Декриминализация экономических преступлений приведет к индульгенциям для своих — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Декриминализация экономических преступлений приведет к индульгенциям для своих

Казна и Политика
2116
В парламенте зарегистрированы несколько законопроектов о декриминализации ст. 365 УК Украины, по которой осуждена экс-премьер Юлия Тимошенко. Но первопроходцем и единственным принятым в первом чтении является президентский проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности)" № 9221 от 27.09.2011.
И хотя он не предполагает отмены статьи, по которой осуждена лидер оппозиции, похоже, законопроект разрабатывался именно с этой целью. Не исключено, что в будущем, его пополнит норма о декриминализации ст. 365 УК (превышение служебных полномочий).
Сегодня существует немало вариантов изменения ст. 365 УК (к примеру, не применять ее только к лицам, занимающим политические должности). Но это никак не решит проблемы избирательного применения законодательства правоохранителями и судами, чьи неправомерные действия также подпадают сегодня под ст. 365. А практика такова, что в Украине процветает презумпция виновности. Следователи могут оформлять документы 31 апреля, а суды, по внутреннему убеждению (которое порой зависит от внешних факторов), - выносить приговоры, основываясь на сомнительных доказательствах обвинения, но полностью игнорируя неопровержимые факты защиты.
Ярмарка индульгенций
Законопроектом № 9221 предлагается "гуманизировать" около двух десятков статей УК. При этом в основном они не изымаются из кодекса. А следовательно, за соответствующие деяния наступает именно уголовная ответственность со всеми вытекающими последствиями. Но авторы документа предлагают за такие преступления карать не лишением свободы, а штрафами. К примеру, за неуплату налогов сегодня можно получить срок до 10 лет. Вместо этого предлагается максимально наказывать за такое преступление штрафом в 425 тыс. грн. Логика документа в том, что экономические преступления, которые не несут повышенной общественной опасности, должны караться не лишением свободы, а финансово. В этом свете несколько странным выглядит предложенная санкция за подделку валюты: вместо трех--семи лет лишения свободы - до 595 тыс. грн штрафа. Ведь подделать можно и 1 млн грн - 2 тыс. купюр по 500 грн…
Также предлагается "монетизировать" ответственность за должностные преступления руководителей частных предприятий и лиц, которые предоставляют публичные услуги (нотариусы, аудиторы, оценщики и т. д.). В частности, максимальный срок лишения свободы за такие преступления, совершенные указанными лицами, в зависимости от тяжести, сегодня может составлять до восьми лет. Теперь максимальная кара - штраф до 20 тыс. н. м. д. г. (340 тыс. грн). К слову, соответствующие статьи были внесены в УК антикоррупционным законом лишь в апреле нынешнего года и вступили в силу с 1 июля. Очевидно, снова применяется принцип: сначала закручиваем гайки по полной, потом немножко отпускаем под видом гуманизации.
Некоторые статьи предлагается все таки именно декриминализировать. То есть извлечь их из УК. В частности, речь идет о контрабанде. Согласно законопроекту, уголовно наказуемым будет лишь незаконный ввоз в Украину культурных ценностей, отравляющих веществ, оружия и т. п. За это, как и ранее, можно загреметь за решетку на 12 лет. А контрабанда других товаров максимально будет караться штрафом в 200% стоимости товара с его конфискацией. Это уже побудило некоторых экспертов заявить об ожидаемом росте контрабанды и усилении коррупции на таможне. Также не будет, в случае принятия законопроекта, уголовной ответственности за обман покупателей, ведение хоздеятельности без регистрации и пр.
Сытый голодному не сокамерник
"Основная цель (законопроекта - ред.) - не пополнение государственного бюджета, хотя такая задача тоже ставится, а оживление инвестиционного климата, - объяснил советник президента Андрей Портнов. - Речь идет о создании таких условий, чтобы предприниматель ни в коем случае не попал за решетку".
Но перспективы попасть в тюрьму все же есть - если осужденный не накопил на штраф. Отметим, что максимальный штраф вырастет в 50 раз - с 17 тыс. грн до 850 тыс. грн. А в некоторых случаях сумма может быть и больше. Правда, суд вправе учесть материальное положение преступника и дать ему рассрочку на полгода. Если же и в этот срок он не соберет необходимую сумму, воли ему не видать. То, что осужденному просто неоткуда взять денег, а почку он продавать не хочет, во внимание не берется. "Проект не предусматривает отсутствие умысла на неуплату штрафа, т. е. декларируется, что все неуплаты умышленные, - говорит партнер ЮФ "Гвоздий и Оберкович" Анжелика Сицко. - В связи с этим изменяется подход к лицам, не уплатившим штраф: если отсутствуют основания для рассрочки - лишаешься свободы".
При этом срок будет зависеть от суммы штрафа. Самое легкое - если человек приговорен к выплате до 3 тыс. н. м. д. г. (51 тыс. грн). Тогда ему могут присудить общественные работы на срок исходя из формулы: один час за каждые 17 грн штрафа (за 50 тыс. грн - около 3 тыс. часов или 367 восьмичасовых рабочих дней). Либо же исправительные работы по формуле: один месяц за каждые 340 грн. Правда, и в первом, и во втором случае такое наказание не может превышать двух лет. Хуже, если преступление более тяжкое и штраф, соответственно, свыше 3 тыс. н. м. д. г. Тогда осужденного ждет лишение свободы на срок по формуле: один день за каждые 8 н. м. д. г. (136 грн). За минимальный штраф в таком случае придется отсидеть за решеткой год и 10 дней. А, скажем, за уклонение от уплаты налогов в сумме свыше 2,35 млн грн преступнику придется сидеть более 8,5 лет. Также предусмотрено, что при наличии смягчающих обстоятельств штраф может быть уменьшен судом на сумму до 25%. Отметим, что сегодня, если человек не может заплатить штраф, он искупает свою вину исключительно на исправительных или общественных работах. "Действующий подход более гуманен, - рассказывает Анжелика Сицко. - Более того, пользы государству от лица, работающего на его благо, гораздо больше, чем от лица, находящегося в заключении. Вместе с тем стоит отметить, что свобода не должна покупаться". Схожего мнения придерживаются и специалисты главного экспертного управления ВР. "Отдельные изменения, предложенные проектом, не только не смягчают ответственность, а наоборот, усиливают ее. В частности, вряд ли можно признать гуманизацией предоставление возможности суду заменять неуплаченную сумму штрафа лишением свободы", - говорится в заключении управления.
Интересно, что если следовать логике законопроекта и посчитать "от обратного", гуманизация приговора Юлии Тимошенко могла бы потянуть примерно на 349 тыс. грн штрафа вместо семи лет лишения свободы (7 лет = 2566 дней; 2566 х 136 грн = 348 976 грн). Впрочем, вряд ли экс-премьер согласится на такие уступки.
Залог свободы
Не менее важные изменения может претерпеть и Уголовно-процессуальный кодекс. Законопроект № 9221 предлагает несколько положительных изменений в УПК. В частности, предусмотрено разрешить прокуратуре заводить уголовные дела по определенным статьям лишь по письменной жалобе потерпевшего. Без заявления последнего не заведут уголовное дело за незаконный оборот компакт­дисков, противодействие законной хоздеятельности, доведение до банкротства, незаконное использование товарного знака и пр. То есть подразумевается, что если нет пострадавшего - значит, нет убытков, а соответственно, и преступления.
Прогрессивным можно считать предложение ограничить возможности взятия под стражу. Нередко обвиняемых, если они не пишут сразу чистосердечное, садят в СИЗО, мол, на свободе они будут препятствовать следствию. Однако настоящим мотивом таких действий может быть давление на обвиняемого. Теперь предполагается, что взять под стражу можно будет лишь обвиняемого в преступлении, за которое предусмотрен срок более пяти лет. Иным же предложат другую меру пресечения: подписка о невыезде или залог. При этом если преследуемому лицу угрожает штраф более 51 тыс. грн, к нему может быть применен исключительно залог (но не подписка), а уж если залог не внесен - взятие под стражу. Также в законопроекте в новой редакции изложена процедура внесения залога. Его определяет суд в размере от 5,1 тыс. грн до 289 тыс. грн. Но в исключительных случаях сумма может быть и больше. Однако залог не может быть меньшим суммы гражданского иска или причиненного имущественного вреда. Залог нужно внести на протяжении пяти дней после решения суда.
Но также предусмотрена возможность возложить на обвиняемого, кроме меры пресечения, еще и дополнительные обязательства (являться по вызову милиции, прокуратуры, не отлучаться из населенного пункта, удерживаться от общения с определенными лицами и т. д.). Нарушение одного из таких обязательств может повлечь за собой взятие под стражу. Причем залог в таком случае идет в доход государства. Потому не исключены, к примеру, ситуации, когда лицу, которое внесло в залог пару сотен тысяч гривен, скажем, формально пошлют повестку явиться в милицию. И за неявку данное лицо попадет в СИЗО, а деньги уйдут в бюджет.
Оправдает ли средство цель
Все же большинство юристов и экспертов считают инициативу президента своевременной. "К сожалению, реалии таковы, что заниматься предпринимательством сейчас не только сложно, но и опасно", - объясняет Анжелика Сицко. Впрочем, результаты внесения таких изменений в законодательство будут зависеть от практики его применения. По мнению партнера ЮФ "КПД Консалтинг" Кирилла Козака, для экономической ситуации декриминализация будет положительна при условии адекватного применения законопроекта - согласно заявленным целям.
Вилен Веремко
По материалам:
Контракти
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас