Ключевой момент — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Ключевой момент

Казна и Политика
1850
Перспектива членства Украины в ЕС под угрозой. Об этом свидетельствуют заявления еврочиновников, которые начали раздаваться после объявления судебного приговора бывшему премьер-министру Украины Юлии Тимошенко. Однако резкая критика - это не только "красная карточка" украинским кормчим, которые рассчитывали до конца 2011 года подписать договор о создании зоны свободной торговли и ассоциированном членстве с ЕС. Наибольшее зло от таких оценок - ухудшение инвестиционного имиджа страны в глазах зарубежного бизнеса. "Права человека и верховенство права - базовые принципы ЕС. Мы хотим увидеть реальные улучшения во всех областях Украины. Бизнесмены смотрят на условия, существующие здесь, и на политическую ситуацию в Украине. Если Украина будет двигаться в Европу, то и ситуация здесь будет улучшаться, и инвесторы придут", - заявил во время ХІ Международного экономического форума в Трускавце советник заместителя председателя миссии Посольства Нидерландов в Украине Герри Виллемс, сообщает УНИАН со ссылкой на "Радио Свобода". Как на подобные заявления будет реагировать украинская власть, чтобы в канун второй волны экономического кризиса убедить потенциальных инвесторов в правдивости и неизбирательности отечественного права? Насколько велик риск смены проевропейского курса Украины в контексте резкой критики со стороны Европы? Какие реформы ожидают украинцев в ближайшее время? Об этом и о другом в эксклюзивном интервью "Дню" рассказал вице-премьер-министр - министр социальной политики Украины Сергей Тигипко.
- 24 октября приезжает миссия МВФ, чтобы пересмотреть программу сотрудничества с Украиной. Ваши прогнозы относительно результатов этого визита?
- Абсолютно позитивные. Программа сотрудничества с МВФ нужна Украине в силу нескольких причин. Во-первых, она - правильная. Во-вторых - проукраинская, потому что не предусматривает ничего такого, что в перспективе принесет вред стране и ее гражданам. Надеюсь, что результатом переговоров с МВФ станет выделение очередного транша кредита еще до конца 2011 года. Возможен даже сдвоенный транш - около 3 миллиардов долларов.
- Означает ли пересмотр этой программы, что вопрос повышения стоимости газа и, соответственно, подорожание тарифов на "коммуналку" для населения откладывается или просто несколько смягчается?
- МВФ интересует не повышение тарифов, а улучшение финансового состояния НАК "Нафтогаз України". Изменить ситуацию можно двумя путями: повысив тарифы для населения или же снизив цену на газ. Задача власти - найти оптимальное решение этого вопроса. А проблема в том, что НАК "Нафтогаз України" поставляет теплокоммунэнерго около 8 миллиардов метров кубических газа. При этом цена предоставленного людям газа рассчитывается, исходя из стоимости 1300 гривен за 1000 кубометров, а реальная стоимость российского голубого топлива намного выше. Нужно искать способы уменьшения цены на российский газ, а не переводить ценовой груз на население.
- Правильно ли я понимаю: подорожание газа для населения пока не предусматривается?
- Да. Повышение тарифов пока не предусматривается. Правительство делает все для этого.
Меня тревожит еще одна проблема - необходимо начать оснащение счетчиками населения, которое потребляет услуги теплокоммунэнерго и компаний, генерирующих эти услуги.
- Вы сказали, что ожидаете снижения стоимости голубого топлива. Ваш прогноз относительно новой цены.
- Справедливая цена на российский газ для Украины ниже нынешней примерно вдвое.
- Думаете, реально достичь 250 долларов за 1000 кубических метров, учитывая последние громкие заявления российской стороны?
- Переговоры о цене на газ ведут Президент и премьер-министр Украины. И проходят они нелегко. Поэтому говорить конкретно, на какой ценовой показатель и когда выйдем, - трудно.
- Может ли приговор Тимошенко (относительно неправомерности ее действий) стать аргументом для пересмотра газовых контрактов, подписанных с "Газпромом" в 2009 году?
- С моей точки зрения, приговор по делу Тимошенко не станет аргументом пересмотра газовых договоров, подписанных ранее. Не стоит политизировать этот процесс. Все просто: Украина - мощный потребитель российского газа. И наша страна не должна платить за российское топливо больше европейцев. Если в газовом вопросе перейти в плоскость судов, то поиск решения может затянуться надолго. Это не выход. Украина и Россия должны разобраться в газовом вопросе как хорошие соседи и надежные партнеры.
- В проекте бюджета на 2012 год правительство заложило повышение социальных стандартов, невзирая на прогнозы экспертов относительно неизбежности второй волны мирового кризиса. Объясните, за счет каких дополнительных доходов будут расти зарплаты и пенсии украинцев?
- На следующий год ожидаем 5% роста ВВП, уменьшения бюджетного дефицита и дефицита Пенсионного фонда - до 2,4 миллиарда гривен. Бюджетные прогнозы строятся на четких расчетах, которые опираются на сегодняшние темпы экономического роста. При таких условиях, я думаю, правильно увеличивать социальные выплаты, потому что это будет содействовать развитию внутреннего рынка, а следовательно, и поднятию экономики. Правильность такого подхода подтверждает и польский опыт. Поляки преодолели кризис значительно легче, чем другие страны ЕС, потому что развитие их экономики зависит не от экспорта, а от состояния внутреннего рынка.
- В канун парламентских выборов 2012 года повышение социальных выплат ваши оппоненты могут трактовать по-другому. Не боитесь, что вас назовут очередным социальным "дедом-морозом", который в канун выборов щедро раздает социальные обещания?
- Эра социальных "дедов-морозов" в Украине завершилась.
Если бы социальные выплаты росли на 25-30%, тогда я бы воспринимал эту критику. Но когда рост социальных стандартов закладывается в размере 14% в год (так называемые выздоравливающие темпы), то так говорить не корректно.
- Известные мировые экономисты предупреждают, что 2012 год будет непростым. Ваша точка зрения, насколько сложным будет следующий год для украинской экономики?
- Главные риски к нам могут прийти извне. Пока еще заявления ведущих экономистов мира свидетельствуют о том, что с достоверностью 90% ухудшение экономической ситуации в мире состоится. И это для нас - самая большая угроза.
- Вы видите признаки кризиса?
- Сегодня есть определенные признаки приближения второй волны кризиса. Минимизировать их Украине поможет, в частности, сотрудничество с МВФ. Это не только дешевые долгие деньги, но и надежный сигнал инвесторам, что Украина все делает правильно. Кроме того, чтобы не допустить кризиса, нужно проводить взвешенную внутреннюю экономическую политику, стимулировать капитальные инвестиции, упрощать условия ведения бизнеса и т.п.
У нас дополнительный финансовый резерв для экономики ищут, одалживая за границей и на внутреннем рынке. А не целесообразнее ли искать способы возвращения в Украину финансовых "беглецов", как это делают, например, Россия и США (недавно подписали соглашение со Швейцарией об открытии банковской тайны, чтобы найти в швейцарских банках не обложенные налогом средства своих граждан)?
- Самый действенный механизм - создать благоприятные условия, чтобы капитал спокойно мог работать. На Западе он не может заработать таких прибылей, как у нас.
- Почему же тогда капиталы "убегают" за границу?
- Одна из причин - несовершенная работа налоговой и таможенной служб. "Убегают", потому что несовершенна судебная система, потому что не завершена дерегуляция. Большинство проблем Украины предопределено одним - дефицитом реформ в течение последних 20 лет.
- Я так понимаю, что эпопея с налогами для малого и среднего бизнеса не завершилась, потому что сегодня под стены парламента и правительства вышли предприниматели. Когда решат их вопросы?
- Изменения в Налоговый кодекс и, в частности, предложения по упрощенной системе налогообложения уже проголосованы в парламенте в первом чтении. И в ближайшее время депутаты их примут.
- Проголосованы в первом чтении - не означает 100% их принятие в целом.
- Я убежден, что их примут. По этому вопросу проходили совещания у премьер-министра, проводились консультации с парламентским большинством и соответствующим парламентским комитетом. Необходимость внесения изменений понимают все.
- Сергей Леонидович, в начале лета вы говорили, что будете инициировать уменьшение ставок налогов, кроме тех, что предусмотрены в Налоговом кодексе. Когда ваш тезис приобретет реальные очертания и относительно каких налогов?
- Сегодня нагрузка на фонд оплаты труда составляет 41,2%. С моей точки зрения, стоит уменьшить отчисления для бизнеса в социальные фонды. Для начала - хотя бы на 1%. Как это правильно сделать? Сегодня мы ведем дискуссии с работодателями и профсоюзами по этому поводу.
- Когда в парламент внесут законопроекты о "детенизации" заработных плат? И когда предложенные вами изменения начнут действовать: в 2011 или 2012 году?
- Вопрос легализации заработных плат и рынка труда требует внесения изменений сначала в Трудовой кодекс. Поэтому планируется рассмотреть и принять Трудовой кодекс. Дальше - легализация заработных плат и реформирование социальных фондов. Это приоритеты для меня до конца 2011 года. Кроме того, важная задача - подготовить введение второго уровня пенсионной системы.
- Что имеется в виду?
- Изучить последний послекризисный опыт - как сработал второй уровень пенсионной системы в разных странах. Если необходимо, то внести изменения в законодательство. Сегодня мы видим, что 2012 год может быть последним годом дефицитности Пенсионного фонда и в 2013 году система накопительных вкладов может заработать. Но сначала нужно проверить, насколько эффективно она будет работать, ведь второй уровень несет определенные риски для солидарной системы - и это нужно учесть.
- Говоря о реформировании экономики, украинские чиновники часто ссылаются на перспективный грузинский опыт, который активно ездят изучать. Но что мешает реально воплощать этот опыт в Украине, если он такой прогрессивный?
- Не все подходит. Например, опыт проведения грузинской пенсионной реформы очень жесткий. Так, в Грузии вопрос пенсионных выплат решается по-другому, нежели у нас. Человек там может иметь 50 лет стажа, но если он живет зажиточно, то пенсионного обеспечения не получит. Для Украины - это абсолютно неприемлемый подход. В других вопросах грузинский опыт используем, скажем, относительно регуляции строительства. Так, в парламенте уже принят ряд законов по этому вопросу. На рассмотрении находится законопроект о банкротстве предприятий, написанный с учетом грузинского опыта. Изучая грузинские наработки, применяем только пункты, приемлемые для Украины.
- Как оцениваете судебный приговор бывшему премьер-министру Юлии Тимошенко?
- Не будет никакой оценки, потому что решение не окончательное. Очевидно, судебный процесс будет продолжаться и будет апелляция. Я могу констатировать только одно - все упирается в непроведение реформ. В данном случае в свое время не провели, в соответствие с европейским законодательством, Уголовный кодекс Украины. Все, что происходит, вызывает только одно желание - еще быстрее реформировать все сферы жизни. В первую очередь, судебную систему, потому что именно ее несовершенство вызывает больше всего замечаний.
- Европа очень резко отреагировала на события в Украине. Как власть будет выходить из этой ситуации, учитывая очень резкую критику мирового сообщества?
- Реформами: упрощением налогового, таможенного и трудового законодательства, разработкой нового законодательства о банкротстве и т.д.
- Европа предупредила Украину, что заключение бывшего премьер-министра непременно повлияет на получение членства в ЕС. Как думаете, такое заявление - это негласный отказ в последующем продвижении в еврозону для Украины?
- Чтобы приблизиться к ЕС, нужно прежде всего адаптировать отечественное законодательство к европейским нормам и договориться о создании зоны свободной торговли (какие рынки открываем и закрываем для себя и Европы). С моей точки зрения, нужно провести всю работу по адаптации к европейскому законодательству, а тогда начинать говорить о подписании соглашения по ЗСТ с ЕС. Если будут проблемы с демократией, то будем говорить и об этом. Но для меня главное сегодня, что Украина до сих пор не адаптировала свое законодательство к нормам европейского. И только после завершения этого шага можно говорить о следующем.
- А до конца 2011 года адаптация законодательства к европейскому произойдет или нет?
- Я очень хотел бы, чтобы это случилось. Для этого нужно принимать много непростых решений. Но их нужно принимать. Почему? 20 лет в стране водят политические хороводы, а экономическая и социальная сферы так и остаются нереформированными. Если их не реформировать, будет настоящая беда.
- Вы считаете, что приговор по делу Тимошенко не станет реальной преградой на пути подписания соглашения об ассоциированном членстве и создания зоны свободной торговли с ЕС?
- Не знаю. Это покажут последующие переговоры. Мы пока еще говорим о перспективе, которой нет.
- Ввиду резких заявлений европейцев, какова достоверность того, что Украина будет переориентироваться с европейского курса на членство в Таможенном союзе? Насколько велик риск этого?
- Если от Европейского союза прозвучат абсолютно четкие сигналы "нет", то достоверность переориентации на Таможенный союз достаточно велика. Люди, которые сегодня хотят видеть Украину в Таможенном союзе, могут получить очень серьезный аргумент в пользу тезиса о том, что нужно двигаться в этот союз.
- Кабмин получил часть полномочий таможни. Это значит, что стартовал процесс образования новой государственной структуры в виде объединения ГНА и ГТСУ под "крылом" Минфина?
- Пока еще нет, поскольку относительно стратегии реформирования этих двух ведомств окончательного политического решения еще нет. Поэтому, скорее всего, это фрагментарное решение. С моей точки зрения, до конца 2011 года объединения таможни и налоговой служб не будет. Хотя я сторонник того, что все силовые министерства, имеющие экономические подразделения, нужно объединить.
- Сегодня готовится проект Таможенного кодекса. Чем он будет отличаться от действующего документа?
- Новый вариант кодекса существенно упрощает оформление товаров при пересечении границы Украины, устанавливает прозрачный механизм определения таможенной стоимости и вообще всего процесса таможенного оформления - без человеческого фактора, по четко установленному и исчерпывающему перечню документов. Также есть ряд нововведений, которые отвечают европейским и международным стандартам. Вместе с этим и таможенным органам предоставляются реальные и действенные механизмы контроля, в том числе управление рисками и пост-аудит.
- Какого экономического эффекта ждете от введения этого документа?
- Опыт стран, проводивших изменения на таможне, свидетельствует о дополнительном росте доходов бюджета на десятки процентов. Так, по предварительным оценкам, запланированные упрощения позволят ускорить внешнеэкономический оборот (при всех других равных условиях) до 30 процентов за два года. Это соответствующим образом отобразится и на доходах бюджета.
- Когда приняли решение об объединении с Партией регионов, каким видели свое политическое будущее после этого шага?
- Как вариант - одним из заместителей главы Партии регионов, который активно будет проводить реформы. Эти реформы прибавят Партии регионов реформаторского духа. Однако партия - это конкуренция. И если я буду генерировать и внедрять в жизнь свои эффективные идеи, то не исключаю, что впоследствии смогу возглавить Партию регионов.
- Чувствуете ли ответственность перед теми 13% украинцев, которые проголосовали за вас на президентских выборах?
- Я, может, и разочаровал кого-то, кто смотрел на меня как на независимого кандидата. Но в первую очередь моя позиция всегда основывалась на проведении нужных стране реформ. Я говорил и буду это говорить - Украину изменят к лучшему только реформы. Я получил поддержку избирателей, говоря о реформах. И в настоящий момент их реализовываю. Они могут кому-то нравиться или нет. Но, с моей точки зрения, я честно озвучил свою позицию, потому что хорошо понимаю, что необходимо стране.
- Вы сторонник достаточно жестких методов управления экономикой и известны своими высказываниями о том, что перечень социальных льгот необходимо сокращать. В Партии регионов, напротив, говорят, что льготы нужно увеличивать и не сокращать. Не станут ли разные взгляды, например на социальные стандарты, причиной будущих конфликтов после объединения?
- Не надо бояться здоровых конфликтов. Здоровые конфликты - это когда в проблемном вопросе все "за" и "против" обсуждаются честно и открыто. С моей точки зрения, нужно реформировать отраслевые льготы. Если и дальше распространять льготы всем категориям, то это неправильный подход. Назначая льготу, нужно учитывать, богат или беден человек, чтобы чернобыльские льготы не получали миллионеры. Пусть чернобыльские льготы получают все, кто их заслуживает, но в зависимости от дохода на одного члена семьи. Тогда власть действительно поможет бедным. А сегодня, к сожалению, только 23% социальной помощи попадает к бедным. Остальные получает средний класс и богатые.
- До конца 2011 года следует ли ожидать социальной реформы?
- Министерство подготовит предложения по пересмотру подходов к предоставлению профессиональных льгот и проведет переговоры с отраслевыми организациями. Перечень льгот для прокуроров, депутатов, членов Кабмина будет пересмотрен и уменьшен.
Беседу вела Наталья Билоусова
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас