ПАРДон, Кабмин — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

ПАРДон, Кабмин

Кредит&Депозит
462
Речь идет о законопроекте №9428 "О системе депозитарного учета ценных бумаг". Как писали "ЭИ", это третий проект, претендующий на регулирование депозитарной и клиринговой деятельности в Украине. Первый - "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно централизации депозитарной системы Украины" - был внесен народным депутатом Игорем Прасоловым в мае текущего года. Второй проект - "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно консолидации национальной депозитарной системы" - в июне преподнес депутат Пинчук, а правительственный вариант был зарегистрирован 8 ноября.
Последний законопроект, в частности, предусматривает, что в Украине может быть только один центральный депозитарий корпоративных ценных бумаг. Что касается государственных ЦБ, то все остается без изменений - для них депозитарием является НБУ.
Центральный депозитарий получит 12 исключительных функций, среди которых - зачисление ценных бумаг в системе депозитарного учета, их учет и хранение; составление реестров собственников именных ценных бумаг и реестров лиц, имеющих права по именным ценным бумагам; осуществление нумерации (кодификации) ЦБ в соответствии с международными нормами и тому подобное. Каждый из акционеров Центрального депозитария будет владеть до 5% акций, за исключением государства, которое будет иметь не менее 25% +1 акция.
При этом, как отмечает директор по регулированию рынков ассоциации "Фондовое партнерство" Сергей Москвин, законопроект не предусматривает алгоритма создания центрального депозитария, и если он не найдется, это может сделать закон "мертворожденным".
Законопроектом вводится новый вид профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг - клиринговая деятельность. Ею смогут заниматься центральный депозитарий, фондовые биржи и новые институты рынка - клиринговые учреждения. "Вопрос мультиклиринговости остается дискуссионным, однако ради достижения компромисса между участниками рынка, наверное, целесообразно оставить именно такой подход",- считает Сергей Москвин, но отмечает, что сегодня в европейской практике нет единой модели относительно сочетания клиринговой деятельности с депозитарными функциями. "Двенадцать стран ЕС придерживаются модели, при которой депозитарии выполняют функции клиринга, в девяти странах существует отдельное клиринговое учреждение (центральный контрагент), и лишь в шести странах ЕС существует мультиклиринговая система",- уточнил он.
Ассоциация "Украинские фондовые торговцы" также высказала серию замечаний к правительственной редакции проекта. В частности, торговцы недовольны ст. 5, 7, 17 и 21, в которых допущены существенные неточности, вплоть до прямого противоречия с другими нормативными актами. Кроме того, рекомендации АУФТ относительно регулирования клиринговой деятельности не учтены.
ПАРД в своих оценках более категорична - ассоциация предупреждает о возможности "новой волны рейдерских захватов" в связи с введением нового правового регулирования. По их мнению, многочисленные недостатки законопроекта содержат угрозу, как для деятельности профессиональных участников фондового рынка, так и для инвесторов - владельцев ценных бумаг. В частности, проект создает механизм для сокрытия отношений контроля над предприятиями и получения теневых доходов от их деятельности путем передачи прав по ценным бумагам. "Предлагаемый механизм реформирования депозитарной системы - искусственное перераспределение рынка депозитарных услуг, что неизбежно приведет к монополизации рынка, сворачиванию деятельности профессиональных участников и сделает невозможным качественное обслуживание эмитентов",- уверены они.
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас