Мир и Украина могут ощутить нехватку бензина — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Мир и Украина могут ощутить нехватку бензина

Энергетика
2581
Доклад International Energy Agency о состоянии переработки нефти в мире за первую половину 2011 года свидетельствует, что с ростом цен на сырую нефть до рекордных показателей в мире может стать меньше бензина. По данным экспертов, основной удар испытает Северная Америка, Европа и республики бывшего СССР, где сама отрасль переработки нефти в топливо переживает далеко не лучшие времена, потому вынуждена бороться с крупными импортными потоками уже готовых нефтепродуктов из Азии.
Темпы добычи нефти постепенно растут, по данным OPEC, за август 2011 года из скважин добыли на 0,58% больше топлива, чем за это же время прошлого года. Однако цены на нее пока не думают снижаться, по статистике Сhicago mercantile exchange, цены на нефть марки Brent с поставками в сентябре выросли за месяц на $11 до уровня $114. В докладе упоминается, что высокая цена на нефть приводит к кризису в перерабатывающей отрасли.
Самый большой ее расцвет пришелся на 2002-2006 годы, когда цены на нефть были довольно низкими. Теперь же, по данным Energy Information Administration, придется закрыть несколько нефтеперерабатывающих заводов, поскольку их компании предпочитают закупать бензин в Европе, а не модернизировать собственную технику. Особенно эти действия коснутся штата Алабама, где без работы могут остаться до 10 тысяч человек.
Общемировые тенденции, которые, по мнению экспертов International Energy Agency, сейчас будут формироваться, будут вынуждать государства задумываться над защитой собственных заводов. Ведь эта ветка промышленности во многих странах оказалась на грани кризиса.
В Cambridge Energy Research Associates считают, что практика стимулирования ввоза бензина может привести к упадку собственной промышленности и является недальновидной. По словам аналитика этой Ассоциации Стивена Блэкмора, сейчас собственная переработка нефти важна для любой страны, ведь это гарантия наличия стратегического запаса бензина и источник сырья для строительства. "Спрос на бензин собственного производства в ЕС и США слабеет, его, к сожалению, заменяет импорт. А это будет означать удар по всей отрасли, которая также производит авиационное топливо, керосин, дизель и конструкционные материалы", - рассказал эксперт "Главреду".
Похожая ситуация возникла и в Украине. Критический рост импорта нефтепродуктов в Украину (по оперативным данным, в течение 24 дней августа доля импортного топлива в общем балансе составила 70%) привел к тому, что собственные нефтеперерабатывающие предприятия работают по давальческим схемам (практически сдают мощности своего завода в аренду другим компаниям) или стоят без работы. Так, один из украинских НПЗ, по мнению аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, может перерабатывать примерно 960 тысяч тонн нефти в месяц, однако за август 2011 году завод использовал только 230 тысяч тонн.
Без стабильной работы нефтяных заводов, по мнению аналитиков, невозможно создать стратегический запас топлива и нефтяного сырья. Например, один только Лисичанский НПЗ может сохранять около 150 тыс. тонн нефти и 200 тыс. тонн нефтепродуктов. Понятно, что таких мощностей у импортеров нет. Кроме того, украинские заводы обеспечивают 80% потребностей страны в битуме, который используется для строительства дорог. В мире существует дефицит этого продукта, поэтому обеспечить потребности украинского рынка, если заводы не будут работать, будет невозможно.
Сейчас власти решают, стоит ли ограничивать импорт нефтепродуктов из-за рубежа. По мнению министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко, доля импортного бензина и дизельного топлива на украинском рынке стала критической, и этот показатель необходимо уменьшать.
Ведь топливо из России и Беларуси имеет примерно одинаковые качественные характеристики с украинским. А в случае с большой частью российского дизельного топлива украинское даже выиграет, так как соответствует европейским нормам Евро-4. Однако белорусские заводы получают нефть без дополнительных налогов, так же, как и русские, благодаря правилам Таможенного союза. Этот факт дает возможность белорусским заводам увеличивать экспансию на украинский рынок, что создает предпосылки для остановки нефтеперерабатывающих заводов в Украине, которые обеспечивают работой примерно 15 тысяч человек и еще 5 тысяч сотрудников подрядных организаций, в том числе строительных и инженерных.
Так что сейчас Киев пытается подхватить общемировую тенденцию, когда страны вводят дополнительные пошлины на ввоз топлива, чтобы защитить свою нефтеперерабатывающую промышленность от импортного давления.
Подобная практика не является новой. В странах ЕС и в рамках ВТО предусмотрены и активно употребляются как антидемпинговые расследования, так и введение пошлин и квот для борьбы с засильем импорта. В качестве примера на рынке нефтепродуктов можно привести импортные пошлины, которые были введены в ЕС против биодизеля из США (составили 211-237 евро за тонну). Другой пример - когда Министерство энергетики и промышленности республики Ирландия обязало топливных трейдеров страны покупать топливо у местного НПЗ.
Будет ли мировая практика использована в Украине, может решиться уже в сентябре, если Межведомственная комиссия по международной торговле примет решение по специальному расследованию импорта нефтепродуктов. Впрочем, расследование может быть заблокировано в суде по иску ассоциации нефтетрейдеров, представляющей интересы импортеров. Беспокойство по этому поводу уже высказывают международные организации. В частности, как стало известно Главреду, директор Делового Совета ЕС-Украина Джеймс Уилсон обратился к премьер-министру Украины Николаю Азарову с письмом, в котором призвал поддержать специальное расследование. "Деловой Совет Украина-ЕС обеспокоен попытками отдельных украинских предпринимателей втайне использовать суды для блокирования расследования относительно импорта нефтепродуктов", - пишет господин Уилсон. Он отмечает, что зависимость Украины от импортных нефтепродуктов опасна и может еще больше подорвать энергетическую независимость страны.
Павел Сивоконь
По материалам:
Главред
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас