Ющенко сыграл на обвинение — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Ющенко сыграл на обвинение

Криминал
1743
Накал страстей в "газовом" деле подрос с началом опроса свидетелей. И особенно долгожданными оказались показания третьего президента. После долгих сомнений: придет или нет - Виктор Ющенко предстал перед судом. И рассказал о "политических" контрактах и необходимости допросить Владимира Путина.
Президентское слово
Наблюдатели за процессом по делу о "газовых" контрактах 2009 года уже могли привыкнуть к череде свидетельских "вип"-показаний. За несколько последних недель в суде успели побывать и бывшие функционеры "Нафтогаза", и вереница экс- министров, и представители правящего сейчас лагеря, начиная с самого премьера. Но, несмотря на все внимание к словам большинства бывших или нынешних власть предержащих, чуть ли не самый жгучий интерес вызывали потенциальное выступление одного человека.
Желание суда заслушать показания предварительно опрошенного следствием третьего президента Украины выглядело вполне закономерным. Тем не менее, "судебная" интрига сохранялась до последнего. Увидеть бывшего главу государства в зале заседаний Печерского райсуда столицы тогда, когда этого впервые захотели председательствующий и обвинение, не удалось. В начале августа нахождение Виктора Ющенко за пределами досягаемости Фемиды объяснялось отпуском политика. Брать на вооружение предложение самого экс-гаранта - зачитать в его отсутствие показания, полученные в ходе предварительного следствия, - суд не стал. "Дав" свидетелю несколько недель на отдых, в середине месяца суд решил проявить твердость. Предполагалось, что Виктор Ющенко вернется в Киев к 15 августа. В этот день прокуроры настойчиво напомнили: Ющенко должен явиться в суд. Повторный вызов свидетеля последовал уже на другой день - 16 августа, тогда предыдущему президенту даже пригрозили за неявку штрафом в размере половины минимальной зарплаты. И еще через день - уже 17 августа - известный критик "газовых" контрактов 2009-го решил-таки предстать перед судом.
Пристальное внимание к поведению Виктора Ющенко объясняется тем, что мало кто был наверняка убежден в его готовности давать показания. После того, как Юлия Тимошенко была арестована, часть "нашеукраинцев" призвала своего почетного лидера не вносить лишнюю смуту в "посторанжевый" лагерь, не играть на руку нынешним властям, а, значит, и воздержаться от визита в суд хотя бы до тех пор, пока экс-премьер остается под стражей. "Бывший президент и лидер Оранжевой революции не должен стать игрушкой в руках власти и своим участием легитимизировать политическую расправу", - заявлял было глава центрального исполкома "Нашей Украины" Сергей Бондарчук. Потому слухи о том, что Виктор Андреевич может приглашение проигнорировать (задержаться в отпуске, внезапно заболеть или найти другую убедительную причину для пропусков заседаний) не утихали вплоть до появления того в зале суда.
Показания Виктора Ющенко практически полностью соответствовали тем предположениям, которые можно было сделать на основании его предыдущих "тематических" заявлений. Представ перед Родионом Киреевым, недавний глава государства рассказал о том, как он не имел никакой возможности серьезно повлиять на ход переговоров в декабре 2008 - январе 2009-го. В рамках этой стратегии было отвергнуто и предположение о том, что именно Виктор Ющенко отозвал из Москвы тогдашнего главу НАК "Нафтогаз України" Олега Дубину в момент, когда была достигнута договоренность о продаже газа по 250 долларов за тысячу кубометров. "У меня нет полномочий по отзыву членов правительства. Это не моя компетенция", - заверил суд Ющенко, уточнив, что вариант "250 долларов плюс право на реэкспорт" сорвался на межпремьерском уровне. До обсуждения подобной трактовки с подозреваемой дело не дошло. Юлия Тимошенко отказалась задавать свидетелю вопросы. "Я не соглашаюсь с показаниями свидетеля. Я не буду задавать ему вопросы - не хочу, чтобы тут были склоки, выяснения отношений между президентом и премьером", - продемонстрировала сдержанность бывшая глава правительства.
Рассказав о подробностях своего неучастия в происходящем (при этом следует отметить, что в прессе цитировали показания Олега Дубины, которые далеко не во всем совпадают с версией экс-лидера нации), Виктор Ющенко не упустил возможности заклеймить политический характер подписанных в 2009-м контрактов. "России нужно было иметь пророссийского лидера… Была сделана подмена национальных интересов политической целесообразностью", - поделился предыдущий гарант своей уверенностью в том, что Юлию Тимошенко интересовало только приближение президентских выборов. А для того, чтобы восстановить всю полноту картины происходившего, Виктор Андреевич предложил заслушать свидетелей с российской стороны - и Владимира Путина, и главу "Газпрома" Алексея Миллера.
"Постсвидетельский" эффект
Идея призвать высокопоставленных зарубежных свидетелей обвинение не заинтересовала. "Тимошенко предъявлено обвинение в превышении служебных полномочий и власти, поэтому сторона обвинения не намерена допрашивать представителей из России", - разъяснил прокурор Михаил Шорин. Зато суть показаний "вип"-свидетеля обвинителей полностью устроила. "Следует отметить, что ответы на вопросы были прямые и обоснованные, поэтому никаких вопросов со стороны защиты и самой обвиняемой не было", - демарш Юлии Тимошенко, похоже, был засчитан в "плюс".
Свидетельские показания и последующие заявления Виктора Ющенко (вроде просьб пересмотреть контракты или пассажей в стиле "Нужно объяснить, почему в Украине работает цена 450 долларов, а почему в Германии - 250") - сюрпризом не стали. В зале суда Виктор Андреевич был несколько сдержаннее в формулировках, чем во многих интервью, но в отношении сути сказанного полностью остался в рамках предыдущих высказываний. Попытка скорректировать поведение под нужды "антидемократического" момента была предпринята чуть позже. Вечером 17 августа пресс-служба "Нашей Украины" обнародовала заявление, в котором говорилось о том, что "… негативная оценка Виктором Ющенко газовых соглашений, заключенных экс-премьером в январе 2009 года, не означает, что он поддерживает неправовые действия властей против Юлии Тимошенко, в частности, ее заключение до вынесения решения суда". Судя по всему, пока слова Ирины Ванниковой стали единственным "судебным" вкладом почетного главы НСНУ в пользу "объединительных" намерений оппозиционеров. После того, как Виктор Ющенко нелестно высказался по поводу экс-премьера в суде, вероятно, мириться оппозиции станет чуть труднее. Не говоря уже о том, что эксперты допускают: подобная последовательность политика может негативно сказаться даже на таком скромном рейтинге, как у предыдущего главы государства.
Заявления Виктора Ющенко потянули за собой ожидаемые ниточки политической реакции. В Партии регионов показания встретили одобрительно. "У Тимошенко не было вопросов к Ющенко потому, что его показания являются неопровержимыми", - убежден нардеп-"регионал" Владимир Олийнык. В "Батьківщине" напротив - заподозрили свидетеля в лжесвидетельстве - особенно в тех моментах, которые касались командировки Олега Дубины. А фланг "сочувствующих" бывшему лидеру Кабинета выступил с позиций "Все должны ответить". "Он (Виктор Ющенко, - "Подробности") - один из виновников. Он должен сидеть рядом с Тимошенко", - предложил разделить ответственность первый президент независимой Украины Леонид Кравчук.
Акцентирование внимания на показаниях Виктора Ющенко и предложения сопоставить масштаб вины бывших руководителей государства (причем сопоставлять можно "углубленно" - о деле еще и против Виктора Андреевича заговорил Николай Мельниченко) могут оказать интересный эффект. Характер показаний Виктора Ющенко - это его личное дело. Его представители предупреждают - хвалить экс-премьера не за что. "Как президент страны и профессиональный экономист, Виктор Андреевич, никогда не давал положительной оценки московским газовым соглашениям 2009 года, поскольку для любого объективного наблюдателя, очевидно, насколько эти договоренности являются экономически и политически невыгодными для Украины", - уточняет Ирина Ванникова. Правда, в БЮТ, тем временем напоминают, что Юлии Тимошенко вменяют не заключение невыгодных контрактов, а превышение служебных полномочий… В любом случае, подобные разногласия обостряют противостояние между былыми соратниками - не зря уход Виктора Ющенко из суда сопровождался яичным "салютом", организованным сторонниками ЮВТ. А ответственность за тяжелую долю Юлии Тимошенко может быть возложена на плечи "нечуткого" Виктора Ющенко. "Введение фактора Ющенко в судебный процесс - технологически правильный ход. (…) Сегодня же, общество получает картинку персонального противостояния между бывшими главными партнерами по Помаранчевой революции и первыми лицами государства. Это выводит дело Тимошенко в новый формат, удаляющий негатив от Януковича и Партии регионов", - предупреждает заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий.
Другое примечательное следствие свидетельских показаний Виктора Ющенко уже выходит за пределы интересов исключительно отечественного политикума. Предложения порасспросить российскую сторону переговоров 2009 года мелькали уже неоднократно, но в исполнении человека, возглавлявшего тогда государство, они прозвучали острее. Итогом чего стало повсеместное распространение в прессе слов анонимного источника из Администрации президента РФ. "Находясь на посту президента, он (Виктор Ющенко, - "Подробности") лично хотел получить политические дивиденды и предлагал президенту России Дмитрию Медведеву самим подписать соглашение об урегулировании газовых проблем", - цитируются слова неизвестного, обвиняющего Виктора Ющенко во лжи. Обеспокоенность Кремля можно понять: ища состав преступления в действиях Юлии Тимошенко, нужно обладать определенной ловкостью, чтобы не коснуться интересов "Газпрома" или лично Владимира Путина. До сих пор суду это удавалось, хотя некоторые представители властного лагеря (вроде главы следственной комиссии ВРУ Инны Богословской) разделяют "гостеприимные" идеи предыдущего президента. Можно допустить, что заявления Виктора Ющенко, к которому власти РФ питают чувства, далекие от теплых, взаимоотношения двух стран дополнительно обострятся, что еще более осложнят ситуацию с "газово-таможенными" переговорами (хотя у Владимира Путина уточняют: если повестка придет - "вопрос будет прорабатываться"). С другой стороны, возможно и то, что "судебная" активность Виктора Андреевича отвлечет на себя внимание Кремля, и тогда уже руководство страны сможет пояснить: само оно и не думало вызывать таких свидетелей, а всему виной - исключительно дрязги оппозиции. Тем более что выступление Виктора Ющенко в суде, как показывает практика, может без особых сложностей обеспечить еще один повод для взаимонепонимания.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас