Не в ту трассу: почему в Украине плохие дороги? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Не в ту трассу: почему в Украине плохие дороги?

3908
Этим летом автор, во время командировки в Харьков, наблюдала странную картину: при въезде в город (по трассе Киев-Харьков) перекладывали дорожное покрытие. Новенький асфальт еще не успел толком остыть, но машинам уже разрешили по нему ездить. В итоге дорожное покрытие буквально наматывалось на колеса автомобилей. Сейчас отремонтированный летом участок дороги выглядит так, словно там и не проводились никакие работы: весь в ямах, трещинах и неровностях. Данный пример далеко не уникален. С подобными странными подходами к ремонту дорог сталкиваются жители почти всех украинских городов: строители дорог часто приводят дорожное покрытие в порядок в дождь, мороз, сильную жару, то есть, в совсем не подходящее для данных мероприятий время. Ведь, например, латать дорогу перед заморозком нельзя - влага, попадающая в ямку, замерзает и разрушает изнутри покрытие (в марте 2010 года, когда заморозки чередовались с оттепелью, украинцы наверняка видели сотрудников дорожных служб, латающих ямы на дорогах).
Дело вовсе не том, что дорожные строители не знают прописных истин своей профессии. Наоборот, данные моменты им знакомы хорошо, а причина таких поступков в том, что им попросту выгодно некачественно строить и ремонтировать дороги в Украине.
Закрытый клуб
За качество, строительство, развитие и поддержание в нормальном состоянии украинских дорог отвечает государственная служба автомобильных дорог Украины "Укравтодор". Она же проводит тендер среди компаний, которые желают строить дороги в Украине. К слову, их, несмотря на хорошее финансирование, большие объемы заказов, совсем немного. Из года в год подряды от "Укравтодора" достаются одним и тем же. До 2009 года в тройку лидеров по строительству дорог входила корпорация "Золотые ворота", ФПГ "Альтком" и "Днепрдорстрой". В крупных дорожных проектах засветились македонская фирма "Гранит - АЧМ" и турецкая компания "ОНУР".
Такая закрытость рынка объяснялась просто: собственники всех этих компаний были вхожи в кабинеты важных чиновников и дружны с руководством "Укравтодора". Источники "Главреда" поговаривают, что такая дружба и гарантия выиграть тендер обходилась им в примерно 30% от общей сметной стоимости проекта, выставляемого на конкурс "Укравтодором". Но даже тогда, выиграть тендер было непросто, любимчики чиновников из государственной службы автомобильных дорог активно оберегали свои позиции на рынке. Вот, например, поговаривают, что собственники вышеупомянутой турецкой компании "ОНУР" взорвали автомобиль учредителя одного украинского предприятия, с которым не поделили крупную сумму, полученную при реконструкции дороги Киев-Одесса.
Когда "Укравтодор" возглавил Николай Гуржос (в 2008 году), цена благосклонности "Укравтодора" к частным компаниям выросла. Участники рынка говорили, что "откат" за победу в тендере мог составлять 50% от сметной стоимости проекта. Это резко сузило круг желающих строить дороги в Украине. После того, как Николая Гуржоса на этом посту сменил Владимир Демишкан (в 2010 году), ситуация немного изменилась. Теперь приоритеты отдаются больше своим компаниям, с донецкими корнями. Так, например, ФПГ "Альтком", которую связывают с именем вице-премьера Бориса Колесникова, строит и ремонтирует практически все дороги, которые нужно обновить (построить) к Евро-2012.
Финансовый акцент
Такие перемены странным образом совпали с желанием правительства лучше финансировать и больше строить дороги в Украине. Так, премьер-министр Николай Азаров обещал сдать в эксплуатацию в этом году 300 км дорог (это почти в двадцать раз больше чем было сдано в 2009 году). Всего с начала подготовки к Евро-2012 общая сумма на выполнение строительно-ремонтных работ на автомобильных дорогах составляет около 8 млрд грн. За это время введено в эксплуатацию и открыто движение на 806,62 километрах автомобильных дорог. На это ушло около 2 миллиардов гривен, т.е дорожным строителям предстоит освоить в кратчайшие срокие еще 6 млрд.
Отдельной строкой стоит упомянуть и капитальный, и текущий ремонт дорог. На эти цели в следующем году правительство намерено выделить около 2,5 млрд грн.
Впрочем, "Укравтодор" рассчитывает не только на государственные средства. Так на протяжении многих лет он заимствует средства в крупных финансовых учреждениях. Например, в "Укрсиббанке", "Сбербанке", Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР), Morgan Stanley и др. В частности, у государственной службы атвомобильных дорог уже были проблемы с погашением кредита: в 2009 году разгорелся скандал по этому поводу между "Укравтодором" и Morgan Stanley, который в 2007 году предоставил госслужбе два кредита под государственные гарантии на общую сумму 930 млн долларов. Всего до 2038 года "Укравтодор", по состоянию на февраль 2011 года, должен вернуть около 37 млрд гривен по кредитам, взятым у международных финансовых организаций и коммерческих банков под государственные гарантии.
А в прошлом году Европейский банк реконструкции и развития предоставил "Укравтодору" еще один кредит на сумму 450 млн евро для финансирования капитального ремонта и реконструкции дорог на подходах к Киеву, которые являются частью европейских и национальных транспортных коридоров на территории Украины. "Данный проект в секторе дорожной инфраструктуры знаменует десятилетие успешного сотрудничества между банком и "Укравтодором", на протяжении которого ЕБРР предоставил 375 млн евро в виде трех кредитов на капитальный ремонт и реконструкцию почти 700 км трассы M06. Это одна из ключевых магистралей страны, которые являются частью III-го и V-го панъевропейских коридоров и связывающая украинскую столицу с ЕС, модернизация которой будет завершена в рамках нового проекта", - прокомментировали тогда в пресс-службе ЕБРР.
Верной дорогой
Неудивительно, что такое финансирование заставляет компании держаться за подряды "Укравтодора". Правда, это ни в коей мере не обязывает строить и ремонтировать дороги качественнее. Опыт последних лет показывает, что недавно построенные украинские "автобаны" (например, Киев-Чоп и Киев-Одесса) портятся и разрушаются почти так же быстро, как и старые "шляхи". При этом только за 2003-2004 годы в строительство трассы Киев-Одесса государство вложило около 2,7 млрд гривен. Частично причиной этому банальное воровство строительных материалов и несоблюдение технологий при строительстве дорог. К слову, самый выгодный, по словам одного из строителей дорог в Украине, ямочный ремонт. Так, например, по технологии яму нужно вычистить, продуть ее сжатым воздухом, покрыть горячим битумом, положить асфальт, загладить и утрамбовать виброплитой, но многие отечественные дорожники лишь засыпают ямку, а отчитываются, как за полноценные работы. Еще более проблематичным является учет: сколько ямок записано в отчете и сколько их было на самом деле, можно только догадываться. Ведь проконтролировать это очень сложно, поскольку дороги разрушаются ежедневно.
Есть и другие нюансы. Например, дорожники активно сопротивляются любым предложениям, которые бы могли продлить срок эксплуатации покрытия и улучшить его качество. "Во многих странах при укладке дороги используют базальтовую сетку, благодаря которой срок службы покрытия возрастает в четыре-пять раз. "Мы не раз предлагали выпускать базальтовую сетку, но в "Укравтодоре" мне прямо сказали: в случае применения этой технологии наши люди останутся без работы", - рассказал "Главреду" один из бизнесменов, делающий попытки пробиться на рынок строительства дорог в Украине. По его мнению, компании специально строят дороги плохо, чтобы обеспечить себя работой, а значит, и доходом на будущее.
Ведь сегодня компании, строящие и ремонтирующие дороги в Украине, очень прочно застолбили свое место на этой рынке. Зная особенности проведения тендеров "Укравтодором", иностранные компании с именем, которые построили не один качественный автобан в Европе, сюда просто не хотят идти. А учитывая, что украинские дороги в очень плохом состоянии - капитального ремонта требует как минимум 70% от всех дорог, у украинских дорожников весьма заманчивые перспективы. Ведь по самых скромным подсчетам, на приведении в порядок всех украинских дорог понадобится около 60 млрд евро. Весьма ощутимая сумма, особенно если принять во внимание тот факт, что осваивать ее будут всего несколько компаний. Правда, вряд ли от этого улучшится качество дорог в Украине.
Светлана Еремина
По материалам:
Главред
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас