Коломойский хочет присвоить небо Украины? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Коломойский хочет присвоить небо Украины?

2173
Совладелец группы "Приват" Игорь Коломойский не оставляет идею монополизировать рынок пассажирских авиаперевозок в Украине.
Под его влиянием уже находятся четыре компании - "Аэросвит", "Днеправиа", "Донбассаэро" и "Роза ветров", а это 60% рынка украинских перевозчиков, или уже почти 30% общего рынка украинских перевозок.
30% рынка украинских перевозчиков контролирует "МАУ", которая тоже имеет разветвленную систему маршрутов. ее основные направления - Западная Европа, Ближний Восток, СНГ. Это прибыльные рейсы, за которые идет острая борьба. Владельцами компании являются офшорные фирмы Арона Майберга и Виктора Пинчука, которые ранее были вытеснены из "Аэросвита" не без помощи "Привата".
Битва за Европу
Перевозки в Украине регулируются двусторонними соглашениями между странами. Большую часть важных маршрутов в ЕС неполные 15 лет контролирует "МАУ".
В частности, авиакомпания имеет эксклюзивные права на рейсы в почти 20 европейских городов, среди которых Амстердам, Барселона, Вена, Женева, Лиссабон, Мадрид, Милан, Мюнхен, Рим, Париж, Франкфурт, Цюрих.
Государственная авиационная администрация десять раз отказывала "Аэросвиту" в этих направлениях. По данным avianews.com, эксклюзивные права "МАУ" на европейские воздушные линии заканчиваются в июле 2011 года.
"Мы и дальше будем пытаться получить разрешение на эти маршруты. Они очень перспективные с точки зрения возможности привлечь новые транзитные потоки. Мы выступаем за либерализацию полетов в европейском и других направлениях", - отметил помощник генерального директора по связям с общественностью "Аэросвита" Сергей Куцый.
Сейчас Украина затягивает подписание соглашения с Брюсселем об открытом небе с ЕС, требуя сначала отменить визы для украинцев. Евросоюз с этим не спешит, поэтому свободные перелеты в Европу остаются под вопросом.
Коломойский тем временем скупает европейские компании. Он уже приобрел за 31,9 миллиона долларов 70% датского авиаперевозчика Сimber Sterling. Также он владеет шведским Avia Express Sweden AB. В группе хотят создать региональную скандинавскую компанию, которая поможет "Привату" "прорубить окно в Европу".
"Аэросвит" против "МАУ"
Пока идет борьба за европейские маршруты, "Аэросвит" осваивает рынки СНГ и Дальнего Востока. Наибольшее противостояние, конечно, на московском направлении. "Аэросвит", воспользовавшись возможностями партнерской компании "Роза ветров", смог увеличить количество рейсов в Москву в полтора раза - до четырех-пяти в день.
Однако Госавиаадминистрация в 2011 году увеличила количество маршрутов в Москву, передав часть из них "МАУ", которая сразу воспользовалась этим, предлагая до 31 июля акционные билеты в Москву за 159 долларов.
По данным участников рынка, Россия готова полностью либерализовать рынок авиаперевозок, отменив все ограничения, однако Украина не торопится это делать.
Интересно, что Коломойский, в отличие от своего главного конкурента, активно пополняет парк. Он, в частности, взял в лизинг 25 бразильских самолетов Embraer-145. Для "Донбассаэро" за последний год приобретено шесть самолетов Airbus 320, а для "Аэросвита" - три Boeing 737 и четыре дальнемагистральных Boeing 767-300ER.
Они понадобятся для новых азиатских направлений компании - в Гонконг, Хошимин и Коломбо. Правда, по словам представителя компании, начало полетов в Хошимин перенесено на декабрь, а в Гонконг - на весну 2012 года.
"Мы решили более эффективно использовать эти рейсы, надеясь получить доступ к ключевым европейским маршрутам. Тогда мы сможем генерировать принципиально новые транзитные потоки через Киев в Азию", - отметил Куцый.
Монополия и репутация
У "Украинской авиационной группы", куда входят "Днеправиа", "Аэросвит", "Донбассаэро" и "Роза ветров", есть все возможности для монополизации рынка пассажирских перевозок.
Во-первых - собственное производство авиатоплива через подконтрольную Коломойскому "Укртатнафту". От 25% до 50% себестоимости билета - расходы на топливо, поэтому "Приват" может снизить цены на топливо для своих компаний.
Во-вторых - собственные аэропорты: в Днепропетровске и севастопольский "Бельбек". Этот козырь позволяет "отсеивать" конкурентов и делать преференции для "своих".
В-третьих - возможности для оптимизации. Влияние на четыре компании позволяет существенно сократить расходы на администрирование, проведя централизацию управления.
К тому же, "Приват" не показывает образцов высокой этики в ходе конкурентной борьбы. Так, аэропорт "Днепропетровск" отказался удовлетворить все запросы на слоты для компании "МАУ", которая хотела открыть из этого города регулярные и чартерные рейсы. Аэропорт пояснил, что самолеты компании слишком велики, и покрытие взлетной полосы их не выдержит.
Также "Укртатнафта" отказалась поставлять топливо венгерской лоу-кост компании Wizz Air, якобы потому, что та плохо себя повела с украинскими пассажирами в Лондоне, когда их пришлось выводить из салона полицейским с собаками.
В борьбе за активы Коломойский рассорился как с конкурентами, так и с властями. Фонд госимущества не допустил его в феврале 2011 года к приватизации госпакета "МАУ". Также "АэроСвит" имеет длительный конфликт с "Укравиарухом", которому авиакомпания якобы не доплатила 20 миллионов гривен за аэронавигационные услуги.
"Укравиарух" даже угрожал не обслуживать рейсы "АэроСвита", что заставило компанию заплатить долг, не оставляя попытки отстоять свою правоту в суде.
Шаткое положение и самой авиаимперии Коломойского. Дело в том, что Антимонопольный комитет разрешил такую ​​концентрацию компаний при условии, что они снизят расценки на внутренние перевозки - в пределах 500 гривен в одну сторону. Если компании будут медлить, и стороны не придут к согласию, то АМКУ может отменить этот альянс.
Лоу-косты списали рано
Пока Коломойский и Пинчук находятся в противостоянии за воздушное пространство, лоу-кост компания Wizz Air успела оптимизировать свои направления, отказавшись от нерентабельных рейсов. Компания экономит на услугах и максимально загружает самолеты, поэтому билеты в них могут быть дешевле в несколько раз, чем в целом на рынке.
Пока украинские аэропорты плохо приспособлены к работе с лоу-костерами, однако в рамках подготовки к "Евро-2012" их инфраструктура должна быть улучшена. Не исключено, что уже в 2012 году на украинский рынок придут другие "бюджетники".
По данным прессы, переговоры ведут российская "Авианова", словацкий Danube Wings, ирландская Ryanair, арабская FlyDubai, немецкая Air Berlin и британская Easy Jet.
В Европе лоу-костеры перевозят до половины всех авиапассажиров, в Украине же их доля не превышает 10%.
Привычка украинцев отказываться от определенных услуг и комфорта в обмен на низкие цены будет играть на пользу бюджетным компаниям. Поскольку аеротранспорт в Украине выбирают не более 5% населения, то новых клиентов получат именно лоу-косты.
"После "Евро-2012" отремонтированным и построенным региональным аэропортам придется привлекать новые авиакомпании, чтобы удерживать пассажиропоток и возвращать вложенные инвестиции", - отметил директор "Wizz Air Украина" Сергей Дементьев. По его прогнозам, после чемпионата пассажиропоток компании может вырасти на 10%.
Впрочем, классические компании тоже учатся у лоу-костеров, вводя акционные цены или принцип "раньше заказываешь - меньше платишь".
"По некоторым направлениям наши цены такие же, как у лоу-костеров, или даже ниже, если заказывать билеты за несколько месяцев до вылета", - отметил Куцый.
Сергей Чигирь
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас