1582
Знатные советники
— Казна и Политика
Собственники крупного бизнеса тратят миллионы на услуги консультантов из "большой тройки". Но всегда ли гарантирован успешный результат?
В начале 90-х американская компания Levi Strauss заплатила $850 млн. консалтинговой компании Andersen Consultants за реорганизацию бизнеса и улучшение обслуживания клиентов. Однако результатом работы внешних консультантов стало только ухудшение положения компании: доля Levi Strauss на рынке одежды снизилась вдвое, а предложенные привлеченным консультантом рекламные кампании не оправдали прогнозов. В итоге совет директоров компании решил отказаться от идеи работы с консультантами.
В Украине подобных громких примеров не было, да и о существенных финансовых потерях вследствие сотрудничества с консультантами особо никто не распространяется. Однако представители бизнеса не скрывают того, что не всегда находят общий язык на стадии, когда контракт подписан. Как правило, об этом предпочитают говорить неофициально, ссылаясь на то, что с этими компаниями приходится и дальше работать. В свою очередь консалтинговые компании оправдываются тем, что окончательное решение принимает топ-менеджмент. Партнер консалтинговой компании Bain & Company Роберт Шаус признается, что не всегда заказчики услуг остаются довольными работой консультанта. "Каждый человек делает ошибки и консультанты не исключение", - говорит он в оправдание, добавляя, что если один из консультантов сделал большую ошибку, менеджмент не должен полагаться на один отчет. "Кто отвечает за стратегию компании? Это просто - менеджмент компании", - категоричен в своих убеждениях Шаус. В свою очередь управляющий партнер киевского офиса McKinsey & Company Жорж Массуд уверяет, что его компания достигает 100%-ного результата по всем контрактам. Однако в некоторых проектах консультант заранее оговаривает условия компенсации заказчику на случай, если ожидаемый им результат не будет достигнут.
Несмотря на то что не всегда кругленькие суммы, выложенные за услуги консультантов, по факту оказываются оправданными, бизнес продолжает привлекать внешних советчиков. "Консультанты должны играть с компаниями на одном поле и иметь общие цели. Внешние помощники оправданы, когда у двух сторон есть совместный диалог", - считает Дмитрий Зинков, председатель правления ОТП Банка, который за последние два года с помощью компаний The Boston Consulting Group (BCG) и McKinsey & Company осуществил ряд проектов в сфере работы с проблемной задолженностью, формирования кризисной модели и оптимизации процессов. В свою очередь Пол Фоли, старший партнер австрийской компании CONplementation, которая консультировала украинских ритейлеров, в частности Comfy, добавил, что если бы консультанты были внимательны к тому, что обещают, и действительно сообщали клиенту всю правду, то, возможно, им бы удавалось выполнять 100% своих обещаний.
Сферы влияния
Свои офисы в Украине крупнейшие международные консультанты, которые входят в "большую тройку" (big3), открыли сравнительно недавно (2007-2009 гг.), хотя проекты в нашей стране вели еще с 90-х. Уже тогда сферы влияния были условно разделены между McKinsey & Company, The Boston Consulting Group и Bain & Company, доля которых на рынке консалтинговых услуг сегодня оценивается в 40%. Если отдельную статью доходов компании BCG в работе с украинскими компаниями формирует банковский сектор, где, по данным украинских СМИ, с 2006 года она выполнила более 30 проектов, то Bain & Company работает в большей степени в машиностроении, энергетике и телекоммуникационном секторе. McKinsey & Company, кроме работы с крупными промышленными компаниями, "покрывает" госсектор. Еще в 2007 году, по данным WikiLeaks, McKinsey & Company помогали разрабатывать программу реформ для правительства Виктора Януковича, а Юлию Тимошенко консультировала американская компания Rand Corporation. В 2010 году вице-премьер-министр Сергей Тигипко, согласно данным СМИ, подтвердил участие консалтинговой фирмы McKinsey & Company в формировании программы реформ для новой украинской власти. Работает McKinsey & Company и с такими государственными компаниями, как "Нафтогаз Украины", для которой консультанты выбирают лид-менеджера планируемого первичного публичного размещения акций, а также НАК "Энергетическая компания Украины", для которой "маккинзоиды" пересматривают концепцию "Энергостратегии-2030". Вслед за подписанием контрактов с госкомпаниями в августе 2011 года McKinsey принялась за проект развития западного побережья Крыма, а в сентябре провела встречу с севастопольскими властями по поводу организации инфраструктуры на территории аэропорта "Бельбек", а также развития Балаклавского района в целом.
Впрочем, с государством работает и The Boston Consulting Group, которая недавно заключила контракт с Киевской городской администрацией на разработку стратегии развития столицы, и (в меньшей степени) Bain & Company, которая в 1993 году реализовывала программу TASIS, направленную на привлечение западных инвесторов в отечественную экономику.
Алексей Харченко, Ирина Чернявская
По материалам: Інвестгазета
Поделиться новостью