Специализация банка: за и против — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Специализация банка: за и против

Фондовый рынок
193
Для улучшения показателей деятельности и повышения рыночной стоимости, банки должны найти оптимальный баланс между диверсификацией и стратегическим фокусом.
Специализация, как диета: хороша, если не изнуряет
Этот вопрос рассматривается в банковских кругах на волне снижения прибылей и курса акций ряда крупных специализированных банков США - State Street Corp., Bank of New York Corp., Mellon Financial Corp. и Northern Trust Corp.
Акции этих учреждений, которые акцентируют свою деятельность на операциях с ценными бумагами и управлении активами, традиционно котировались очень высоко. Однако в связи с продолжающимся вот уже три года спадом на глобальных фондовых рынках, прибыли этих банков существенно снизились.
Стоит, тем не менее, отметить, что эти четыре банка до сих пор имеют более высокие показатели деятельности на фондовом рынке по сравнению со средними показателями крупнейших банков страны. Однако на фоне нестабильности на фондовых рынках, достигшей за последние десять лет апогея, лишь более отчетливо стали видны недостатки, объясняющиеся уязвимостью узко специализированных банков под влиянием внешних воздействий. Таким образом, для многих банков, которые являются сторонниками фокусной стратегии повышения уровня продаж своих продуктов, перспективы выглядят не очень радужными. Учитывая вышеизложенное, актуальным представляется следующие два вопроса: не лучше ли придерживаться модели умеренной диверсификации, и если да, то на каком уровне ее следовало бы поддерживать?
Особую остроту этот вопрос приобрел в последнее время, когда мощь двух главных двигателей банковской прибыльности значительно ослабела. Десятилетие консолидационных процессов привело к снижению масштабов и стоимости объектов приобретений, что, в свою очередь, сказалось на возможности получения существенных снижений себестоимости. Достичь роста за счет доходов от беспроцентных операций (что обычно генерируется с помощью повышения комиссии на многие розничные продукты) сегодня становится труднее, так как рынок довольно активен, и «рыночная позиция» потребителей значительно укрепилась.
По словам представителя американской консалтинговой фирмы Accenture Тревора Грузина (Trevor Gruzin), в 90-х годах существовали другие рычаги повышения уровня прибылей. Сегодня же банкам необходимо быть более диверсифицированными и одновременно более специализированными.
Специализированные банки преуспели в 90-е годы, когда их прибыли росли как на дрожжах. В это же время финансовые учреждения наглядно демонстрировали возможности зарабатывания значительных средства путем предоставления более узкого перечня услуг. Однако уязвимость и зависимость таких банков, как State Street, Bank of New York, Mellon и Northern Trust от ситуации на рынке ценных бумаг вызывает определенные опасения, связанные с последствиями специализации. При этом, стабильный уровень прибылей таких компаний, как Citigroup Inc., Bank of America Corp. и Wells Fargo & Co. свидетельствует о преимуществах широкой бизнес-диверсификации, которая позволяет нивелировать падение популярности одних продуктов за счет роста продаж других.
Другая группа банков с успехом проводит политику умеренной диверсификации и высокодисциплинированного исполнения, а такие региональные лидеры, как Fifth Third Bancorp и Commerce Bancorp, уже конкурируют по результатам деятельности на фондовом рынке со специализированными банками. Таким образом, дискуссия ныне сводится к тому, каким должен быть оптимальный «размер» специализации.
Руководитель финансового департамента банка Wachovia Corp. Роберт Келли (Robert Kelly) утверждает, что оптимальным вариантом специализации является тот, когда банк ведет четыре или пять направлений, желательно, не связанных между собой в экономическом цикле. Он отмечает, что благодаря операциям на розничном рынке, его банк сегодня может компенсировать снижение результатов на инвестиционном и корпоративном направлениях. v Очевидно, что нельзя найти какое-то единственное универсальное решение, которое бы подходило для всех кредитно-финансовых учреждений. Большинство банков никогда не станут столь же специализированными как, к примеру, банк State Street. Да и это и необязательно. Однако даже широко диверсифицированные учреждения могут улучшить финансовые результаты своей деятельности и повысить стоимость своих акций путем определения стратегического фокуса деятельности. По словам банковского аналитика при Bruyette & Woods Inc. Томаса МакКэндлса (Thomas McCandless), необходимо направить финансирование на развитие своих конкурентоспособных направлений деятельности, одновременно ограничивать финансирование неконкурентных векторов своего бизнеса.
На зависть конкурентам
Высокая эффективность деятельности специализированных банков, продемонстрированная в последние годы, подчеркивает привлекательность специализации. Примером может служить третий квартал 2000 года. По данным компании SNL Financial LC, средневзвешенный показатель рентабельности капитала составил 21,65%, тогда как у остальных 50 ведущих банков (исключая Citigroup) он составил 16,26%. Подобный перевес наблюдался и в отношении акций сравниваемых категорий банков. Этот сценарий повторялся в период с 1997 по 2001 год.
Все четыре банка (напомним: State Street Corp., Bank of New York Corp., Mellon Financial Corp. и Northern Trust Corp.) являются крупными игроками в инвестиционном банковском бизнесе, предоставляя своим институциональным клиентам различные аналитические и административные услуги. Инвестиционный рынок пережил бурный рост за последнее десятилетие, и специализированные инвестиционные банки воспользовались удачной для них конъюнктурой, сложившейся на рынке. Финансовые результаты этих банков не могли не вызывали зависть у остальных представителей банковского бизнеса.
При этом инвестиционный банковский рынок сегодня очень концентрирован. Следует отметить, что он станет еще более консолидированным после того, как банк State Street осуществит приобретение за 1,5 млрд. долларов кастодиального подразделения Deutsche Bank. На данный момент State Street является третьим (после Mellon и Bank of New York) по объемам операций на рынке кастодиальных услуг, однако после приобретения упомянутого подразделения, он превратится в ведущего глобального игрока. Таким образом, на рынке сформировалась своеобразная олигополия, в которой участвуют лишь несколько банков.
Тем временем, банк Mellon за последние годы превратился из широко диверсифицированного в финансово-кредитное учреждение с тремя векторами основного бизнеса: денежное управление, инвестиционные и консультационные услуги. Финальным аккордом трансформации банка Mellon стала продажа в прошлом году его достаточно доходного розничного банковского подразделения банку Citizens Financial Corp.
Руководитель банка Mellon Мартин МакГуинн (Martin McGuinn) заявлял, что одной из его главных целей являлось повышение стоимости акций банка, что соответствовало направлению, по которому уже определенное время двигались три других специализированных банка. К примеру, банк State Street продал свое розничное подразделение в 1999 году.
По словам Бруно Бонакки (Bruno Bonacchi), первого вице-президента отдела корпоративного стратегического планирования банка Mellon, «первым преимуществом фокусной стратегии было то, что вы можете концентрировать капитал и управленческие усилия в тех областях, в которых, по вашему мнению, вы имеете конкурентное преимущество». По его мнению, акцент на более узкий круг клиентуры будет способствовать тому, что банк будет лучше знать своих клиентов и в полной мере удовлетворять их потребности.
Ясность и четкость является другим преимуществом в стратегической специализации. Институциональные инвесторы в данном случае имеют более четкое представление относительно того, что они получают в результате вкладывания своих средств. Традиционные «мультиспециализированные» банки являются, по сути, конгломератами, и их акции по этой причине более сложно оценить, чем акции «узкоспециализированных» финансовых учреждений. Бонакки считает, что инвесторам легче будет оценить перспективы вложения своих средств в учреждение с «прозрачной историей».
От спада никто не застрахован
Тем не менее, существует другая сторона специализации. После того, как фондовый рынок США начал падать весной 2000 года, инвесторы начали выводить капитал из компаний, которые зависят от положения дел в области управления активами и обращения ценных бумаг.
Все четыре специализированных банка объявили о невысоких финансовых результатах за третий квартал 2002 года по сравнению с периодом годичной давности. Доходы от операций, связанных с инвестиционным управлением и обслуживанием, упали или остались на прежнем уровне. Bank of New York и Northern Trust также пострадали от роста проблемной задолженности, которая потом отразилась на их чистой прибыли.
Несмотря на это, банки остаются приверженцами выработанной политики. По словам Бонакки, банк Mellon не имеет никаких опасений относительно своей фокусированной стратегии, а сегодняшние трудности просто являются отражением бизнес-цикла.
Новая бизнес-модель
Проблема, с которой банки столкнулись сегодня, заключается в том, что источники роста доходов, которые эксплуатировали кредитно-финансовые учреждения в 90-х годах – сокращение издержек за счет приобретений и беспроцентные доходы в виде комиссионных – не будут столь эффективными в ближайшие годы. Процесс приобретений продолжится, однако большинство крупных банков США уже дали понять, что они в основном завершили свою миссию на рынке слияний и поглощений. Увеличение комиссионных сборов также нельзя считать перспективным, ведь рыночная ситуация заставляет банки прилагать все усилия по завоеванию доверия клиентов путем улучшения качества предоставляемых услуг.
Что же остается делать банкам в условиях продолжающегося падения процентных ставок и снижения маржи? В сложившейся ситуации все большее число банков прибегает к ужесточению контроля расходов. А этому, по мнению многих банкиров, должна способствовать стратегия фокусного подхода или специализации в качестве средства стимулирования роста.
Этот фокусный подход можно интерпретировать по-разному. Так банк Wells Fargo имеет около семи основных бизнесов, однако, по общему мнению, акцент делает на перекрестных продажах. Это означает, что деятельность подразделений, отвечающих за разработку продуктов и их розничное распространение, должна быть скоординирована таким образом, чтобы потребителям был продан максимальный ряд продуктов. По словам Джона Г. Стампфа (John G. Stumpf), исполнительного вице-президента банка Wells Fargo, «необходимо организовывать клиентов, если вы хотите продать шесть-восемь продуктов каждому из них».
Как только стало понятно, что Wells Fargo выбрал своим приоритетным направлением деятельности перекрестные продажи, другим банкам необходимо определиться относительно того, что является их основным конкурентным преимуществом на рынке. В идеальном варианте, это должно привести к такой модели построения бизнеса, которая организована именно вокруг этих преимуществ конкретного банка перед другими. Банк Fifth Third, например, использовал компании стимулирования продаж для построения такой культуры продаж, которая бы соответствовала задаче распространения среди клиентов определенного узкого ряда продуктов.
Это может звучать банально, однако акцент на определенном виде банковского бизнеса обычно приводит к тому, что учреждение становится «профессионалом» именно в этой отрасли. Об этом свидетельствуют данные совместного исследования, проведенного компаниями BAI и First Manhattan Consulting Group, относительно роста депозитных вкладов в 2001 году. Согласно исследованию, главным фактором роста депозитных вкладов стало решение со стороны банков сделать акцент именно на этом бизнесе.
Следующий шаг – перестроить структуру расходов банка вокруг этой новой бизнес-модели. Вместо того, чтобы сокращать издержки бессистемно, этот процесс можно организовать, таким образом, при котором не страдала бы фокусная стратегия банка. Это может привести к принятию решения относительно продажи тех подразделений, которые уже не соответствуют новой стратегии. Например, в последние годы ряд крупных региональных банков ушли из рынка ипотечного и автомобильного кредитования, причиной чему стало снижение уровня доходов от операций на данных рынках, что уже не удовлетворяло банки.
Что касается кредитования под залог жилья, для банков существует возможность воспользоваться аутсорсингом, т.е. передать этот вид деятельности специализированной компании. В свое время именно так поступил банк FleetBoston, когда он продал свое ипотечное подразделение банку Washington Mutual Inc. По мнению аналитика компании Sandler O'Neill & Partners Марка Фитцгиббонса (Mark Fitzgibbons), региональным банкам совсем не обязательно заниматься всеми видами деятельности самим.
Реорганизация может также вызвать необходимость усиления определенного направления деятельности, если это будет способствовать оптимизации новой модели. Например, банк Commerce Bancorp несколько лет назад принял решение сделать страховой бизнес одним из основных своих направлений. После приобретения девяти независимых страховых агентств, банк 7% своих прибылей получает от страхового бизнеса.
В результате процесса рефокусирования банк остается диверсифицированным, однако теперь он концентрирует основные усилия на более узкий круг бизнесов. Он может и не быть таким четко выраженным специализированным банком как, например, Street или MBNA. Тем не менее, банк уже не стремится быть «универсамом», который обречен на средние результаты, потому что пытается делать слишком многое. Иными словами, если банк хочет отличаться от своих конкурентов, он не может продолжать делать все на высшем уровне.
Очевидно, что фокусная стратегия непосредственно способствует повышению уровня «исполнительского мастерства» кредитно-финансового учреждения, которое четко определило свою цель и средства ее достижения.
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас