Высшее образование катится вниз — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Высшее образование катится вниз

4157
13 октября посол Ирана в Украине Акбар Гасеми-Алиабади заявил: образование, предоставляемое отечественными ВУЗами больше не устраивает ближневосточное государство. Несколькими днями ранее заморский сосед Ирана - Саудовская Аравия заявила о том, что больше не будет признавать дипломов украинских медицинских университетов. Министерство образования и науки в свою очередь не устает уверять - украинское образование находится на высоте. Но практика свидетельствует о другом.
Бессмысленная трата времени и денег
Украинское образование больше не устраивает иранцев. "К сожалению, многие украинские вузы еще не достигли международных критериев, международных показателей, по которым они готовят своих студентов", - говорит посол Ирана в Украине Акбар Гасеми-Алиабади. Он отмечает, что за последние 10 лет количество иранских студентов, обучающихся в украинских вузах, значительно уменьшилось. По данным Гасеми-Алиабади, если 10 лет назад количество иранцев, обучающихся в Украине, составляло 65 тысяч, то на данный момент в Украине обучается менее 1,2 тысячи иранцев. "В Иране за последнее время качество образования повысилось", - поясняет посол сложившуюся ситуацию. Он отмечает, что поставил перед Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины вопрос о заседании совместного межведомственного комитета по решению вопросов сотрудничества в сфере образования Украины и Ирана, но до сих пор не получил ответа. Ранее его страна подтвердила, что отказывается признавать украинские медицинские дипломы. Иран объяснил это расхождением в программах.
За девять дней до заявления иранского посла другое ближневосточное государство поддержало иранскую инициативу по непризнанию дипломов украинских ВУЗов. Правда, Саудовская Аравия, приняла решение не признавать дипломы не только медицинских, а всех без исключения украинских университетов. Причина - низкое качество образования в нашей стране. Абдулла бин Али Аль-Катани, глава отдела признания дипломов при Министерстве высшего образования Саудовской Аравии, сообщил, что ведомство не одобрило ни одного украинского диплома. "Делегации Министерства высшего образования за последние несколько лет совершили ряд визитов в украинские университеты с целью оценки качества образования. Они сообщали о многочисленных нарушениях в университетах, в частности, о том что на обучение принимают иностранных студентов с очень низкими оценками, даже в медицинские вузы", - пояснил представитель министерства. Дошло до смешного - по словам Аль-Катани, многие аравийские студенты, изучающие в нашей стране медицину, закончили на родине учебные заведения по направлению "литература". В итоге, в Саудовской Аравии решили от украинских образовательных услуг отказаться. "Министерство высшего образования решило не признавать дипломы украинских университетов. Мы направили делегации, которые должны предупредить саудовских студентов", - сказал Аль-Катани, и добавил, что саудовские студенты, получающие образование в вузах, не рекомендованных министерством, должны перевестись в другие учебные заведения в течение шести месяцев.
Однако в Министерстве образования Украины никак на подобные события не прореагировали. Хотя должны были бы, ведь ранее ведомство Дмитрия Табачника во всеуслышание заявило, что планирует увеличивать число иностранных студентов в украинских ВУЗах до 50 тысяч человек. Весной Табачник сказал, что впервые за годы независимости в Украине учится рекордное количество иностранных студентов. Такая ситуация, по словам министра, весьма благоприятна для украинских университетов, ведь таким образом пополняется их бюджет. Пока минобразования замалчивает сложившуюся ситуацию, украинские ВУЗы продолжают терять студентов. Что, впрочем, неудивительно. Ведь несмотря на все разговоры, реформы в украинском образовании пока никто проводить не собирается.
Высшее недообразование
Одной из причин, по которой саудиты отказались принимать дипломы украинских университетов является то, что наши ВУЗы берут кого угодно, не обращая внимание на оценки и квалификацию. Есть деньги - перед тобой открыты все двери, даже если ты глуп как полено и не можешь сдать вступительные экзамены. Став же студентом-контрактником, можешь не сильно "напрягаться". "У меня нескольких студентов по-хорошему должны были выгнать - они просто не явились ни на экзамен, ни на пересдачу. Но на кафедре говорят: "Они контрактники - они нас "кормят"". В итоге этим студентам приходится ставить "тройки" и переводить на следующий курс", - поясняет ситуацию "Подробностям" преподаватель одного из киевских университетов, в последнее время занимающего высокие места в рейтинге ВУЗов Украины. По его словам, такой подход чреват тем, что студенты попросту перестают учиться. В нынешнем году, когда ситуация с набором из-за демографического "провала" в начале девяностых, как никогда печальна, отчисление любого студента-контрактника для ВУЗа крайне нежелательно. "Студенты тоже это понимают, они ведь неглупые. И некоторые из них откровенно спекулируют на этом", - говорит преподаватель. Особенно же невыгодно выгонять студентов-иностранцев, которые платят за обучение гораздо больше украинцев.
Второй "подводный камень" украинского образования - система нагрузки на преподавателей. Последние не раз ставили вопрос перед профильным ведомством об уменьшении данного норматива, который остался еще с советских времен. Так, старший преподаватель, чтобы получать зарплату в полном объеме должен в год отработать 800 часов, доцент - 750 часов. Это, казалось бы, немного, но нужно отметить, что подготовка к лекциям и семинарам, а также время, затраченное на "бумажную работу", которой до сих пор достаточно в украинских ВУЗах (порой затраты на нее по времени превышают затраты собственно на преподавание), в это количество часов не включены.
В то же время, согласно европейским нормам и ввиду присоединения Украины к Болонскому процессу учебный кредит был уменьшен с 54 часов до 36. По идее, на преподавателей уменьшилась нагрузка. Ведь раньше дисциплина, которая включала в себя два модуля, занимала 108 часов, а теперь - 72. Но нельзя забывать о том, что зарплата преподавателей зависит от количества часов. В итоге либо предмет увеличивают на еще один модуль, либо увеличивают количество предметов, читаемых преподавателем. В условиях финансового кризиса делается это легко - еще в 2008 году ВУЗам дана была негласная установка: стараться избежать приема на работу преподавателей-совместителей, какими бы качествами те не обладали. В итоге, один преподаватель вынужден зачастую читать разные курсы, даже те, которые не относятся к его специфике. Помимо этого есть еще один способ увеличить количество дисциплин - разработать новые курсы. В итоге, во многих ВУЗах сегодня читаются дублирующие курсы. Таким образом, студент прослушивает одну и ту же информацию не раз и не два. При этом страдают и студент, и преподаватель. Первый - получает некачественное образование и зачастую не имеет доступа к специалистам по ряду вопросов. Зачем тому же стоматологу, имеющему частную практику, жертвовать ею ради мизерной зарплаты врача-преподавателя (совместители, как уже говорилось, крайне нежелательны)? Зачем удачливому бизнесмену, который ранее хотел делиться своими знаниями, терпеть бумажную волокиту и отказываться от доходного дела? Преподаватель же из-за колоссальной нагрузки не может полноценно заниматься научной работой. Кстати, во многих ВУЗах часы на научную работу тоже не включены в педнагрузку. Последствия те же - страдает качество образования.
Третья и, пожалуй, самая большая проблема украинского ВО - его финансирование. Несмотря на все заявления правительства, ВУЗы по-прежнему финансово несамостоятельны. Принятие Налогового кодекса усугубило и без того плачевную ситуацию В университетах, институтах, научно-исследовательских центрах людям объяснили, что теперь они не могут заниматься предпринимательской деятельностью ни в коем виде. Т.е. издал преподаватель книгу, а продать легально ее не сможет. Вот и приходится продавать издание "из-под полы". Изобрели человек или кафедра что-либо, но привлечь спонсоров, запатентовать изобретение (а патент стоит немалых денег) с тем, чтобы потом успешно продать, они не могут! Это может расцениваться как предпринимательская деятельность. Приходится выискивать обходные пути для того, чтобы заниматься изобретательством и получать за это дополнительные средства, порой вписывать в авторский коллектив людей, занимающих административные должности. В итоге талантливый молодой человек делает свой выбор не в пользу преподавания. А проверенные кадры теряют еще один источник доходов, который очень важен в условиях хронического недофинансирования образования. ВУЗы, в свою очередь, начинают гонку за "длинным рублем", начисто забывая про репутацию, качество образования, в них процветает коррупция…
В Украине с такой ситуацией свыклись. На Востоке же, да и во всем мире, привыкли платить деньги и получать за это качественные услуги, а не их имитацию. В той же Саудовской Аравии и Иране понимают, что лечить их граждан будет не диплом, а живой человек, обладающий определенным набором знаний и умений. И платить за потенциального убийцу в белом халате, некомпетентного инженера или другого специалиста - преступно по отношению к своему же населению. Руководство отечественной образовательной системы этого так и не поняло. И если иностранцы могут просто уехать учиться в другую страну, то украинским студентам от нашего высшего образования деваться некуда...
Борис Рудь
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас