Пенсионная реформа: все там будем? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пенсионная реформа: все там будем?

Казна и Политика
5479
В жизни каждого человека рано или поздно приходит пора, которую романтики называют "золотой осенью". И если раньше в некогда огромной стране за "обеспеченную старость" можно было не беспокоиться, то теперешней Украине никоим образом нельзя сбрасывать со счетов коррективы, внесенные двадцатью годами независимости. Сегодня на улицах больших и не очень городов все чаще попадаются немолодые люди, роющиеся в мусорных баках, а само слово "пенсия" практически стало символом бедности…
Так уж вышло, что мировой экономический кризис еще больше усилил разрыв между реальными человеческими потребностями пенсионеров и деньгами, которые они получают "в благодарность" за свою трудовую жизнь. Правда, в последние год-полтора власти пытаются улучшить обстановку, но в 2011 году под давлением МВФ руководство страны объявило "пенсионную реформу". ForUm решил разобраться в том, что же этот проект принесет людям.
Пенсионные новации - что изменится в целом?
Итак, известно, что соответствующая реформа в Украине введена законом "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы" под номером 3668-VI, проект которого был подан в парламент еще в июле.
Несмотря на общественную критику, перед самыми летними каникулами, 8 июля, депутаты сию реформаторскую идею утвердили, однако, учитывая сохраняющееся (а кое-где и возрастающее) в связи с этим гражданское недовольство, власти все-таки решили чуть-чуть "сдать назад": премьер, Президент, а за ними и спикер объявили, что документ требует доработки. Повторное утверждение, "с уточнениями", случилось уже 6 сентября, а, собственно, І этап реформы стартовал непосредственно 1 октября.
Если кратко, то основные новации данной реформы таковы: во-первых, женщины будут выходить на пенсию не с 55 лет, как раньше, а с шестидесяти, причем повышение пенсионного возраста запланировано не "вдруг", а поступательно - по шесть месяцев ежегодно.
Кроме того, предусмотрен переходный период в три года, во время которого женщины смогут выбирать, по каким правилам им выходить на пенсию - по старым или по новым (т.е. позже, но с большей пенсией).
Во-вторых, чтобы вообще получать пенсию, украинцам теперь придется работать на десять лет больше (мужчинам, например, потребуется тридцать пять лет трудового стажа вместо двадцати пяти, женщинам, соответственно, тридцать вместо двадцати).
В-третьих, при выходе на пенсию размер "ренты" теперь будет рассчитываться исходя из средней зарплаты, но взятой не за один предшествующий год, а за три последних. И поскольку средняя зарплата постоянно растет (с учетом инфляции, естественно), нетрудно догадаться, что усредненный показатель за три прошедших года будет меньше, нежели за один последний. В результате, пенсии сократятся примерно на 15%. Во всяком случае, именно такой показатель в разговоре с нами озвучил лидер Конфедерации свободных профсоюзов Украины Михаил Волынец.
Все вышеизложенное касается первого уровня реформы, затрагивающего базовые параметры и принципы. На втором уровне (начиная с 2013 года) будет создана система обязательного накопительного пенсионного страхования, согласно которой каждый гражданин обязуется регулярно делать взносы в накопительные фонды, чтобы по выходе на пенсию получать от них деньги. По словам вице-премьера, министра социальной политики Украины Сергея Тигипко, основная ставка будет сделана на негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Некоторые критикуют такой подход, заявляя, что НПФ будут не так ответственно относиться к пенсионерам, как государство. На что советник Тигипко Теймур Багиров возражает: "Частные фонды смогут управлять выплатой пенсий эффективнее". По словам эксперта, согласно идее нынешнего пенсионного реформирования, полученные средства будут интенсивно инвестироваться для получения прибыли. Например, в Польше НПФ являются одними из основных игроков на рынке ценных бумаг. "Тогда как власти ранее позволяли себе отвлекать средства центрального Пенсионного фонда на самые разные цели, от латания дыр в бюджете до выборов", - уточняет специалист.
"Свинка-копилка"
Действительно, если на особый рост государственных пенсий рассчитывать не приходится, то накопительная система становится хорошим выходом. Причем можно выбирать между "чистыми" НПФ и пенсионными вкладами в компаниях по страхованию жизни (так называемые СК-Life). Сейчас в Украине есть около 100 НПФ, но пока что люди предпочитают откладывать "на старость" именно в "лайфовых" СК. Так, накопления НПФ сегодня составляют 1110 млн грн, а пенсионные вклады в СК-Life - почти в 2 раза больше, 2140 млн грн.
Как объяснил заместитель главы Лиги страховых организаций Украины Александр Залетов, активнее всего сейчас делают накопительные пенсионные вклады люди в возрасте 40-55 лет (39,5% вкладов). Но и те, кому 25-40 лет, вкладывают не намного меньше (38,5% в общей структуре), в надежде на то, что за десятки лет стажа на накопительные счета "набежит" достаточно средств, чтобы их пенсионные годы были гораздо "сытнее", нежели у большинства нынешних пенсионеров.
Кроме того, по словам советника главы правления Пенсионного фонда Украины Бориса Соболева, в НПФ граждане смогут получать и повышенные пенсии - за счет "бонусов". Иными словами, за счет доходов от вложения накопленных денег в различные коммерческие проекты. При этом, что очень важно, украинцы смогут в любой момент забрать свои средства из "копилки". В отличие от россиян, которым "не светит" пощупать свои пенсионные вклады раньше оговоренного срока.
В то же время Тигипко акцентирует внимание на том, что в законодательстве по второму этапу реформы необходимо прописать жесткие гарантии сохранности вкладов и их доходности, а также требования к компаниям, управляющим этими вкладами. "Перед запуском второго уровня реформы мы обязательно проведем консультации с экспертами и вынесем соответствующие документы на суд общественности", - отметил он.
Что касается "макро"-эффекта второго этапа реформы, то вице-премьер напоминает: внедрение накопительного страхования позволит еще и нарастить внутренние инвестиции. По расчетам Кабмина, уже в первый год действия ІІ уровня реформы (2013) на накопительные счета придет свыше 3 млрд грн, и фонды смогут вкладывать эти деньги в прибыльные и перспективные проекты, а к 2016 г. цифра вырастет до 30 млрд грн.
Кроме того - и в этом прав МВФ - смещение пенсионного обеспечения в частный сектор улучшит финансовую ситуацию в стране и снизит нагрузку на госбюджет, а значит, повысит общеэкономическую стабильность, что очень важно в условиях тлеющего мирового кризиса.
"Собственно, в целом, несмотря на трудности и препоны, отечественную пенсионную систему реформировать можно и нужно, - считает директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский. - А два первых этапа - лишь начало, ведь для построения нормального пенсионного обеспечения нужно улучшать и развивать бюджетную политику, оптимизировать налоги".
От себя добавим, что начинания, идущие "сверху", часто выглядят непродуманными и несправедливыми. Но давайте не забывать, что сегодня наша система социального обеспечения - это остатки советской системы, частичные и изрядно устаревшие. Несомненно, нужно строить новую - по реалиям сегодняшней жизни, а не той, что была двадцать лет назад. Понятно, что она будет отличаться, и в чем-то, естественно, будет строже и дифференцированней, но это будет живой организм, а не вариации на тему ушедшего прошлого.
Андрей Боярунец
По материалам:
forUm
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас