали, что никакого решения не будет и в Дурбане. Тем более что перед саммитом западные круги заявили о нежелании продлевать киотскую систему.
И все же она продлена. Эксперты считают, что Запад и БРИКС не смогли договориться по принципиальным вопросам и отсрочили принятие нового соглашения. Одно из важных противоречий - станут ли нормы по уменьшению газовой эмиссии обязательными или останутся де-юре рекомендациями, как сейчас. На обязательности настаивает, например, Вашингтон, требуя присоединения к Протоколу всех крупнейших развивающихся стран. И заявляя, что с началом кризиса все влиятельные экономики стали активнее бороться за свои собственные интересы в ущерб международным договоренностям, а значит, для их соблюдения нужен более жесткий взаимный контроль.
Также стороны условились начать переговоры по новому климатическому договору, рассказал первый заместитель главы Госагентства экологических инвестиций Иван Варга. Предварительно обозначено, что посткиотское соглашение все же станет обязательным для выполнения. Документ намечено принять в 2015 году, вступление в силу ожидается в 2020. Расширяется и корзина запрещенных газов (путем поправки в приложение А): к 6 газам добавляется трифторид азота - NF3, ядовитое вещество, концентрация которого в атмосфере пока что мала, но быстро растет.
Вместе с тем РФ и Япония, ранее обвинившие систему Протокола в несправедливости (мол, требования к подписантам ужесточаются, но отдельные крупные страны вообще не участвуют), отказались от ограничения своих выбросов на продленный период - формально не выходя из договора. А вот Канада таки вышла, хоть и с обещанием подписать новое "большое" климатическое соглашение. По словам канадского министра окружающей среды Питера Кента, выход из киотской системы сэкономит для страны 13,6 млрд долл., которые пришлось бы выплачивать как штрафы. И позволит создать новые рабочие места, способствуя росту экономики.
В пролонгированный режим ограничений снова не вошли США, КНР, Индия. Вообще, аналитики отмечают, что в продленном формате будет участвовать прежде всего Евросоюз. Нет решения и о том, на сколько именно лет продляется Протокол; есть 2 варианта - на 5 и 8 лет, окончательное решение будет приниматься на саммите РКИК в Катаре в конце 2012 года.
Министр экологии и природных ресурсов Николай Злочевский называет результаты саммита победой для Украины, которая активно выступала за пролонгацию киотской системы и за то, чтоб новый климатический договор стал обязательным для участников. Так, обязательность ограничений позволит нашей стране продавать намного больше квот, чем ранее. "Кроме того, мы договорились о снятии ограничений, наложенных РКИК из-за его претензий к нашему кадастру выбросов, поданному в этом году впервые, - продолжил министр. - Это возможно уже в начале 2012, и в любом случае официальную заявку на восстановление в правах можно подавать не позднее 6 февраля" (в октябре секретариат РКИК временно отстранил Киев от участия в торговле квотами).
Эффект для Украины
Киотский протокол имеет 2 типа основных инструментов ("механизмов гибкости"). Первый - это проекты совместного осуществления (ПСО) по снижению выбросов, реализуемые в одной из стран Приложения I полностью или частично за счет средств другой страны этого Приложения. Сюда входит и торговля квотами, когда государства или отдельные предприятия могут продавать и покупать квоты на выбросы парниковых газов. Второй тип - проекты в развивающихся странах за счет инвестиций участников Приложения I.
Украина в последние годы стала одним из важнейших мировых продавцов квот, заняв на осень-2011 около 56% рынка. "За время действия Протокола страна реализовала квот более чем на 300 млн евро, но это лишь малая часть запаса, который у нас есть. Ведь за точку отсчета принят 1990 год, а тогда отечественная индустрия работала намного активнее", - говорит И.Варга. Если тогда УССР выбросила в атмосферу 980 млн тонн, то в 2010-11 годах это порядка 400 млн тонн ежегодно. И на сегодня неиспользованная квота достигает 1,25 млрд тонн примерно на 12 млрд долл.
Поэтому специалисты негативно оценивают неучастие Японии в продленном режиме Протокола: эта страна наряду с ЕС была ведущим покупателем украинских квот. Не менее важна для Киева позиция России, которая также выступает за всеохватность и обязательность ограничений по выбросам парниковых газов, уточняет директор фонда Сarbon Investment Украина Виталий Федорченко. Кроме того, именно РФ требует закрепить в нормах РКИК особый статус стран с переходной экономикой. Он уже введен, но переходные государства (к которым относится и Украина) входят в Приложение 1 вместе с развитыми. Москва же настаивает на отдельной группе, которая может быть утверждена катарской конференцией.
По словам Варги, это открывает доступ к новым источникам финансирования по линии РКИК. В Дурбане Россия, Украина, а также Беларусь и Казахстан выступили с совместным заявлением о том, что государствам с переходной экономикой нужен доступ к технологиям, повышению потенциала и финансовым ресурсам для поддержки сокращения эмиссии и адаптации к изменению климата, что позволит двигаться к формированию низкоуглеродных экономик темпами, которых требует наука и ожидает международное сообщество.
К 2020 году РКИК намерена создать адаптационный фонд Green Climate Fund, который будет ежегодно направлять на энергосбережение в переходных странах около 100 млрд долл. И Киев стремится получить свою долю в этом бюджете. Тем более что его переговорные позиции после дипломатического успеха в ЮАР укрепились - и по пролонгации Протокола, и по новому посткиотскому соглашению.
Отраслевые выгоды
Если же говорить о ПСО, то за год по этой линии Украина может получить 25-30 млн евро, уточняют в Госэкоинвестиций. И приостановка сотрудничества с РКИК, скажем, на два месяца приведет к задержке поступления 3-4 млн евро. Но это не более чем задержка, уверяют эксперты, в целом же проекты продолжаются. И добавляют: в стране десятки утвержденных ПСО из более чем 200 поданных на рассмотрение РКИК.
Кроме того, начиная с 2010 года реализуется более 360 проектов т.н. "зеленых инвестиций" на общую сумму 785 млн грн. Тем самым, "киотское" направление довольно важно для отечественной промышленности. Причем больше всего по схемам РКИК могут получить метгруппы, т.к. металлургия - основной эмитент парниковых газов, рассказал МинПрому Злочевский. По его оценке, украинские меткомпании могут привлекать иностранные экологические инвестиции по таким направлениям, как закрытие мартенов, утилизация шахтного метана, получение тепло- и электроэнергии из отходящих газов (металлургия и коксохимия), другие проекты энергоэффективности.
Значительную оптимизацию выбросов приносит и освоение новых марок стали. Притом за счет продажи квот на парниковые газы можно покрыть от 5% (в области энергосбережения) до 100% (утилизация шахтного метана) капиталовложений. Федорченко акцентирует: климатические механизмы привлекательны для западных инвесторов и в кризис, ведь взамен зарубежные производственники получают различные послабления от своих правительств.
А значит, активное участие Украины в проектах РКИК продолжится. И в будущем способно приносить стране сотни миллионов гривен в год инвестиций по программам реконструкции промпредприятий - в разы больше, чем сейчас.
Андрей Боярунец
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас