Нацбанк спрятал деньги, чтобы удержать курс? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Нацбанк спрятал деньги, чтобы удержать курс?

Валюта
3262
"У банков нет гривневой ликвидности. Некоторые продавали доллары для закрытия разрывов ликвидности, поэтому они не смогут давить на курс. Хотя в нынешних условиях искушение слишком велико, так как есть подозрения, что вторая волна кризиса в Украине будет не слабее первой" .
С 8 сентября безналичных денег в Украине стало критически мало. Остатки на корсчетах банков упали до антирекорда - 9,8 миллиарда гривен.
Чтобы понять суть этой цифры, приведем один факт: для нормального проведения расчетов и более или менее вялого кредитования банкам потребуется не менее 12 миллиардов гривен.
Точнее, этих денег было достаточно в 2008 году, а с тех пор размеры экономики все же увеличились.
Это не совпадение, и не происки врагов. Нацбанк сознательно убирает деньги из банковской системы. Это неоспоримый факт. Кроме того, по наблюдениям банкиров, значительно ухудшается ситуация с наличной гривней.
"Ее становится мало, потому что люди опять начинают собирать деньги под матрас. Есть мнение, что Нацбанк хочет отдавать наличную гривню кредитно-финансовым операторам по отдельному соглашению", - прокомментировал ситуацию зампред одного из крупных банков.
Возникает вопрос, зачем регулятор "изымает" гривню из системы. "Экономическая правда" попросила банкиров и экспертов высказаться по этому поводу.
Чтобы высказывания были честными, редакция публикует их на условиях анонимности. Нынешних руководителей НБУ банкиры боятся еще больше, чем в свое время боялись Владимира Стельмаха.
Валютная версия
В рейтинге версий победило мнение, что Нацбанк таким способом пытается не допустить девальвации гривни.
Звучали и другие предположения. Например, о том, что регулятор гасит нарастающую инфляцию или хочет заставить Минфин погасить ОВГЗ "живыми" деньгами, которые накопились на счетах в Госказначействе.
"НБУ опасается и высокого спроса на валюту в связи с отсутствием помощи от МВФ. Чтобы защитить от девальвации гривню, он до минимума "ограничил" гривню и тем самым упростил себе задачу по удержанию курса", - считает экономист Александр Охрименко.
Его слова подтвердили другие эксперты.
"НБУ "сжимает" ликвидность, поскольку боится ослабления гривни. Если он даст больше денег банкам, они пойдут на валютный рынок. Повышение курса выше "8" может привести к панике среди населения и тогда без девальвации - уже никак", - отметил аналитик одной из инвесткомпаний.
"Думаю, идет борьба с ростом курса. Дело не в том, что НБУ не выпускает гривню, а в том, что Минфин держит ее на казначейских счетах. Пожалуй, за курсовую стабильность отвечают и правительство, и НБУ, и в этом смысле они борются очень эффективно", - сказал казначей одного из банков.
Он рассказал, что в четверг, 8 сентября, курс вырос на одну копейку (это ощутимо. - ЭП), а затем так же быстро начал падать.
"В банков нет гривневой ликвидности. Некоторые продавали доллары для закрытия разрывов ликвидности, поэтому банки не смогут давить на курс. Хотя в нынешних условиях искушение слишком велико, так как есть подозрения, что вторая волна кризиса в Украине будет на слабее первой" , - подчеркнул он.
Действительно, считают финансисты, риски девальвации в начале сентября стали выше, чем весь год до этого. По мнению казначея одного из крупных банков, гривню сейчас "качать" особо не стоит, она и так на грани обвала.
"Пока в стране двузначная инфляция, нет собственного производства товаров, кроме продуктов питания, гривня зависит от динамики цен на сталь и газ, а также от притока капитала. В связи с кризисом на мировом финансовом рынке приток капитала в страну через кредиты, евробонды и IPO остановится, будут действовать только договора с МВФ. Если цены на сталь начнут снижаться, избежать девальвации будет сложно", - считает он.
В подтверждение своих слов казначей приводит наблюдение, что за последние недели цены на украинскую металлопродукцию в мире упали, поэтому снизилась и выручка экспортеров.
В июле экспорт товаров сократился на 13% до 5,5 миллиарда долларов, что стало основной причиной увеличения дефицита текущего баланса. По мнению эксперта, этот факт должен, как минимум, вызвать беспокойство.
К тому же, в последнее время эксперты все чаще предрекают проблемы с курсом гривни.
Платежный баланс Украины может ухудшиться из-за замедления мировой экономики и повышения опасений по поводу возможности второй волны глобального экономического кризиса.
"Это может проявиться в виде умеренного снижения экспорта товаров из страны, а также сокращения притока валюты на финансовом счете платежного баланса. НБУ в этом случае придется использовать свои резервы для поддержания гривни", - считает руководитель информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Николай Ивченко.
Он также прогнозирует, что к концу 2011 года курс будет в пределах 8-8,25 гривни за доллар.
Другие комментаторы пророчат обвал гривни. "Кому выгодна девальвация? Возможно, тем, кто хочет ослабить позиции правящей элиты", - рассуждает аналитик инвесткомпании.
Сбудутся ли мрачные прогнозы, станет понятно в ближайшие две недели.
"Я согласен с коллегами: сейчас дефицит гривни направлен на сдерживание скачкообразной девальвации. Ближайшие дни определят тенденцию. Нужно отследить динамику спроса-предложения с точки зрения того, создаст ли она тренд существенной затраты резервов", - рассказал руководитель одного из небольших банков.
По его словам, обвал гривни может спровоцировать не только спекуляции на межбанке - очень важно, как будет вести себя население. Здесь положительную роль играет то, что после 2008 года люди не держат депозиты в долларах и до определенного времени - даже при росте курса до 8,25-8,3 гривни за доллар - паниковать не будут, считает он.
Позиция Нацбанка известна
"Относительно доллара мы свою валюту не девальвируем и не собираемся этого делать, чтобы не провоцировать ненужную панику среди населения. Это четкая позиция Нацбанка, которую он не собирается менять", - сказал председатель правления НБУ Сергей Арбузов.
Другие версии
Существует еще несколько версий, объясняющих действия Нацбанка. Одна из них связана с ценами.
"Мне кажется, что, поскольку НБУ несет основную ответственность за инфляцию, он сдерживает денежную массу и снижает влияние денежных агрегатов на рост инфляции", - считает заместитель председателя одного из средних банков.
Политическая версия, выдвинутая другим финансистом, звучит так: "Устраивая денежный голод, пытаются убрать Николая Азарова в сентябре".
Еще одну версию высказал источник, близкий к Минфину.
"Нацбанк хочет заставить Азарова погашать ОВГЗ, и не дает ему возможности сделать рефинансирование за счет новых выпусков. Мол, есть 30 миллиардов на казначейском счету - платите. А ближайшее погашение крупных выпусков намечено уже в сентябре", - отметил он.
На первый взгляд, версия звучит убедительно, поскольку в сентябре действительно должно состояться погашение большого объема старых выпусков. Однако банкиры утверждают, что это объяснение надуманное.
"О внутренних отношениях между НБУ и Азаровым мне неизвестно. Однако логика, которую вы привели, мне не до конца понятна. В данной ситуации лодку лучше не раскачивать, и запас на корсчету при невыполненном плане заимствований и проблемах на мировом финансовом рынке необходим", - считает аналитик инвесткомпании.
Его удивление разделили другие эксперты.
"Приобретение Нацбанком ОВГЗ - это реализация политики, которая в цивилизованном мире называется QE (Quantitative easing, количественное смягчение - политика "накачки" экономики деньгами за счет эмиссии. - ЭП), которую внедряют и ФРС, и ЕЦБ, и Банк Японии", - считает помощник управляющего активами инвестиционных и пенсионных фондов ОАО "Кинто" Николай Мягкий.
По его словам, происходит эта операция за счет обычной эмиссии, поэтому нет разницы, напечатает НБУ больше или меньше. Если Минфин погасит перед НБУ долг, это будет означать изъятие денег из обращения, другими словами - сокращение денежной массы.
"К чему сейчас такая операция монетарного ужесточения, мне непонятно", - добавил он.
Один из банкиров высказал встречное предположение.
"Я мог бы еще поверить, что НБУ хочет перестать выкупать ОВГЗ, которые выпускает Минфин. Ведь что получается? НБУ, если выкупает ОВГЗ, фактически делает эмиссию гривни. За это он отвечает по закону, и получает по шапке. А Минфин вместо того, чтобы реально размещать ОВГЗ на рынке и ставить реальные проценты, снова требует от НБУ выкупать ОВГЗ", - отметил один из экспертов.
По его словам, в августе Минфин провалил аукционы по размещению ОВГЗ.
Во-первых, у банков не было свободных денег.
Во-вторых, ставки были очень маленькие, и нерезиденты не хотели покупать бумаги правительства.
В-третьих, Нацбанк не выкупал облигации.
Мягкий также отметил, что до недавнего времени весь "новый" госдолг с удовольствием выкупали коммерческие банки, поскольку кредитовать было некого, а ликвидности от притока депозитов было предостаточно.
Но как только упали ставки по ОВГЗ, а доля государственных облигаций в активах банков достигла определенного лимита, банки потеряли интерес к бумагам, что и проявилось в провальных аукционах в последние месяцы.
"Наверное, это и заставляет Азарова опять идти к НБУ как к кредитору последней инстанции, поскольку ставки повышать он не особо хочет", - предполагает эксперт.
Таким образом, ключевым для Нацбанка является вопрос, придется ли ему снова включать "печатный станок", чтобы финансировать расходы правительства.
Сергей Лямец
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас