Туманные перспективы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Туманные перспективы

515
До саммита Украина-ЕС осталось меньше месяца, а обстановка вокруг него уже заметно накалилась. Недавняя обоюдная убежденность в том, что все будет хорошо, уходит в прошлое. Брюссель не прекращает вспоминать о Юлии Тимошенко, а Киев все ближе подходит к позиции "Не очень-то и хотелось!".
Даешь перспективу!
Пока переговоры по Соглашению об ассоциации с ЕС только набирали обороты, складывалось впечатление, что завершить их до конца 2011 года - дело чести для Украины. Согласно официальным заявлениям, обсуждение экономической части соглашения, посвященной созданию Зоны свободной торговли, благополучно завершили еще в октябре. А камнем преткновения, с которым все непременно обещали разобраться, оставалась "политическая" часть документа.
Однако, чем ближе декабрьский "момент истины", тем заметнее стали трансформации в отношении к процессу обеих сторон. Если судить по заявлениям Европы, для Старого света главнейшей проблемой остается несоответствие нашей страны представлению ЕС о демократическом государстве, в котором царит верховенство права. За последние несколько месяцев и Брюссель, и политики отдельных европейских государств раз за разом сигнализировали Киеву: соглашение может быть если не подписано, то хотя бы парафировано в середине декабря. Если, конечно, Украина сможет разобраться с особенностями работы своего правосудия. "Успех проведения самого саммита, запланированного за декабрь, будет зависеть именно от того, как Украина сможет показать свою состоятельность далее жить в самом духе ассоциации", - отметила 22 ноября гостившая в Киеве президент Литвы Даля Грибаускайте.
Несколько неясное будущее Украины служит порой и источником каламбуров. Когда 15 ноября Виктору Януковичу не удалось сразу вылететь во Вроцлав, его коллеги оценили "туманный" фактор двояко. "Мы встретимся с президентом Януковичем, когда туман спадет. Я убежден, что также и для Украины туман спадет, рассеется", - говорил федеральный президент Германии Кристиан Вульф. Существование прямой связи между делами Юлии Тимошенко, Юрия Луценко и других оппозиционеров-экс-чиновников и безпроблемной евроинтеграцией руководство нашего государства и не отрицает. Но при этом оно, чем дальше, тем стабильнее придерживается мнения о том, что проблема у Украины с Брюсселем только одна - несогласованный вопрос с перспективой членства. "Мы продолжаем переговоры, у нас еще есть время. Мы не сходим с той позиции, что Украина должна в той или иной форме получить четкий сигнал о возможности приобретения членства в ЕС", - заявил 15 ноября директор департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин. Двадцать второго ноября тот же тезис (причем уже не в первый раз) повторил и президент. "Завершены переговоры об ассоциации... за исключением одного вопроса, который остался открытым, и мы продолжаем переговоры, вопрос для нас очень важный и принципиальный. Украина настаивает на том, чтобы в этом договоре были отображены перспективы вступления Украины в Европейский Союз", - от имени государства стоит на своем Виктор Янукович.
Упорство, с которым правящий лагерь добивается не слишком желанной для Европы формулировки, вызывает некоторое удивление. Специалисты периодически напоминают власть предержащим, что договоренность об ассоциации уже символизирует заметный прогресс в двухсторонних отношениях, которые в дальнейшем могут стать теснее. Не отрицают этого и в МИД. "Не нужно путать два вопроса. Есть европейская перспектива, а есть перспектива членства. Перспектива членства, как правило, дается Европейским Союзом в разных политических заявлениях, а не в соглашениях... Европейская перспектива, как правило, дается в соответствующих соглашениях, но тоже может даваться в политических заявлениях", - разъяснял терминологические тонкости разных "перспектив" заместитель министра иностранных дел Украины Павел Климкин. И все же сердцу Киева, если судить по многочисленным заявлениям, мило именно словосочетание "Перспектива членства". И мило настолько, что у европейцев это вызывает изумление.
С приближением саммита ЕС все однозначнее реагирует на "формулировочные" мечты украинской власти. "Это соглашение никогда не предусматривало, что ЕС закрепляет перспективу членства, и украинская сторона очень хорошо знала об этом ограничении, когда вступала в переговоры. Украинская сторона знала о том, что этот вопрос не предлагался в контексте ассоциации", - поясняет глава Представительства ЕС в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра. "Когда Виктор Янукович был кандидатом в президенты и на протяжении первого этапа своего президентства до проведения прошлогоднего саммита, он, сравнивая себя со своим предшественником, говорил, что не является романтиком, что он европрагматик и не будет просить у ЕС то, что тот не готов дать… Сегодня у нас сложилась парадоксальная ситуация, когда завершены переговоры по ЗСТ, а в рамках политической части соглашения в Украине ждут того, что ЕС никогда не предлагал и что Янукович никогда не просил", - уточняет посол ЕС. Так что же могло случиться с былым украинским прагматизмом?
А мы и не торопимся…
Настойчивое повторение "перспективных" тезисов, которые далеко не каждая страна ЕС воспринимает доброжелательно, при необходимости может обеспечить официальному Киеву надежные пути к отступлению. Срыв переговоров, который будет объяснен приговором Юлии Тимошенко - для Украины не лучший вариант. Зато пояснение "Мы все отложили, пока перспективу не пообещают" - выглядит куда как достойнее. И, похоже, что такой вариант руководство страны действительно рассматривает. Не зря ведь глава государства время от времени напоминает о том, что всегда можно взять паузу. "Мы видим, что есть политики, есть страны, которые считают, что Украина не достигла еще тех критериев, которые предъявляются нашей стране. И если в этом вопросе нужно будет сделать какую-то паузу - это не раз было в наших отношениях с Европейским Союзом, - возможно, это будет и сейчас", - 22 ноября снова повторил Виктор Янукович.
На то, что Украина, как вдруг оказалось, никуда не спешит, недавно намекнули и во внешнеполитическом ведомстве. "У нас не было принципиального намерения именно парафировать именно на саммите. Идея была - объявить о завершении переговоров", - объяснил 23 ноября Павел Климкин, хотя еще в начале ноября в Киеве считали, что декабрьскому парафированию ничто не помешает. Внезапная медлительность может объясняться по-разному. Простейшее пояснение: те самые технические моменты, на которые обычно и ссылаются - текст соглашения объемен (по разным данным от 1500 до 1800 страниц), до 19 декабря его можно и не успеть подготовить. Вот только в Европарламенте полагают иначе… А некоторые политологи допускают, что изменение тональности украинского руководства служит проявлением своего рода давления. "Существует риск переноса подписания на более поздний срок, либо может состояться техническое парафирование на более низком уровне. И в связи с этим, мне кажется, на Банковой решили поиграть в шантаж: мол, будете с нами играть, мы можем задуматься над тем, а нужен ли нам этот саммит?", - предполагает глава Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко.
На фоне нынешней переговорной "туманности" возникающие организационные вопросы выглядят еще интереснее. Дополнительный повод заговорить о шантаже дали слухи о том, что 19 декабря, в день саммита Украина-ЕС, Виктор Янукович планирует посетить заседание Совета ЕвроАзЭС. Ни Москва, ни МИД эту информацию не подтвердили. Комментарий самого президента исчерпывающим тоже не назовешь. "Я никому не давал никакой информации о том, где я буду 19-го числа. Буду там, где мне необходимо быть, там и буду", - оставил себе пространство для маневра глава государства.
Обтекаемая позиция украинского руководства и в самом деле может восприниматься как своеобразный сигнал Брюсселю. Причем сигнал "двойной". Ведь такое поведение может намекать и на готовность добиваться от партнеров по переговорам желаемого, и на возможную альтернативу этим партнерам. Часть экспертов считает, что мотив замены саммита именно на мероприятие ЕвроАзЭС неслучаен. "Представим себе, что саммит не состоится, а президент Украины в тот же день посетит Москву. Очевидно, что срыв второй попытки проведения диалога с главой украинского государства (после отмены визита в Брюссель), покажет европейцам всю бесперспективность дальнейшего диалога. С другой стороны, это будет ярким символическим жестом, который покажет всем, что Украина выбирает "евразийский интеграционный проект" Путина. Не будем забывать, что нынешний премьер России последнее время переживает не лучшие времена в плане общественной поддержки, чему свидетельство - падение рейтинга. Очевидно, что тяжело придумать лучший способ его повысить, чем предъявить россиянам Украину, которая "возвращается в семью", - не исключает политолог Петр Олещук. Лавирование между российским и европейским вектором для Украины сейчас непростая задача не только из-за приближающихся выборов в РФ, но, в первую очередь, из-за постоянного затягивания с пересмотром "газовых" контрактов. Однако пока еще никто "газ" на "перспективу" не меняет. Напротив, в Европе продолжают утверждать, что саммит "остается в повестке дня". Но того, что парафирование Соглашения об ассоциации может и не произойти (снова-таки - по сугубо техническим причинам), не отрицают и там. В конце концов, в игру "А мы и не торопимся!" может играть не только Киев.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас