Из Украины лепят Беларусь — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Из Украины лепят Беларусь

Энергетика
1499
Отношения Украины и России становятся все острее. Кремль суров: он предлагает или интеграцию, или взаимодействие "по белорусскому сценарию". Похоже, что в отношении Киева Москва начала применять методы, опробованные на Минске - как экономические, так и информационные.
Таможня не дает добро...
В последние недели затянувшиеся "газово-таможенные" переговоры России и Украины накаляются практически с каждым днем. Еще в середине лета между двумя государствами царило несколько вялое взаимопонимание: Украина предлагала относительно компромиссные варианты взаимодействия (вроде "фирменного" президентского формата "3+1" для Таможенного союза), а Россия раз за разом выказывала готовность эти варианты рассмотреть и оценить.
С середины августа это промежуточное взаимопонимание стало иссякать прямо на глазах. Долгожданная встреча Дмитрия Медведева и Виктора Януковича не увенчалась сколько-нибудь заметным результатом. Напротив, глава РФ отметил, что нетрадиционные вариации на тему ТС Москву мало интересуют, да и "газовые" контракты 2009 года Кремль вполне устраивают. Затем сеанс "закрепления материала" российский президент провел аккурат в День независимости стратегического партнера. "Мы не можем согласиться на подключение Украины по каким-то там формулам: "три плюс один", "мы двадцать документов подпишем, а тридцать не будем". Нет", - настойчиво провозгласил Дмитрий Медведев, заодно разбив надежды Киева на сравнительно безболезненные "газовые" переговоры. "Если говорить о будущем, то мы готовы рассматривать разные варианты. Но я вам скажу прямо: пусть Украина нас заинтересует, чтобы нам было интересно думать о таком сотрудничестве на будущее", - отметил глава российского государства.
Регулярное всплывание темы Таможенного союза в окологазовом контексте объясняется легко. В свое время правящий в РФ тандем пытался привлечь внимание Украины обещаниями продавать в границах общего таможенного пространства газ по "внутренним ценам" (правда, не уточняя о том, что в планах есть и намерение перевести собственных потребителей на "рыночные" правила игры). В свою очередь украинские колебания поясняются желанием руководства нашего государства в скорейшем времени подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, ключевым моментом экономической части которого является создание Зоны свободной торговли. Несмотря на то, что формально таможенная дружба с одними партнерами не обязательно вызывает необходимость отказаться от сотрудничества с другими, в России идею об украинской торговой многовекторности встретили с холодком. Начиная с весны, российские президент и премьер не раз упоминали: границы ТС с неотзывчивыми партнерами можно и прикрыть. Представление о том, что может ждать Украину, было получено уже летом, когда таможенные сложности возникли и у некоторых украинских металлургов, и у поставщиков мясомолочной продукции. И, судя по разворачивающейся ситуации, на очереди может быть проблемы с пошлинными правилами игры еще и для украинских труб… Репетиция торговых войн, надо заметить, прошла вполне успешно.
Пристальный интерес к украинским товарам часто объясняют желанием убедить Украину вступить в ТС как не пряником (обещая дешевый газ), так хотя бы кнутом. "Учитывая, что у нас сейчас разногласия с Таможенным союзом, связанные с попытками втянуть Украину в это объединение, можно говорить, что продление заградительных мер для наших нержавеющих труб возможно даже несмотря на то, что формальных оснований для этого нет", - цитирует "Коммерсант-Украина" нардепа-"регионала" Алексея Плотникова. Но и украинское руководство, по примеру российских коллег, высказывается все более резко. "Если нам вступать в Таможенный союз, нам нужно пересмотреть все абсолютно соглашения с ВТО, это реально? Это абсолютно нереально", - объяснял Николай Азаров 1 сентября. Но если Киев настолько не устраивает "таможенная" перспектива, то каким образом он рассчитывает добиться "справедливой цены" на газ?
В последние дни ворох украинских предложений постоянно увеличивается. Руководство нашего государства озвучивает разнообразнейшие варианты пересмотра контрактов: от желания максимально сократить потребление российского газа через намерение пересмотреть соглашения в Стокгольмском арбитраже до закономерного аннулирования контрактов вследствие реорганизации "Нафтогаза". В России же пока, судя по всему, хотели бы заинтересоваться одним вариантом - уже опробованном на другом братском государстве.
Братский путь
О том, что белорусский сценарий развития украинской ситуации для Москвы наиболее предпочтителен, Дмитрий Медведев сообщил еще 24 августа. А 31 августа, опечалившись тягой Киева к "иждивенчеству", этот тезис повторил. "Они все время просят о послаблениях. Мне показалось, что мы сделали понятное предложение: если вы хотите скидку на газ, вы должны стать частью интеграционного пространства. Либо, если вы этого не хотите, то вы делаете нам коммерческое предложение, выгодное России, например, такое, как предложение (Беларуси, - "Подробности") продать газотранспортную систему", - рассказал президент РФ.
В белорусском случае "выгодное России коммерческое предложение" заключается в том, что переговоры о предоставлении РБ "интеграционной скидки" (размер которой пока не известен) были увязаны с обсуждением подробностей продажи "Газпрому" 50 процентов акций "Белтрансгаза". Стоит заметить, что вторая половина акций корпорации уже принадлежит российскому монополисту. Следовательно, за мечту о "внутренних ценах" на газ (а именно такая формулировка звучала в речах белорусского руководства) Минск расплатился контролем над "трубой". То есть, в его случае, одного только вступления в Таможенный союз оказалось недостаточно.
Сговорчивость Беларуси нетрудно понять: толком стабилизировать экономическую ситуацию в стране не удается с начала года. И все же нельзя не отметить, что от былых инструментов воздействия Минску придется отказаться. Напомним, серьезная "газовая война" развернулась между двумя государствами летом 2010 года. Тогда, из-за затянувшихся переговоров по поводу новой цены у Беларуси возникла задолженность перед "Газпромом". И когда россияне сократили объемы поставок, беларусы выставили счет за транзит. Схожим образом (то есть, по мере необходимости вспоминая о том, кто тут газ в Европу качает и за какие деньги) время от времени действует даже нынешнее украинское руководство, не говоря о предыдущем, для которого транзит был одним из основных аргументов. Но если Россия продолжит настаивать на варианте "Как с Беларусью" (а реакция Алексея Миллера на известие о реорганизации "Нафтогаза" - тому хороший намек), то Украина быстро лишится своего преимущества.
Тяга к сравнению "поведения" Киева и Минска выглядит все интереснее и интереснее. Складывается впечатление, что Кремль, желающий получить контроль над украинской ГТС, задействует в отношении Украины те же приемы, которые ранее были опробованы при усмирении Беларуси. Например, схожим образом реализуется информационная кампания. С одной стороны, Дмитрий Медведев позволяет себе все более резкие формулировки в отношении украинского руководства. С другой - куда менее лояльным к стратегическим партнерам становится российское телевидение. Вечером 31 августа на Первом канале вышел новостной сюжет, критикующий Киев за ухудшение отношений двух государств. Это, конечно, еще не сериал "Крестный батька", выпущенный НТВ в 2010 году (как раз между упомянутым выше газовым кризисом и президентскими выборами в РБ), но уже подозрительный симптом. Наконец, с третьей стороны, заметной корректировке подверглось и общественное мнение. По данным недавнего соцопроса "Левада-Центр", все больше россиян не одобряет действия нынешнего руководства Украины: напряженными отношения государств считают 39 процентов опрошенных, а не доверяют Виктору Януковичу - 49 процентов.
Хотя о полноценном формировании образа Украины-врага речь пока не идет (напротив, лидеры двух страны не устают обмениваться комплиментами), можно отметить, что упреждающие меры уже приняты. И помимо собственной газовой несговорчивости, Киеву сейчас добавляет проблем еще и предвыборная специфика российской ситуации. "Просто так дарить миллиарды долларов, в очередной раз давая скидку на газ, не объясняя своим избирателям, почему, не объясняя избирателям, что взамен получила Российская Федерация, власть не будет. Не следует забывать, что в России тоже выборы. Причем и парламентские, и президентские, то есть и зимой и весной", - поясняет директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов. А часть украинских экспертов допускает, что, претендуя на голоса избирателей, Дмитрий Медведев и Владимир Путин могут только ужесточать "украинскую" позицию. И избиратели, вероятнее всего их в этом поддержат. Согласно социсследованию ВЦИОМ, 57% процентов россиян в принципе "скорее против" того, чтобы Россия продавала Беларуси газ по ценам, ниже рыночных. А 43 процента опрошенных не одобряют конкретно недавнее решение о включении "интеграционного коэффициента" (при этом только 11 процентов считает, что Лукашенко надо поддержать, потому что он "свой", а 40 процентов убеждены, что белорусский лидер помощи не заслуживает).
Вполне возможно, что предвыборная логика России и в самом деле потребует от Украины ритуальных жертв, которые позволили бы идентифицировать смену гнева на милость как помощь своим. Или же Киев найдет в себе силы сопротивляться давлению. Надо заметить, что изначально положение Украины было не в пример лучше, чем у практически изолированной от Запада Беларуси. Наметившееся было потепление между Минском и Брюсселем с Вашингтоном не пережило непростые президентские выборы. И пусть Александр Лукашенко сейчас пытается отыграть назад и обещает выпустить всех политзаключенных - исправить ситуацию будет очень нелегко. А у Украины, тем временем появилась своя проблема, тянущая на ахиллесову пяту. Отношения с Европой все больше осложняются. И кто знает, куда могут привести наше государство громкие процессы над оппозиционными политиками…
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас