Еврострах — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Еврострах

737
Застрахованные автолюбители с 18 сентября смогут самостоятельно оформлять незначительные ДТП с помощью европротокола без участия Госавтоинспекции (ГАИ). Такая возможность появится после вступления в силу закона №3045-VI от 17 февраля 2011 г., который предполагает наличие лишь 1-го типа страхового полиса ОСАГО, упраздняя 2-й и 3-й типы.
Участники рынка утверждают, что стоимость единого полиса не изменится. А водители, оформившие до 18 сентября второй и третий тип полиса, могут не беспокоиться и не спешить получать первый тип, поскольку "старые" полисы до окончания срока их действия останутся легитимными. При этом эксперты опасаются, что украинские страховые компании (СК) будут отказывать водителям в выплатах из-за неправильного оформления европротоколов.
Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ДТП и выплат страхового возмещения" принят в рамках подготовки к Чемпионату по футболу Евро-2012. Этим документом предполагается приведение украинского законодательства в соответствие с европейским, и вводится понятие европротокола (еврорапорта), который используется без участия ГАИ. В частности, еврорапорт может быть действительным, если в результате ДТП не было травмированных и погибших людей. Всем участникам аварии необходимо иметь страховку. Также у обеих сторон должны отсутствовать претензии к причинам происшествия. Кроме того, у водителей должны отсутствовать признаки алкогольного, наркотического опьянения или пребывания под влиянием лекарственных препаратов.
При этом размер страховой выплаты за вред, причиненный имуществу потерпевших, не может превышать максимальных размеров, которые утверждает уполномоченный орган - Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ). Для использования европротокола достаточно только 1-го типа полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности (ОСАГО). Соответственно, согласно новому закону, 2-й и 3-й тип будут упразднены.
Сегодня же водитель, ставший участником даже незначительного ДТП, должен в обязательном порядке сообщить о случившемся в органы ГАИ для оформления происшествия. К водителю, которого суд признал виновным в ДТП, в обязательном порядке применяется административное наказание.
По данным "Минфина", сегодня в Украине зарегистрировано около 9,5 млн. транспортных средств, владельцы которых в этом году приобретут 8,2-8,6 млн. полисов.
Как известно, полис ОСАГО приобретается сроком от 15 дней до 1 года. Процедура расчета стоимости полиса 1-го, 2-го и 3-го типов выглядит следующим образом: базовый страховой платеж - 180 грн. умножается на коэффициенты соответствующего типа полиса, в зависимости от статуса лица (юридическое или физическое), типа транспортного средства (объем двигателя), места основного использования автомобиля и так далее. В зависимости от коэффициента меняется стоимость полиса. То есть, чем больше стаж водителя, меньше объем двигателя и количество населения города регистрации авто, тем дешевле стоимость полиса. Существуют также скидки для льготников, к примеру, инвалиды ІІ группы (при объеме двигателя до 2,5 тыс. куб. см.) и пенсионеры могут оплачивать 50% стоимости полиса.
Страховые спекуляции
Сегодня на фоне грядущих изменений появилась информация о подорожании страхового полиса ОСАГО, что обеспокоило украинских автолюбителей. Однако участники рынка успокаивают, утверждая, что возможность подорожания страхового полиса, после появления европротокола практически равна нулю. При этом, по их мнению, сведения о повышении цен на ОСАГО с привязкой к европротоколу являются лишь спекуляцией, так как в законе об этом нигде не упоминается.
Так, Ольга Стесина из МТСБУ сообщила, что в связи с тем, что еще не приняты соответствующие подзаконные акты, "никаких предпосылок для подорожания полисов нет". Кроме того, по ее словам, Госкомиссия по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг) разрабатывает корректирующие коэффициенты, по которым возможно даже некоторое понижение стоимости полисов. "Какая будет стоимость полиса в будущем, пока неизвестно. Есть проект изменений коэффициентов от Госфинуслуг и параллельно есть предложение по изменению коэффициентов от МТСБУ" - рассказал "Минфину" председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. При этом господин Черняховский возмущен тем, что Госфинуслуг и МТСБУ, работая над изменением тарифных коэффициентов для ОСАГО, не проводят никаких реальных расчетов и исследований.
Примечательно, что из существующей и работающей сейчас системы коэффициентов ОСАГО видно, что 2-й тип полисов - самый дорогой, а третий тип отличается от первого лишь количеством людей, которые могут управлять транспортным средством. Поэтому при массовом переходе на 1-й тип полисов, бывшие владельцы 2-го типа даже сэкономят, а 3-го - просто ничего не потеряют. Гендиректор Лиги страховых организаций Украины Наталия Гудыма уверена, что с вступлением в силу нового закона, все тарифные коэффициенты останутся. "Останутся также и бонусы, маусы (коэффициент-бонус) для водителей, которые ездят хорошо и не являются причиной ДТП. Для них будет осуществляться уменьшение платежа в районе 5%. То есть, в принципе, никаких предпосылок для подорожания полисов нет", - считает она.
Европротокол увеличит количество обращений в СК
И даже то, что с введением европротокола в этом году количество обращений в СК может увеличиться на 3-3,5 тыс., по словам господина Черняховского, это не должно повлиять на стоимость полисов, так как размер выплат СК по ОСАГО меньше чем 50% от полученных платежей. "В целом количество обращений в СК увеличится на 50-80 тыс. заявленных случаев в год за счет заявления мелких событий, размер ущербов по которым 800-1500 грн. Общий размер выплат страховщиков в 2012 году за счет введения европротокола может вырасти на 40-120 млн. грн.", - прогнозирует эксперт.
Наталия Гудыма также отметила, что водителям спешить менять старые полисы не нужно. "А те, кто имел 2-й и 3-й тип полиса, когда он закончится, будут автоматически уже приобретать 1-й тип полиса, потому что это будет предусмотрено законом", - сказала она.
Эксперты считают, что с введением европротокола могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с отсутствием знаний и инструкций по пользованию этим документом, так как с ним в Украине никто не имел дела и даже не знает, как он выглядит. Также отсутствует информация о том, на какую сумму еврорапорт нужно выписывать. В частности, опыт России показал, что незнание водителями правил оформления бланков еврорапорта позволяло страховым компаниям отказывать им в выплате.
Марк Поллок
По материалам:
Мінфін.com.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас