Крым и Могилев — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Крым и Могилев

1546
Попкорн куплен, места в зрительном зале заняты. Все затаив дыхание ждут начала очередного экшена, организованного украинской властью под названием "Могилев против Крыма". Неспокойный полуостров со сложными политическими симптомами и проблемной экономикой, нуждающейся в реформах, с одной стороны, и бывший оперативный работник, достигший пика карьерного роста - с другой.
Будет ли результатом этого симбиоза превращение автономии в экономического лидера Черноморского региона, как того хотел покойный руководитель Крыма Василий Джарты? На этот вопрос ответить сложно. Джарты оставил своему последователю хороший задел. Покойный руководитель Крыма хотел превратить автономию в экономического лидера региона за 10 лет. Он успел построить жесткую вертикаль власти и разработать стратегию развития АРК до 2020 года. Анатолий Могилев может продолжить дело Джарты. Но перед ним, скорее всего, стоят другие - политические задачи.
Нетуристический регион
Вопреки стереотипам, туризм никогда не был двигателем крымской экономики. В советское время Крым скорее был не курортом, а огромным военным заводом. В меньшей мере здесь развивалась пищевая и легкая промышленность. Что касается туризма, то в советское время он был дотационным. Государство и профсоюзы оплачивали путевки на 80-90%. Это делало Крым доступным местом отдыха, но при этом на полуострове развивался тот особый вид "сервиса", от которого и сегодня туристы приходят в ужас.
В 90-е военные заводы остановились или резко сократили объемы производства. Охотники за металлом опустошили цеха, дельцы приватизировали здания и быстро перепродали. Работники переквалифицировались в рыночных торговцев. И если часть предприятий смогли адаптироваться к новой жизни, перейдя на производство мирной продукции (как это сделали судостроительный завод "Залив" в Керчи, "Таврида-Электрик" в Севастополе и др.), другая часть медленно "умерла", а в заводских стенах теперь "живут" торгово-развлекательные центры.
Легкая промышленность не смогла конкурировать с наплывом дешевой одежды из-за границы. С 1985 по 2009 год доля легкой промышленности в общем объеме производства Крыма упала с 7,5 до 0,1%. Сельское хозяйство едва не было уничтожено в результате земельной недореформы, когда на месте колхозов-миллионеров появлялись тысячи мелких фермеров, не имеющих права распоряжаться своей землей. Вслед за этим снизила обороты и пищевая промышленность. Правда, последняя смогла довольно быстро ожить - в кризисный 2009 год на фоне падения в других секторах доля пищепрома выросла до 51,6%.
Туризм также не смог подняться на ноги без государственных дотаций - по количеству отдыхающих Крым до сих пор находится на уровне 1970 года - 5-6 млн. человек в год. Конечно, новые отели появлялись, как грибы после дождя. Но строились они без системы - где получалось и как получалось. "В итоге застроили даже Царскую тропу от Ливадии - один из самых популярных маршрутов для пешего туризма", - говорит Андрей Сенченко, народный депутат Украины от БЮТ и вице-премьер Украины в 1994-1997 годах. В результате сегодня туристическая отрасль дает всего около 7% ВРП.
Дополнительный удар по экономике Крыма нанес 1995 год. До этого времени полуостров жил полностью автономно от украинского бюджетного процесса, рассказывает Андрей Сенченко. "Автономия отчисляла сумму, равную 4,2% бюджета Украины, на 27 общегосударственных статей. Остальное шло на развитие полуострова. Крым был донором, был стимул больше зарабатывать, развиваться", - вспоминает он. Но после того как Киев начал замечать неладное (при президенте Крыма Юрии Мешкове полуостров начал быстро выходить из-под контроля столицы), игры в независимость было решено прекратить. В 1995-м Киев изгнал Мешкова из Крыма в Россию, отменил конституцию АРК образца 1992 года и ограничил его экономическую самостоятельность.
В 2000-е экономика Крыма приняла свой сегодняшний вид и с тех пор мало менялась. Ключевые отрасли промышленности сегодня - пищепром (в основном виноделие), энергетика, химия и нефтехимия. Сельское хозяйство и туризм - лишь замыкающие в первой пятерке ключевых отраслей.
Наследие Джарты
Экс-министр охраны окружающей природной среды Василий Джарты возглавил Крым в марте 2010 года и умер от тяжелой болезни в августе 2011-го. За год с небольшим Джарты сконцентрировал власть в Крыму в своих руках, подавил оппонентов, принял стратегию развития полуострова на 10 лет и начал инвентаризацию земли. На свои действия он получил карт-бланш от президента Украины Виктора Януковича. Одновременно сменились руководители местных МВД, прокуратуры и СБУ - теперь они не ставили палки в колеса местной власти, а помогали ей.
То, что происходило дальше, сторонники Джарты называли наведением порядка, оппоненты - криминальным переделом. Практически все конкуренты Партии регионов на местных выборах заявили о беспрецедентном давлении и фальсификациях. Как бы там ни было, Партия регионов получила 79 мест в Верховном Совете Крыма из ста возможных (рекордный для нее результат в Крыму).
Вслед за этим власти начали "чистить" земельную сферу. В общей сложности только за первую половину 2010 года по искам прокуратуры было возвращено около 2 тыс. га земли. Заодно взялись и за легализацию "тени" - по оценке Андрея Клименко, заслуженного экономиста Крыма, политолога и журналиста, консультировавшего Джарты, около 80% всех доходов от туризма сейчас - теневые.
В декабре 2010 года Верховный Совет Крыма принял стратегию развития полуострова на ближайшие 10 лет. В ее основе - видение АРК как влиятельного игрока в Черноморском регионе. Пожалуй, впервые местная власть рассматривает полуостров вне контекста украинско-российских отношений. Теперь Крым равняется в экономическом развитии на Турцию, Болгарию, Румынию, Краснодарский край России и Грузию. И в этой компании Крым - в числе отстающих. Вот почему стратегия предполагает развитие полуострова опережающими темпами.
Сегодня в основе экономики Крыма лежит промышленность. "С принятием "Стратегии социального и экономического развития Крыма до 2020 года" туризм и рекреация были определены как главный приоритет развития республики", - говорит Екатерина Юрченко, вице-премьер Крыма по вопросам финансов и экономической деятельности. Так, хотя сам сектор формирует только 7% экономики Крыма, в компании McKinsey оценивают потенциал туризма лишь на западном берегу в 2 млн. человек, а потенциальные доходы экономики - на уровне $2,8 млрд. В планах - продлить туристический сезон с четырех-пяти до хотя бы семи-восьми месяцев в году. Это можно сделать, развивая лечебный отдых, событийный, деловой и другие виды специализированного туризма. Кроме того, ставку делают и на развитие организованного туризма. Пока в автономии работает лишь один отель, входящий в мировые гостиничные сети - Radisson в Алуште (есть еще Best Western Int. в Севастополе, но этот город не входит в состав автономной республики и напрямую подчинен Киеву). Другие направления развития Крыма - современный агросектор, промышленное производство, развитие транспортного потенциала.
Была ли стратегия развития Крыма очередным пустопорожним документом для саморекламы? Андрей Клименко верит, что это не так. Он несколько раз общался с Василием Джарты в качестве эксперта по стратегическому развитию и отзывается о нем с восхищением. "Его команда довела стратегию до 200-страничного детального плана, который ежедневно жестко контролируется", - говорит он. Другое мнение у Андрея Сенченко. "Это все слова… В Крыму налажена криминальная система управления. Эти люди не озабочены развитием Крыма, им главное финансовые потоки контролировать", - говорит депутат.
В поисках денег
Перестройка Крыма невозможна без инвестиций. Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения в АРК сегодня почти вдвое меньше, чем в целом по Украине, отмечает исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко - $497 в первом квартале 2011 года против $998 по Украине.
Инвестиции могли бы направляться не только в туризм, но и в повышение продуктивности сельского хозяйства, где урожайность зерновых на 17% меньше среднего показателя по стране (2,2 тонны на гектар против 2,6 тонн в среднем за 2001-2011 годы). Транспорт также мог бы играть большую роль, говорит Устенко. Несмотря на географическое преимущество, на Крым приходится всего 15% всех морских грузов, 2% автомобильных и 5% авиационных грузов Украины.
Пока нехватку частных вложений руководство автономии пыталось перекрывать государственными вливаниями. По информации Минэкономразвития Крыма, в 2011 году полуостров получит субвенцию в размере 0,9 млрд. грн. на социально-экономическое развитие, в 2010 году бюджет выделил 0,5 млрд. грн. Треть полученных денег Василий Джарты направил на ремонт автодорог.
Одновременно его команда занялась поиском частных инвесторов. Было создано Агентство регионального развития, которое разрабатывает проекты и сопровождает их реализацию. Правительство Крыма лоббирует законопроект о льготах для тех, кто будет инвестировать в приоритетные для полуострова отрасли. Появился логотип Крыма, начались мероприятия по продвижению АРК как места для инвестиций. В мае 2011 года состоялась презентация Крыма в Лондоне и Брюсселе в рамках Крымского инвестиционного форума. В ноябре крымская делегация нанесла визит в Китай.
Пока "улов" небольшой. Сейчас в АРК реализуется более 70 проектов, но они невелики - стоимостью от $200 тыс. Впрочем, местная власть надеется на больший успех. Так, на полуострове уже побывал глава КНР Ху Дзиньтао. Пекину интересны аграрный и транспортный секторы. На прошлой неделе Крым договорился с Китаем об инвестициях в $1 млрд. в новый порт на озере Донузлав.
В числе других крупных инвестпроектов - строительство гоночного комплекса Crimea GrandPrix Circuit в Сакском районе Крыма (необходимо вложить $274 млн.), комплекса "Порт Ялта" ($120 млн.), транспортного перехода через Керченский пролив (минимум $1,7 млрд.), реконструкция аэропорта "Симферополь" ($276 млн.) и строительство "Экогорода" на западном побережье (стоимость первой очереди строительства - $1,8 млрд.). Кстати, последний проект - на особом счету у министра инфраструктуры Бориса Колесникова. Он называет этот проект не "Экогород", а "украинская Анталья". "Проект на 100 отелей на несколько тысяч гектаров, с развлекательной зоной и международным аэропортом", - фонтанировал идеями Колесников в начале года.
Правда, до сих пор эти проекты - лишь на бумаге. Чтобы говорить об инвестициях, крымской власти нужно провести ревизию собственников земли, разработать детальные планы застройки побережья и подвести к инвестплощадкам необходимые коммуникации. За всем этим пока заминка. 2010 год Джарты потратил на построение властной вертикали, половину 2011-го посвятил стратегии развития Крыма. Взяться всерьез за ее реализацию не успел. Теперь ею придется заняться новому премьеру Анатолию Могилеву. Бывший милиционер и почти земляк Джарты (Могилев долго проработал в г. Макеевка Донецкой области) пришел пока без своей команды, что может уберечь Крым от очередной кадровой чехарды. К тому же ключевой чертой нового премьера называют безукоризненную исполнительность - этим же славился и Джарты.
Вопрос в другом: в том, на что будет направлена эта исполнительность. Андрей Сенченко подозревает, что прежде всего - на победу на выборах 2012 года. "Его задача - организовать победу Партии регионов на парламентских выборах", - говорит экс-вице-премьер. Экономика может отойти на второй план. И хотя вряд ли новый руководитель будет менять курс, взятый Василием Джарты, он может отнестись к реализации стратегии формально. Но тогда Крым не вырвется в лидеры региона ни через 10, ни через 20 лет.
Андрей Воронин
По материалам:
Інвестгазета
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас