Иные миры — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Иные миры

Казна и Политика
2684
Через несколько часов после очередного заседания Кабмина члены правительства внезапно собрались на внеочередное заседание, посвященное рассмотрению проекта Госбюджета-2012. И, разумеется, утвердили его.
Видимо, премьер-министр Николай Азаров к вечеру среды, 21 декабря, наконец-то осознал, что "новогодних подарков" не будет, как и обещал ранее глава российского ОАО "Газпром" Алексей Миллер (хотя на самом деле от этой цены должен зависеть не столько бюджет государства, сколько бизнес отечественных олигархов, но так уж получается, что у нас из первого финансируется второе). В итоге, проект Госбюджета Кабмин решил базировать на:
среднегодовой цене российского газа $416 за 1 тыс.куб.м;
пессимистичном сценарии своего последнего макроэкономического прогноза, утвержденного постановлением Кабмина №1216 от 28.11.11 г.
Заявленная Кабмином среднегодовая цена на газ, если говорить откровенно, выглядит сомнительной. Во всяком случае, в первом и втором кварталах 2012 г. она будет заметно выше. Но это мелочи по сравнению с так называемым "пессимистичным сценарием". На самом деле этот сценарий не пессимистичен и даже не оптимистичен, а фантастичен!
Однако это не помешало Верховной Раде менее чем через сутки после утверждения проекта Кабмином и практически без обсуждения (нельзя же считать обсуждением подобного документа 71 минуту, потраченную на это парламентом) 250 голосами принять Госбюджет следующего года в целом. Вместе с "фантастическим" Госбюджетом депутаты приняли и "фантастическую" Госпрограмму экономического и социального развития на 2012 год и основные направления развития на 2013 г. и 2014 г.
Обсчитали
В "пессимистичном сценарии" Кабмина заложены следующие показатели:
рост ВВП в номинальном выражении до 1,5 трлн грн., в реальном - на 3,9%;
индекс потребительских цен 7,9% и индекс цен производителей 9,4%;
рост экспорта на 6,3%, а импорта - на 6,4%;
среднегодовой курс гривни, судя по всему, оставлен на уровне 8,1 грн./USD.
Столь гигантское расхождение правительственных прогнозов с объективной реальностью последний раз встречалось при принятии Госбюджета-2009. Чем тогда все это закончилось для экономики и каковой оказалась дальнейшая судьба тогдашнего премьера, известно.
В общем-то, все приведенные показатели вызывают то ли смех, то ли слезы (за счет чего будет расти экспорт, если рост экономик стран-импортеров украинской продукции под вопросом, как при этом сохранить стабильность гривни, благодаря чему будет расти ВВП и т.д.). Но особенно впечатляет все же прогнозируемое Кабмином сокращение темпов роста импорта более чем в 6 раз. Если бы это было связано с девальвацией гривни, тогда нет вопросов.
Но ведь нет - Кабмин прогнозирует стабильный курс! А дело-то оказывается в том, что правительство "внедряет политику развития внутреннего производства и импортозамещения"! То есть уже в новом году мы будем преимущественно одеваться в отечественное, ездить на нем же (а ввозные пошлины на авто снижены)!
Да что там: стирать в наших стиральных машинках, смотреть наши телевизоры и пользоваться нашими кондиционерами. Пожалуй, только в этом случае удастся как-то отбить дальнейший рост цен на импортный газ.
Доходы
В результате этих фокусов Кабмину виртуально удалось добиться сокращения доходов (на 4,3 млрд грн.), по сравнению с сентябрьским проектом Госбюджета. Он, к слову, тоже был нереален, но писался еще не в столь плачевных для мировой экономики условиях.
Сократив одновременно на 3,8 млрд грн. виртуальные расходы, Кабмин "нарисовал" дефицит бюджета на уровне 1,7% ВВП. Идиллия! Доля ВВП, перераспределяемая через Сводный бюджет, должна сократиться с 29,3% в текущем году до 28,3% в следующем.
И это даже меньше, чем планировалось осенью. Если же учесть, что при объявленных уровнях ценовых индексов номинальный ВВП завышен миллиардов на 100, то ситуация предстает совсем в ином свете. Попытка изъять из экономики запланированные в бюджете доходы возвратит перераспределение ВВП через бюджет к уровню 2005-2008 гг.
Только в несколько иных условиях - когда значительная часть крупного бизнеса пользуется широкими налоговыми льготами. Соответственно, для остальных уровень притязаний государства окажется просто непосильным. Использование же самого простого способа выполнения бюджета - разгона инфляции - в год выборов чревато.
Сомнительно выглядит и прогноз привлечения заемных ресурсов. Их для финансирования госбюджета должно поступить на 10,4 млрд грн. больше, чем по плану текущего года, а по внешним заимствованиям прибавка должна составить даже 15,9 млрд грн. И это при теперешней-то цене денег в мире?
Откуда дровишки
Доходную часть Общего фонда госбюджета авторы проекта планируют увеличить на 10,5% по сравнению с планами нынешнего года. Что было бы вполне приемлемым при прогнозируемом росте номинального ВВП на 16,2%, если бы этот прогноз был хоть сколько-нибудь реальным.
Однако вопросов по поводу источников даже такого увеличения и даже без учета нереальности макропрогнозов все равно достаточно.
Скажем, авторы Госбюджета запланировали, что поступления налога на прибыль увеличатся на 11,3%. И это при снижении-то ставки на 2 п.п. и при том, что этот налог уже собран на пять месяцев вперед !
Прибавим к этому еще и непростую ситуацию в мировой экономике и получим, что прогноз поступлений по этому налогу завышен вдвое, если не больше! Что это означает? Что налоговики будут выдавливать налог любыми путями, в том числе посредством фактического налогообложения убытков!
Кособокость принятого документа заметна, куда ни глянь. К примеру, законодатели запланировали рост поступлений рентной платы за добычу нефти с 8,5 млрд грн. до 8,7 млрд грн. Однако в тот же день проголосовали за изменение базовой цены на нефть для применения корректирующих коэффициентов: раньше было 560 грн. за 1 баррель нефти Urals, теперь - $100 за 1 баррель.
Принятое изменение означает, что поступления от рентной платы за добываемую нефть резко снизятся. Более того, для тех, кто контролирует нефтедобычу, в этом решении (благодаря тому, что базовая цена номинируется в долларах) заложена еще и "подушка" на случай девальвации гривни.
Принятый Госбюджет в очередной раз подтвердил и тот факт, что хваленая налоговая реформа обернулась пшиком. В частности, местные бюджеты как сидели без собственных денег, так и продолжают сидеть без них.
После "доработки" Госбюджета даже фантасты из Кабмина вынуждены были признать эту реальность. Доля собственных доходов местных бюджетов снижена, по сути, до уровня текущего года. Меньше - некуда.
Расходы
Расходная часть бюджета тоже может сообщить многое о политике властей . Чего стоит только сокращение расходов на здравоохранение по сравнению с первоначальным проектом в 1,5 раза. При этом таковых расходов на год запланировано почти в 1,5 раза меньше, чем расходов на пять месяцев на подготовку к Евро-2012!
Приоритеты выстроены блестяще! Может, в связи с этим и не случайно, что МЧС финансировать государству приходится в большей степени, чем Министерство охраны здоровья.
Если источники доходов местных властей демонстрируют никчемность проведенной налоговой реформы, то расходы то же самое говорят о реформе пенсионной. По сравнению с текущим годом объем финансирования Пенсионного фонда из госбюджета остался почти без изменений.
Но это произошло еще и потому, что в следующем году выборы. А вот в 2013 г. пенсионеры имеют шанс увидеть корявость пенсионной реформы в еще более ярком виде: денег в Пенсионном фонде вряд ли станет существенно больше, а вот финансирование из госбюджета могут и не сохранить!
Кстати, при подготовке законопроекта ко второму чтению размеры социальных выплат были оставлены без изменений. Впрочем, экономить на "гигантской" минимальной пенсии, каковая к концу 2012 г. должна составить "аж" 869 грн., было бы верхом цинизма. 
Владимир Дубровский , Центр социально-экономических исследований "СASE Украина"
- Авторы проекта Госбюджета не оставили времени на анализ их детища, поэтому давать можно только предварительные оценки, и многие подводные камни проекта наверняка останутся незамеченными.
Макроэкономические параметры более-менее приведены в соответствие с реальностью, хотя на самом деле 3,9%-ный рост ВВП - это слишком много. У нас оптимистичный прогноз находится на уровне 3,5%.
Бюджет явно предвыборный, правительство делает упор на росте социальных расходов. Хотя при этом стоит отметить, что говорится, главным образом, об улучшении жизни бюджетников, а не бедных людей. Эти категории необязательно совпадают, и можно предположить, что речь идет о работниках силовых структур и других "небедных" бюджетниках, а не только об учителях и врачах.
Проект подтверждает то, о чем говорилось с самого начала: пенсионная реформа не принесла никаких плодов, и объем субсидирования Пенсионного фонда приходится увеличивать. Минфин хвастает, что "инвестиционный ресурс от предоставления налоговых льгот" превысит 45 млрд грн.
Предоставлять кому-либо налоговые льготы за счет налогоплательщиков - это плохая идея. К тому же не факт, что сэкономленные средства будут инвестированы в производство: собственники предприятий могут потратить их и на виллы в Монако. Называть это "инвестиционным ресурсом" - значит демонстрировать непонимание основ рыночной экономики.
Из госбюджета планируется направить "в реальный сектор экономики" 124,4 млрд грн. при помощи субсидий и других инструментов. Но государство вообще не должно поддерживать реальный сектор. Поддерживать надо малоимущих, а не забирать деньги у одного бизнеса для того, чтобы отдать их другому. Это аморально.
Игорь Уманский , и.о. министра финансов Украины в 2009-2010 гг.:
- Оценка макропоказателей на 2012 г., заложенная в Госбюджете, является, мягко говоря, завышенной. Всемирный банк, например, снизил прогноз роста ВВП Украины до 2,5%.
Одна только разница между этим прогнозом и расчетами правительства дает "провисание", по меньшей мере, 6-7 млрд грн. в доходной части бюджета. В этом году государство авансом собрало налог на прибыль. Уже из этого следует, что планируемые доходы бюджета явно завышены.
Закладывается их рост на 10%, но по факту рост если будет вообще, то максимум на 1%. Дефицит бюджета в 2012 г. следует на самом деле ожидать на уровне 70 млрд грн., исходя из предусмотренных правительством расходов. Непонятно, как Кабмин намерен сократить объем заимствований и не допустить роста объема госдолга.
Долг обязательно будет расти - с этого года на следующий уже перенесены обязательства на 16 млрд грн. Нужно будет обращаться за новыми займами, и сделать это будет сложнее, учитывая отношения с МВФ. Поражает процедура принятия Бюджета: документ был обнародован утром, а вечером уже был принят в парламенте без обсуждения.
Такого унижения Верховная Рада не могла бы себе представить еще два года назад. Кабмин оставил за собой полномочия по определению размеров льгот и другие вещи. С таким же успехом можно было бы вообще разогнать парламент.
Сергей Саливон
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас