Кабмин устроит распродажу


Кабмин устроит распродажу

На сайте Верховной Рады зарегистрирован законопроект "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам приватизации", поданный на утверждение в парламент Кабинетом министров. Документ предлагает пересмотреть в сторону сокращения перечень предприятий, которые имеют стратегическое значение для государства и не подлежат приватизации. В случае принятия законопроекта будут сняты ограничения на приватизацию целого ряда объектов из сферы аэрокосмической, авиационной, оборонной промышленности, некоторых предприятий морехозяйственного, агропромышленного, металлургического и транспортного комплексов.

Одним из наиболее заметных новшеств законопроекта является исключение из списка стратегических для государства предприятий авиапромышленности - ГП "Антонов" (напомним, в его структуру сейчас входит бывшее КБ АНТК им. Антонова), серийных авиазаводов "Авиант" и "ХГАПП" ("Харьковское государственное авиационное производственное предприятие"). Исключение из перечня стратегических осуществляется согласно предложению Минпромполитики, говорится в законопроекте, на основании того, что "деятельность предприятия … утратила признаки общегосударственного значения". В отношении ХГАПП отмечается также, что завод работает неэффективно и по отношению к нему открыто дело о банкротстве. "Авиант" исключается из перечня в связи с тем, что предприятие как юрлицо было ликвидировано при реорганизации и присоединении к ГП "Антонов".

Среди предприятий аэрокосмической отрасли, которые государство склонно более не считать стратегическими,- ГП "Центральное конструкторское бюро "Арсенал" (разрабатывает и производит ракетно-космические приборы, инфракрасные головки самонаведения для ракетного вооружения, авиационное оптико-электронное оборудование), ПО "Киевприбор" (изготавливает детали и узлы к космическим кораблям, системы подготовки пуска ракеты-носителя, радиолинии космической связи), ВО "Коммунар" (разрабатывает и выпускает системы управления ракет-носителей и ракетных комплексов). Тут же - некоторые проектные и исследовательские институты, поставляющие решения для космической промышленности.

В транспортном комплексе самые радикальные перемены ожидают портовую сферу, хоть все морские торговые порты законопроект предлагает оставить в госсобственности. Зато исключить из перечня стратегических правительство намерено ГП "Черазморпуть" (занимается дноуглубительными работами) и ГП "Укрводпуть" (ремонтирует технический флот и отвечает за содержание шлюзов), ГП "Украинское Дунайской пароходство" (обеспечивает перевозки грузов по Дунаю и Черному морю).

Самая распространенная формулировка при обосновании открытия перспектив для продажи тех или иных объектов, которую используют авторы законопроекта,- утрата предприятиями признаков общегосударственного значения и/или убыточная их работа. В то же время эксперты напоминают о рисках, которые несет в себе разгосударствление промышленных объектов. "Понятно, что государство хочет заработать, и речь идет как о государственных финансах, так и о личном интересе людей, находящихся при власти. Но при принятии такого решения нужно твердо знать, что государство способно эффективно предотвратить последствия от попадания в частные руки монополий и избежать разрыва производственных связей внутри целых отраслевых комплексов",- говорит эксперт по приватизации, директор Центра экономического развития Александр Пасхавер.

Отраслевые эксперты полагают, что с этой точки зрения не все объекты, с которых предлагается снять запрет на приватизацию, к этому готовы. "Например, с ГП "Черазморпуть" все понятно - у предприятия долги, государство не может им эффективно управлять. А вот с "Укрводпуть" все не так однозначно - это объект стратегического назначения, поскольку предприятие отвечает за безопасность шлюзов, кроме того, частично имеет бюджетное финансирование",- говорит главный редактор "Порты Украины" Константин Ильницкий. При этом эксперт не удивлен, что порты остались закреплены в госсобственности вопреки наметившимся процессам их денационализации. "Пока не произошла портовая реформа - приватизировать порты невозможно. Это реально будет только после разделения функций администрирования и хозяйствования в портовой деятельности - возможно, после принятия нового закона о морпортах. Тогда приватизироваться будут скорее не порты, а портовая деятельность",- уверен Ильницкий.

Недоумение вызвала у экспертов и перспектива приватизации на настоящем этапе ГП "Антонов". "Целесообразно было бы сделать это после реструктуризации и акционирования предприятия, как это и было предусмотрено в утвержденной в 2008 г. программе развития авиастроения",- отмечает директор Центра исследования армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. По мнению эксперта, продажа 100% акций серийных заводов после корпоратизации вполне допустима и даже необходима. Но такой стратегический актив, как КБ, должен оставаться государственным приоритетом и приватизироваться с сохранением в госсобственности как минимум контрольного пакета акций.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

  • !

    Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство "Украинские Новости", в каком-либо виде строго запрещена.

Также по этой теме: Казна и Политика
Смотри также
Сервис подбора кредитов
  • Отправьте заявку
  • Узнайте решение банка
  • Подтвердите заявку и получите деньги
грн
Заказать кредит онлайн
В Контексте Finance.ua