Азаров взялся за имидж — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Азаров взялся за имидж

Казна и Политика
1654
В разгар лета информационная политика правительства удивила новыми веяниями. Обычно сдержанный "крепкий хозяйственник"-премьер все чаще привлекает к себе внимание: общается в соцсетях, делится личными фото, поощряет публичную критику. Что заставило Николая Азарова пойти в "интернет-народ"?
Украинского премьер-министра до недавних пор можно было назвать образцом "ограниченно публичного" политика. "Функционер старой закалки", "проверенный кадр", "верный соратник" - Николай Азаров и сам неоднократно подчеркивал: он в Кабмине не собственной политической карьерой занимается, а реализует задачи, поставленные перед ним программой главы государства. Именно потому, еще до формирования ориентированного на Виктора Януковича правительства, Николая Яновича называли самым вероятным кандидатом на роль главы такового. На руку претенденту играли некоторая удаленность от многочисленных бизнес-групп влияния в ПР, а также преданность курсу президента и готовность оставаться на вторых ролях. Недаром уже после формирования Кабмина и члены правящего лагеря, и их оппоненты, и эксперты неоднократно признавали: центр управления Кабмином будет находиться на Банковой.
Позднейшие законодательные изменения (и в первую очередь - возвращение Конституции образца 1996 года и последующая коррекция закона о Кабмине) закрепили статус-кво. Ситуация, сходная с последними годами правления Виктора Ющенко, повториться уже не могла: система распределения полномочий поменялась, да и поведение самого Николая Азарова трудно было сравнить с поведением Юлии Тимошенко. С "исполнительной" точки зрения во властном лагере царили активно демонстрируемые публике взаимопонимание и согласованность действий. Правда, время от времени красоту картины несколько портили просачивающиеся наружу примеры разногласий, вроде правительственного неприятия некоторых подготавливаемых Банковой реформ, или получившего известность "обмена любезностями" Кабмина с Нацбанком. Но в целом же, несмотря на слухи о том, что дни не справляющегося с реформами правительства Николая Азарова сочтены, общее положение дел серьезно не менялось.
Формально не изменилось оно и за время летнего политзатишья. Тем не менее, хотя Николай Азаров по-прежнему остается верен образу одного из самых ответственных бойцов всей президентской рати, в последние недели он все больше внимания уделяет формированию собственного имиджа. Яркими заявлениями, афористичными фразами и зрелищем стандартных сеансов разрезания ленточек и открытия разнообразнейших мероприятий глава Кабмина радовал аудиторию и ранее. Но летом 2011 года, вернувшись во второй половине июля из отпуска, глава правительства вдруг стал удивительно близок к народу. Особенно к той его части, которая предпочитает общение во Всемирной сети.
Можно сделать предположение, что "портирование" Николая Яновича на интернет-просторы планировалось заранее. Во всяком случае, его персональная страничка на популярной социальной сети Facebook была создана еще в конце мая нынешнего года, вскоре после того, как свое тамошнее представительство открыло правительство "в целом". Но до недавних пор заметную сетевую активность премьер не проявлял.
Ситуация изменилась уже к августу. Глава правительства начал время от времени оставлять краткие записи-реакции на происходящее в стране. Так, например, готовность отменить-таки резонансное решение по поводу обложения НДС презервативов и подгузников "лично" Николай Азаров впервые "озвучил" в интернете… Дальнейшая "социализация" премьера продолжилась темпами, для политика его поколения выглядящими удивительно. Facebook-друзья сомневаются в активной интернет-деятельности главы правительства? Тот записывает видеообращение, в котором уверяет: пишет и отвечает он сам. Хотя позже последовало уточнение: "Мне некогда, конечно, все время на свою страницу заходить, но наиболее резонансные сообщения мне мои помощники показывают. Это уже хорошо. По каждому из этих сообщений уже принимаются определенные меры". В прессе появились многочисленные материалы о том, что глава правительства игнорирует вопросы других пользователей. Практически тут организовывается "пресс-конференция": вечером в пятницу, 12 августа, премьер в течение часа отвечал на вопросы пользователей социальной сети. А потом, как водится, пообещал вернуться - и повторять подобные "встречи" регулярно. Кому-то может не понравиться "официозность" постановочных фотографий? Николай Янович и тут "развязывает галстук" и публикует фото с отдыха на природе…
Интернет-публика, судя по всему, встретила "социальный" бум в недрах Кабмина с интересом. Круг обсуждаемых между делом околополитических тем расширился. Теперь еще можно поговорить о записях премьера и их "авторстве", "стрелках" на премьерских джинсах, круге премьерского чтения и тому подобных занятных вещах. Если глава правительства таким образом действительно решил приблизиться к народу - в некотором роде ему это удалось. Теперь он, может, и не стал принципиально доступнее ("…Поймите, отвечать на все сообщения просто не смогу, и эта страничка - не книга жалоб и не запись на прием, а площадка для обмена мнениями, информацией", - предупредил он читателей), но информационных поводов дает уж точно больше.
Правящие круги подверглись в последние месяцы почти массовой активной интернет-социализации. Новейшие веяния добрались до украинского чиновничьего истеблишмента далеко не сразу (и, надо заметить, коснулись далеко не всех), но представителей власти в социальных сетях можно встретить все чаще. В одних случаях "штурм" Facebook или Twitter выглядит формальной данью моде, в других (как, например, в случае с присутствием на просторах детища Марка Цукерберга МИД Украины) - частью официальной или полуофициальной информационной политики. Лавры зарубежных интернет-звезд из числа политиков, вроде американского президента (и даже некоторых украинских оппозиционеров), отечественным власть имущим пока в руки не даются, хотя блог того же главного "регулятора" Михаила Бродского в LiveJournal пользуется определенной популярностью. Но последние события показывают, что в Украине к интернету готовы отнестись серьезно - ведь как иначе можно трактовать решение Печерского райсуда столицы приобщить к материалам дела Twitter-записи с аккаунта Юлии Тимошенко?..
Признание власть предержащими Украины значимости Сети, внимание к ее "обитателям", готовность оных обеспечить (либо хотя бы сымитировать) открытость - это уже, безусловно, некоторые достижения. Но подобные "шаги вперед" заставляют задуматься о том, что может стоять за подобными прогрессивными порывами.
Простейший ответ на этот вопрос - мода. "Как в лучших домах…", "Все так делают...", "Нельзя отставать от лидеров…" - вполне достойное обоснование, которое, впрочем, добавляет работы пресс-службам (ну, или самим чиновникам). Однако же "модному" объяснению не мешает и другое возможное обоснование происходящего - политики, памятуя опять же о "виртуальной" составляющей президентской кампании Барака Обамы и некоторых других примерах успешного использования социальных сетей, осваивают новые подходы к избирателям.
При всей похвальности подобного начинания, стоит отметить, что попытки обаять народ через интернет могут даваться не так уж и просто - охват населения Украины новыми коммуникациями пока далек от показателей многих западных стран, а рядовой "житель" Уанета, пожалуй, не во всем идентичен тому среднестатистическому "маленькому украинцу", к которому склонны обращаться политики. Вряд ли тому же Николаю Азарову удалось бы заметно нарастить серьезно падающий рейтинг благодаря самому только факту внимания к социальной сети. Готовность к общению и фото в неформальной обстановке - это, конечно, хорошо, но на популярности премьер-министра экономическое положение страны, должно быть, отражается больше…
И все же попытки окружения премьера начать превращение того в публичного политика, сложно не заметить. Открытие новой площадки донесения до аудитории известий об успехах правительства похвально, но подобная степень открытости и даже, в некотором роде, информационной самостоятельности человека, который еще недавно позиционировал себя как орудие президентской воли, все равно выглядит интересно. Конечно же, за год до парламентских выборов стремление работать над своей популярностью совсем уж странным не кажется. В конце концов, Николай Азаров - официальный глава на сегодня все еще самой популярной партии в стране. Возможно, "интернетизация" премьера должна еще послужить общему или персональному (в случае возвращения "мажоритарки") делу. И, кто знает, может быть, откладывать это "дело" в долгий ящик ситуация не позволит. После того, как президент в июле в очередной раз раскритиковал нерадивых реформаторов из Кабмина, эксперты вновь взялись обсуждать перспективы существования правительства Николая Азарова. Многие полагают, что до конца года нынешнему Кабинету ничто глобально не угрожает, однако существует и другая точка зрения. По-прежнему предполагается, что глава Кабмина может стать одной из ритуальных жертв, возложенных на "алтарь" реформ. А если подобное случится, неофициальные выходы на аудиторию Николаю Яновичу придутся как никогда кстати.
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас