Бюджет с замедлением — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бюджет с замедлением

Казна и Политика
535
На прошлой неделе Кабмин утвердил, а Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом закон о госбюджете-2012. Финансовый план страны был представлен в жестком варианте, рассчитанном на базе высокой цены импортируемого природного газа и на фоне прогнозируемого замедления темпов развития украинской экономики. Правительство, правда, обещает через два месяца внести смягчающие правки в документ - после завершения переговоров с Россией по снижению стоимости газа. Но даже в случае их успеха шансов на то, что страна удержит свои расходы в запланированных рамках, - немного.
Жесткий подход Кабмина
Начальный этап бюджетного процесса прошел в строгой привязке к установленной в законодательстве процедуре, а вот ко второму чтению процесс забуксовал. Уже в начале декабря объявили, что правительство не успеет подать документ парламентариям в срок. Объяснение было рациональным: идут переговоры с РФ о новой (сниженной) цене природного газа на следующий год. С учетом этого и необходимо подождать, чтобы принимать госбюджет на основе более благоприятного для экономики страны "газового макрофактора". Фигурировавшая на тот момент в СМИ новая возможная цена за импортируемый из России газ в пределах 200-250 долл./тыс. куб. м. выглядела куда более приемлемой для формирования госзатрат на следующий год.
Но переговоры к желаемому для Украины результату так и не привели. Правительство до последнего надеялось получить от России хоть какую-то уступку, постоянно откладывая внесение законопроекта о госбюджете на второе чтение в парламент. Но после того как глава Газпрома Алексей Миллер несколько раз публично заявил о нежелании делать Украине "новогодние подарки", Кабмин 21 декабря все же передал в Верховную Раду документ в так называемом жестком варианте. Через сутки после внесения документа народные депутаты проголосовали за его принятие в целом. Цена природного газа, учтенная при подготовке этой редакции госбюджета, равна 416 долл./тыс. куб. м.
Как следует из пояснительной записки, при подготовке второй редакции госбюджета правительство исходило из сниженного прогноза темпов развития ВВП Украины в 2012 году. Если ранее в Кабмине оценивали реальный рост украинской экономики в пределах 5% (и даже 5,5% - в устных высказываниях высших правительственных чиновников), то ныне разговор велся о 3,9% по консервативному сценарию. При намечаемом в КМУ, НБУ и Администрации Президента 5% росте реального ВВП в 2011 названный показатель для 2012 года иначе, как ожидаемое замедление экономики, назвать нельзя.
Номинальная оценка ВВП-2012 снижена относительно не намного - на 5 млрд грн., до 1,5 трлн грн. Прежним остался и правительственный прогноз по инфляции в следующем году - 7,9%. В Кабмине решили не пересматривать этот индикатор во многом из-за незначительных инфляционных проявлений в последние месяцы. По данным правительства, показатель инфляции за 11 месяцев этого года составляет только 4,4% против 8,9, предусмотренных в официальном прогнозе.
А вот предполагаемые показатели увеличения экспорта/импорта были откорректированы довольно значительно. Поставки украинских товаров и услуг на внешние рынки на следующий год в Кабмине оценили на 92,6 млрд долл., что означает рост в сравнении с 2011 на 6,3%, тогда как ранее прогнозировалось 9,2%. Ввоз иностранного продукта в страну для 2012 называется на уровне 99,2 млрд долл. - увеличение на 6,4% против декларируемых прежде 13,3%. Соответственно, по расчетам правительства, отрицательное сальдо торгового баланса составит в следующем году 6,6 млрд долл. Под первую версию документа данный показатель планировался на 9,1 млрд долл.
Ухудшение макроиндикаторов, на которых основана окончательная редакция госбюджета, в правительстве объяснили существенным (с сентября этого года) изменением оценок внешних условий функционирования экономики в 2012. К таким понижающим факторам в Кабмине отнесли усугубление долговых проблем в еврозоне, снижение оценок роста глобальной экономики и ослабление конъюнктуры на мировых товарных рынках (по стали и зерновым).
Абсолютные цифры украинского финплана-2012 также претерпели изменения. Доходы госбюджета определены на следующий год в размере 332,821 млрд грн. (на 4,74 млрд грн. меньше в сравнении с редакцией документа после первого чтения), расходы - 358,05 млрд грн., или минус 3,54 млрд грн. к прежней версии. Потолок госдолга Украины к завершению следующего года предлагается несколько снизить в сравнении с сентябрьской редакцией законопроекта - до 415,37 млрд грн. (ранее - 415,57 млрд грн.). Предельный размер дефицита госбюджета в итоговой версии вырос на 1 млрд грн. - до 25,13 млрд грн. При этом увеличился и прогнозный показатель отношения чистого дефицита бюджета к ВВП Украины - с 1,6 до 1,67%.
Еще один относительный показатель дефицита - финансов госсектора - Кабмин в своей презентации госбюджета-2012 под второе чтение не привел. И не в последнюю очередь потому, что в нашем правительстве все же нацелены на достижение договоренностей с Россией об уменьшении цены природного газа. Это прямо повлияет на сокращение дефицита НАК "Нафтогаз", формирующего значительную долю в данном показателе. Как сообщил министр финансов Федор Ярошенко, в правительстве надеются решить этот вопрос к марту следующего года. После чего в парламент будут поданы соответствующие правки к закону о госбюджете.
Впрочем, содержание последней редакции закона говорит о том, что по дефициту госсектора подход остался тем же, что в и первой его версии - общий уровень этого показателя на 2012 планируется не более 2,5% от номинального ВВП Украины. Указанная цифра, кстати, остается неизменной еще и по той причине, что возникла она не совсем в Кабмине. Зафиксировать дефицит госсектора-2012 именно на таком уровне весьма рекомендовали в Международном валютном фонде. Это условие продолжения кредитного сотрудничества с Украиной было озвучено функционерами Фонда еще на первоначальном этапе разработки финплана страны на следующий год.
Не секрет и то, что в МВФ настаивали на снижении оценки возможного роста украинской экономики в 2012. В ходе последней миссии Фонда в Украину, помимо повышения газовых тарифов для населения, обсуждался и данный вопрос. Представители МВФ огласили свое видение темпов потенциального роста ВВП Украины в 2012 - максимум 3,5%. В нашем правительстве придерживались иного мнения. Но в результате вынуждены были отчасти согласиться с главным кредитором Украины, существенно понизив прогноз до отмеченных 3,9% в пессимистическом сценарии. В оптимистическом же варианте фигурирует показатель увеличения внутреннего валового продукта на 6,5% г/г.
Оценки на реалистичность
Макроиндикаторы для Украины (тот же консервативный прогноз роста ВВП), которые считались относительно приемлемыми еще в начале декабря, к завершению месяца некоторые неправительственные эксперты считают уже завышенными. К примеру, на прошлой неделе в украинском представительстве Всемирного банка заявили, что рост украинской экономики в 2012 не превысит 2,5%. Объяснение дают следующее: "Это будет отражать снижение общего внешнего спроса, более усложненный доступ к внешнему финансированию и общую нестабильность на внешних рынках". А уровень инфляции-2012 для нашей страны во ВБ предрекают на уровне 9,4%.
Опрошенные МинПромом аналитики придерживаются не столь пессимистических взглядов на экономическое будущее Украины. Однако все они высказывают серьезные замечания к правительственному макробазису, на котором рассчитывался госбюджет-2012. По мнению экономиста ИК "Тройка Диалог Украина" Ирины Пионтковской, параметры утвержденного госбюджета-2012 по доходам и расходам выглядят более или менее консервативно. Номинальный рост этих показателей значительно ниже прогнозируемого увеличения номинального же ВВП. Вместе с тем она акцентирует внимание на том, что бюджетные параметры будут пересматриваться в течение года. С учетом этого сравнительно низкие темпы роста расходов бюджета (+4% г/г) вряд ли останутся таковыми по итогам 2012. "Близость выборов создает предпосылки для расширения расходной части бюджета на социальные нужды", - уверена эксперт.
Наряду с этим нельзя говорить о беспроблемном решении задачи с покрытием дефицита госбюджета-2012. План правительства предусматривает финансирование дефицита в основном за счет размещения долговых обязательств - как внутри страны, так и за рубежом. А это может быть сопряжено со сложностями, если ситуация на глобальных финансовых рынках не улучшится. "Если предположить, что украинским властям не удастся договориться о пересмотре газовых соглашений (и цена импортного газа будет на уровне 416 долл./тыс. куб. м), а внутренние тарифы на газ не будут повышены, запланированных 12 млрд грн. для финансовой поддержки Нафтогаза окажется недостаточно", - констатирует экономист "Тройка Диалог Украина".
Аналитик ИК Phoenix Capital Евгений Тимошенко также отмечает, что из-за падения темпов экономического развития в Украине правительству будет чрезвычайно непросто сохранить уровень дефицита госбюджета на заявленной отметке в 2,5% от ВВП. "Мы ожидаем не меньше 3% от ВВП по итогам года. Из-за близости выборов, назначенных на октябрь-2012, правительство будет вынуждено пойти на увеличение расходной части бюджета. Объективность прогнозирования макропоказателей Украины на следующий год сопряжена с неопределенностью развития мировой экономики. Нестабильность мировых финансовых рынков имеет гораздо большее влияние на экономику страны, чем внутренние факторы".
В то же время базовый сценарий этой инвесткомпании довольно близок к макропоказателям-2012, которые огласили в Кабмине. В Phoenix Capital прогнозируют, что в наступающем году рост ВВП страны замедлится и составит 3,9% по итогам года. Причем в первой половине года украинская экономика будет демонстрировать более низкие темпы, следуя тренду, который наметился в конце 2011. Во втором полугодии-2012 динамика улучшится. "Замедление роста ВВП будет вызвано такими факторами, как падение мирового спроса на украинский экспорт, сокращение объемов производства, недостаток зарубежных кредитных ресурсов для государства и бизнеса и негативное сальдо торгового баланса", - утверждает эксперт.
Аналитик ИГ "Арт Капитал" Олег Иванец расценивает принятый вариант госбюджета как довольно реалистичный. Но при этом он особо оговаривает, что ВВП и инфляция для Украины - не основные показатели экономической ситуации. Во-первых, по его словам, практически отсутствует какая-либо косвенная проверка достоверности этих данных. Во-вторых, эти индикаторы не определяют настроения в среде потребителей и предпринимателей, а поэтому для прогноза ситуации, по его мнению, малопригодны. "Мы не раз наблюдали радикально резкие перепады в динамике ВВП и инфляции, объяснить которые довольно сложно. По результату 2011 года мы видим, что правительство может добиться любых цифр по этим статьям. Но привело ли это к прогрессу в экономике?" - задается вопросом эксперт.
Ответ же, по его мнению, следует искать в реальном проявлении объявленных экономических преобразований. "Мы не видим реформы энергетического сектора, не видим каких-либо конкретных шагов по улучшению в реальном секторе. Напротив, долговой кризис в ЕС негативно сказывается на реальном секторе украинской экономике, и основной эффект мы увидим как раз в 2012", - полагает представитель "Арт Капитал".
По убеждению О.Иванца, именно отсутствие реформ, а не цена природного газа как таковая сегодня формирует основной негатив для будущего украинской экономики. "Украина - одна из наиболее неэффективных в плане энергопользования стран. При этом необходимо понять, что цена на газ в 400 долл./тыс. куб. м все равно будет - если не в 2012, так в 2013 или 2015 точно. Ресурсы ограничены и неизбежно подорожают. Но и технологии не стоят на месте. Новые решения позволяют выпускать конкурентную продукцию даже при цене 500 долл./тыс. куб. м", - уверен аналитик. Конкретное же проявление негатива дорогого газа отразится в повышении тарифов на него для населения: "Иного выхода нет, если стремиться к относительно сбалансированному бюджету".
Дальнейший рост стоимости природного газа ударит и по финансово-экономическим показателям промышленных потребителей. Это обстоятельство, считает И.Пионтковская, приведет к увеличению себестоимости производства. На фоне снижения экспортных цен данный фактор отрицательно скажется на прибыльности предприятий (особенно тех, у которых газ занимает существенный удельный вес в себестоимости продукции). "Уже в четвертом квартале 2011 цена импортного газа достигла 400 долл./тыс. куб. м. Так что украинская экономика уже сейчас функционирует в подобных условиях", - подчеркивает она.
По расчетам Е.Тимошенко, при возможной цене газа в 230 долл./тыс. куб. м и ожидаемом объеме его импорта в 2012 на уровне 35 млрд куб. м наша страна могла бы сэкономить порядка 6 млрд долл. С утвержденным же правительством ценовым ориентиром для госбюджета в 416 долл./тыс. куб. м дефицит платежного баланса страны составит 6,6 млрд долл., или около 3,6% ВВП.
В надежде на долг и Газпром
Выход из этих проблем может быть найден в привлечении правительством новых займов. Однако все эксперты уверены: в наступающем году нарастить свои долги украинскому государству будет очень непросто. Макроэкономическая нестабильность в мире не способствует дешевизне и доступности кредитных ресурсов. И потенциальные поступления по этому каналу вряд ли смогут перекрыть все расходы государства в следующем году. (Разве что получится уговорить МВФ на выделение замороженных в 2011 траншей кредита в общем объеме 6 млрд долл.).
Остается путь уменьшения расходов: за счет сокращения, например, объемов субсидирования по газовым тарифам для населения. В крайнем случае правительство могло бы пойти на секвестр бюджета в течение следующего года. Но все эти методы оптимизации расходов упираются в один существенный барьер - политические соображения перед осенними выборами в парламент. В таких ситуациях любая власть крайне неохотно решается хоть на какое-то "урезание социалки". Но в условиях замедляющейся экономики подобные меры рано или поздно, но приходиться принимать…
Конечно, можно рассчитывать и на то, что в Газпроме через два месяца все же дадут Украине скидку по газу. Это позволило бы смягчить ситуацию с выполнением расходной части бюджета. Но и в данном случае без политики вряд ли обойдется. И как бы эти внешние политэкономические уступки северо-восточному соседу не оказались в итоге куда более затратными для Украины.
Сергей Кукин
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас