Бензиновыжималка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бензиновыжималка

Энергетика
2088
Накануне каждого нового бюджетного года у украинского правительства возникает фейерверк конструктивных идей по поводу топливного рынка. Но в итоге за весь этот креатив платить приходится потребителям нефтепродуктов. Следствием нынешних инициатив может стать подорожание бензинов и дизтоплива в рознице на 10-20%.
Ценовую стабильность на топливном рынке, наблюдаемую на протяжении практически всего второго полугодия 2011 года, способны уже в январе взорвать две мины: введение пошлин на импортные нефтепродукты и повышение акцизов на все бензины и дизтопливо, реализуемые в Украине, независимо от страны происхождения. Первую мину быстро выносили в недрах Мининфраструктуры, вторую - долго собирали в Минэнергоугля. Их кумулятивный эффект будет предельно разрушительным. Дело ведь не только в том, что моторное топливо ощутимо подорожает. Одновременно с повышением ценовой планки будет падать планка качества. Иными словами, топливо станет дороже, но хуже.
Пошлинная оскомина
Инициатива соорудить на украинской таможне заграждение против наплыва импортных топлив родилась более года назад. Если точнее, не родилась, а возродилась, поскольку в начале 2000 годов ввозимые в Украину нефтепродукты облагались пошлиной. Но когда топливные кризисы на отечественном рынке начали повторяться со все более завидным постоянством, "заграждение" снесли. Это случилось в 2005 году. С тех пор заправки в Украине ни разу не пустовали. Тем не менее в 2010 Министерство топлива и энергетики (так оно тогда называлось) пожелало вернуться к старой, доказавшей свою неэффективность, схеме и предложило обложить весь импорт бензина пошлиной в размере 130 евро/тонн, ДТ - 80 евро/тонн.
Предложение горячо поддержали два крупнейших отечественных НПЗ: Лисичанский - группы ТНК-ВР и Кременчугский - группы "Приват". Но большинство других профильных ведомств (в частности, Минфин и Минэкономразвития) инициативу раскритиковали, считая, что вреда от нее больше, чем пользы. Опасения нехватки топлива на рынке плюс всплеск мировых цен на нефть в начале года поспособствовали тому, что вопрос отложили в долгий ящик, т. е. отдали на рассмотрение Межведомственной комиссии по международной торговле.
Та честно тянула с окончательным вердиктом сколько могла, но по протоколу отступать дальше некуда. Не позже чем до конца декабря комиссии придется дать свое заключение по итогам специального расследования относительно импорта топлив. И ей не позавидуешь. Сказав пошлинам "нет", она будет объявлена гробовщиком национальной нефтепереработки, а сказав "да", придется отвечать за тот вакуум, что образуется на рынке, если поток импортного топлива обмелеет или, более того, прекратится.
За 10 месяцев 2011 объемы переработки нефти на НПЗ Украины упали почти на 20% относительно прошлогоднего уровня. Хозяева заводов объясняют, что это результат демпинга со стороны иностранных конкурентов. Однако подобные тезисы звучат весьма странно, ведь импортное топливо в рознице, как правило, дороже украинского. Настоящая болячка, скорее, в том, что недомодернизированные отечественные НПЗ не поспевают за внутренним спросом на более чистое моторное топливо с низким содержанием серы и бензола. Кроме того, у них наблюдаются трудности с регулярной загрузкой сырьем. Ведь добыча украинского ресурса, на котором в основном работает кременчугская Укртатнафта, также падает (в текущем году - более чем на 6%) . А Лисичанский НПЗ обслуживает в основном давальческие контракты, в результате чего произведенное там из российской нефти топливо отправлялось обратно в Россию. Таким образом, примерно 60% своей продукции завод отгружает сейчас на внешние рынки, а в некоторые месяцы этот показатель экспорта достигал и 85%. Не добавляет баллов сторонникам закрытия украинского топливного рынка и провалившаяся попытка Нафтогаза создать государственный стабфонд топлив, закупая сырье в России и перерабатывая его в том же Лисичанске.
Экономика дала шанс украинским НПЗ в мае-июне текущего года, когда на ремонт остановился Мозырьский нефтеперерабатывающий завод - крупнейший на сегодня поставщик топлив в Украину. Но временно освобожденную им нишу ни кременчугские, ни лисичанские переработчики не заняли. Трейдерам все равно пришлось заделывать брешь за счет импорта, увеличив закупки у других зарубежных НПЗ.
По мнению заместителя директора научно-технического центра "Психея" Геннадия Рябцева, основная опасность, которая подстерегает потребителей в случае введения пошлин, - дефицит нормального высокооктанового бензина. Емкость этого сегмента эксперт оценивает в 1,8 млн тонн. Дать рынку такое количество высокооктана украинские НПЗ неспособны, даже если бы они увеличили свои нынешние производственные показатели в полтора раза, что маловероятно. Как и то, что в результате введения пошлин национальный бюджет получит дополнительно 4-6 млрд грн. Не получит, поскольку естественной реакцией на пошлины станет сокращение объемов как импорта, так и потребления горючего. Это наглядно иллюстрирует текущая статистика: на протяжении года топливо в рознице подорожало более чем на 20%, а продажи топлива просели примерно на 10%.
В начале года специалисты Минфина пробовали посчитать финансовые плюсы и минусы пошлинной инициативы. Так вот, потенциальные потери бюджета они оценили в 13 млрд грн. Однако не стоит забывать и о потерях автовладельцев. По прогнозам консалтинговой группы "А-95", литр "дизеля" рискует подорожать примерно на 80 коп., а литр бензина - на 1,30 грн., если пошлины будут установлены на озвученном Минэнергоугля уровне. И не стоит обольщаться надеждами, что такое подорожание коснется только импортного ресурса. Отечественные нефтепродукты все равно поддадутся заданному ценовому тренду. Тем более, если над рынком будет постоянно висеть дамоклов меч дефицита.
Акцизное уравнение
Если вокруг топливных пошлин протекает долгая, позиционная, закулисная борьба с участием как частных компаний, так и государственных ведомств, то с акцизными сборами все гораздо проще. В Кабмине этот инструмент рассматривают не иначе, как ключ к сейфу, где деньги лежат. И пользуются им все чаще и чаще. Например, за период с 2003 по 2008 год ставки топливных акцизов вообще не менялись, зато потом такое стало происходить ежегодно. В итоге на дизтопливо они выросли за указанный период более чем в 2 раза, на бензины - в 3 раза. Примерно втрое увеличилась и доля налогов в розничной цене топлив, реализуемых на украинском рынке.
Но предела акцизному совершенству, видимо, нет. Министерство инфраструктуры и транспорта недавно подготовило и передало на рассмотрение Верховной Рады очередной проект об увеличении размеров акцизов. Поскольку в отношении бензинов их повышать и так уже некуда - нынешняя ставка составляет 182 евро/тонн, то ее предлагается всего лишь округлить до 200 евро, а основной удар придется на дизельное топливо. На ДТ, согласно законопроекту, должна быть установлена единая ставка акциза - 100 евро/тонн. Таким образом, Мининфраструктуры ратует не только за чувствительное увеличение фискальной нагрузки на этот вид топлива, но и за отказ от нынешней схемы дифференциации акцизов на ДТ в зависимости от количества содержимой в нем серы. Результат получается парадоксальным: акциз на самое качественное дизтопливо вырастет более чем в 2 раза, а на самое "грязное" - всего на 10 евро.
Отечественные же бензотрейдеры неоднократно обращались к правительству, чтобы разнообразить и налогообложение бензина по тому же принципу: "чем выше качество, тем ниже акциз". Но нынешняя акцизная инициатива выглядит как явный шаг назад в борьбе за качество горючего на АЗС страны. Хотя в череде других подобных шагов он выглядит даже логичным. Например, Госпотребстандарт так и не нашел в себе силы запретить в 2011 году действие старых стандартов на нефтепродукты. А Минэнергоугля так и не выпустило на дороги страны мобильные лаборатории для оперативного контроля качества на заправках, которые торжественно обещало купить за бюджетные средства (помнится, на это выделялось более 20 млн грн).
В пояснительной записке, аргументирующей необходимость повышения акцизов, говорится, что дополнительные поступления бюджета составят 3,35 мдрд грн. в год. Но, возможно, стоит просто точнее навести цели. Смысл ведь не в том, чтобы обчистить автомобилиста по максимуму, а в том, чтобы собираемые в виде акцизов средства эффективно использовать. Министр инфраструктуры Борис Колесников резонно заметил, что в стране акцизный сбор администрируется отвратительно, вследствие чего около трети топлива заходит на внутренний рынок вообще без акциза, фактически контрабандным путем. По его оценкам, если бы акцизы собирались и распределялись надлежащим образом, то и дороги в Украине были бы куда ровнее, и Укравтодору не пришлось бы занимать средства под государственные гарантии.
Однако такие размышления можно было себе позволять еще осенью, но под конец декабря, когда бюджет не клеится и денег в казне критически не хватает, задание стоит четче и жестче. Его в общих чертах достаточно точно описал директор консалтинговой группы "А-95" Сергей Куюн на круглом столе в Киеве 20 декабря: "Повышение таможенных ставок и увеличение налогов на бензин и дизельное топливо может привести к повышению стоимости на них на 1-2 грн. уже в начале 2012 года. Не думаю, что потребитель к этому готов. Но чиновников интересует одно - нужны деньги, много и сразу".
Только один из свежих топливных законопроектов противоречит этой логике. Но именно его с утроенной энергией сейчас лоббирует Минэнергоугля. Речь идет об освобождении Нафтогаза от уплаты НДС при импорте нефти и реализации произведенных из нее нефтепродуктов. По оценкам экспертов, прямые потери бюджета от такой льготы могут составить 4-5 млрд грн. в год, непрямые - до 20 млрд грн. Правда, то, что потеряет казна, станет прибылью Нафтогаза. По словам президента Ассоциации "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" Леонида Косянчука, можно только гадать, как распорядится НАК "сэкономленными" деньгами: направит их на скупку АЗС-сетей по стране или на грядущие выборы.
Можно, конечно, возразить, что это личное дело государства - поддерживать свою любимую государственную компанию, и личное дело компании - распоряжаться прибылью по своему усмотрению. Но загвоздка в том, что все эти прогнозируемые финансовые выгоды Нафтогаза, похоже, хотят обеспечить за счет увеличения налоговой нагрузки на топливо, т.е. на кошелек любого, кто пользуется транспортом.
Ярослав Ярош
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас