1684
Бурные потоки
— Энергетика
Российские проекты строительства подводных газопроводов в обход транзитных стран - Украины, Беларуси и Польши - выходят на финишную прямую. В конце мая в Брюсселе состоялась официальная презентация проекта "Южный поток", который должен соединить российскую газопроводную сеть с болгарской, пройдя по дну Черного моря, а в июне начинается заполнение газом первой нитки газопровода Nord Stream, которая должна вступить в строй в октябре. Эти проекты могут оказать серьезное негативное воздействие на будущее украинской газотранспортной системы.
Север и юг
Один из крупнейших проектов последнего десятилетия в европейской энергетической сфере достиг промежуточного финиша. В мае этого года завершилась укладка первой нитки газопровода Nord Stream, протянувшегося на 1223 км по дну Балтийского моря от российского Выборга до немецкого Грайфсвальда. В июне, после соединения всех трех секций газопровода, начинается его заполнение техническим газом.
Коммерческие поставки, по словам председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера, начнутся в октябре текущего года. А еще через год, в октябре 2012 г., будет проложена и вторая нитка газопровода, что увеличит его пропускную способность до 55 млрд куб м в год. Это соответствует более 36% от планируемого на текущий год объема поставок российского газа в Европу (около 151-152 млрд куб м).
А в конце мая в Брюсселе был презентован "Южный поток" - второй российский газопроводный мегапроект. Еврокомиссия выразила поддержку "Южному потоку" и не будет навязывать ему никаких нормативных требований, заявил еврокомиссар по энергетике Гюнтер Оттингер в ходе презентации проекта.
"Согласно существующим прогнозам, к 2030 году спрос на газ в Евросоюзе варьируется от 370 до 600 млрд кубометров в год, и прогнозы могут измениться из-за событий в Японии", - считает Г.Оттингер. Он отметил, что общим для этих прогнозов является то, что импорт газа в 2030-2035 гг. будет расти из-за падения собственной добычи в Европе. "К примеру, чтобы покрыть 25% европейского газопотребления, к 2030 году поставки газа из России могут составить более 150 млрд куб м газа в год", - прогнозирует еврокомиссар.
Уже завершено составление ТЭО всех сухопутных участков "Южного потока", а для морского участка ТЭО должно быть подготовлено в III кв. Строительство газопровода стоимостью около EUR 15 млрд планируется начать в 2013 г., а запустить первую нитку - в 2015 г. После ввода в строй всех четырех ниток в 2018 г. мощность газопровода достигнет 63 млрд куб м. Таким образом, по двум "потокам" в страны Европы может быть отправлено до 118 млрд куб м газа в год, что соответствует 77% от предполагаемого объема поставок 2011 г.
Украинские потери
Судя по этим планам, Украина и Беларусь, через которые пока проходят все транзитные поставки российского газа в страны ЕС, понесут от строительства "потоков" значительные потери, считает начальник аналитического отдела Phoenix Capital Сергей Петренко. По его словам, новые трубопроводы обеспечивают России безопасность поставок природного газа в страны ЕС. "Газпрому" важно быть стабильным и надежным поставщиком газа для стран Евросоюза. С учетом того, что Украина не хочет идти на уступки российской компании и создавать совместное предприятие по транспортировке газа, со стороны монополии будет логично перенаправить часть газа в обход Украины", - отметил С.Петренко. По его прогнозам, для начала Украина потеряет около 20 млрд куб м транзита газа, в будущем объем потерь вырастет до 30-40 млрд куб м в год. "У Украины есть единственный способ решить эту проблему - создать с Россией совместное предприятие по управлению газотранспортной системой", - уверен эксперт.
В январе текущего года А.Миллер заявлял, что завершение прокладки Nord Stream не приведет к снижению транзита через Украину и Беларусь, так как поставки по нему будут осуществляться в рамках новых контрактов. Однако в мае глава "Газпрома" признал, что на самом деле по новому маршруту будет перенаправлено около 20 млрд куб м газа в год, которые ранее шли в Германию и Чехию через Украину.
Как определили в Центре Разумкова, снижение объемов транзита через ГТС Украины вследствие запуска Nord Stream может привести к недополучению до $1 млрд годового дохода. Правда, если считать по нынешней ставке за транзит, потери от "увода" из ГТС 20 млрд куб м газа в год составят около $650-700 млн, что, впрочем, тоже весьма неприятно. Причем, это только последствия ввода в строй первой нитки, а ведь менее чем через полтора года появится и вторая.
Еще большие неприятности ждут Украину после окончания строительства "Южного потока". По словам А.Миллера, этот газопровод планируется заполнить на две трети "старым" газом, т.е. тем, который в настоящее время поставляется в Европу по другим маршрутам - очевидно, через Украину. Это может привести к сокращению объемов транзита через отечественную ГТС еще более чем на 40 млрд куб м в год. Получается, что после ввода в строй обоих "потоков" Украина может потерять до половины своих транзитных мощностей, максимальный уровень которых достиг 119.6 млрд куб м в 2008 г.
Российской стороной достигнуты соглашения со всеми потенциальными участниками "Южного потока", за исключением Турции, которая, судя по всему, просто ведет торг с Москвой в лучших традициях восточного базара. В водах России, Турции и Болгарии начаты исследовательские работы по определению трассы газопровода.
К тому же ослабли позиции главного конкурента "Южного потока" - газопровода Nabucco, у которого в очередной раз возникли проблемы с заполнением трубы. Предполагаемые затраты на строительство Nabucco возросли от около EUR8 млрд до EUR12-15 млрд, что почти уравнивает его с "газпромовским" проектом при вдвое меньшей мощности (30 млрд куб м в год). А правительство Азербайджана, еще недавно обещавшее европейским представителям свой газ для Nabucco, в очередной раз начало прикидывать все возможные варианты и отказываться от безусловных гарантий.
В начале мая было заявлено, что начало коммерческих поставок газа по Nabucco переносится с 2015 г. на 2017 г. При этом, по мнению ряда аналитиков, если в ближайшие два года "Газпром" начнет строительство "Южного потока", да еще и законтрактует под этот проект азербайджанский или среднеазиатский газ, проект Nabucco вообще станет неактуальным.
Третий энергопакет
К "Южному потоку" могут быть применены все положения недавно принятого европейцами "третьего энергетического пакета". Это означает, что, во-первых, на территории ЕС к газопроводу должны свободно и на недискриминационной основе допускаться любые поставщики газа, заинтересованные в использовании его мощностей. Во-вторых, тарифы за перекачку газа должны устанавливаться регулирующими органами тех стран, через которые проходит газопровод. В-третьих, в случае необходимости газопровод может быть использован для перекачки газа в обратном направлении, т.е. с запада на восток.
По словам российского министра энергетики Сергея Шматко, переговоры и консультации с Еврокомиссией относительно статуса "Южного потока" будут продолжаться и, возможно, приведут к какому-то результату осенью этого года (примерно в то время, когда планируется составить ТЭО всего проекта). Один из вариантов, как заявляет С.Шматко, заключается в достижении с Евросоюзом соглашения по "норвежскому" варианту, в рамках которого ряд газопроводов не подпадают под действие третьего энергопакета, поскольку они "сложно окупаются и требуют особого режима окупаемости". Еще одна возможность может заключаться в том, чтобы считать "Южный поток" продолжением российской газопроводной системы.
Кроме того, российская сторона, очевидно, надеется на поддержку проекта европейскими партнерами. Крупные нефтегазовые корпорации, вместе с "Газпромом" планирующие строить "Южный поток", также заинтересованы в том, чтобы к нему не применялись положения третьего энергопакета. В пользу проекта могут высказаться и правительства балканских стран, через территории которых будет проходить газопровод.
Жмем на газ
Большое влияние на судьбу российского проекта может оказать еще один аспект. Изначально, как Nord Stream, так и "Южный поток" проектировались в расчете на увеличение объемов потребления природного газа в Европе при снижении масштабов собственной добычи. Во время кризиса этот благоприятный для "Газпрома" сценарий был, вроде бы, снят с повестки дня, но сегодня к нему возвращаются снова.
Цены на LNG, на который в последние годы делали ставку европейские компании и Европейская комиссия, растут вследствие расширения спроса на этот ресурс в Японии, Индии и Китае, а также падения темпов роста его производства. В мае сжиженный газ стоил на европейском рынке лишь ненамного дешевле российского трубопроводного, а в конце текущего года может вообще установиться паритет.
Поставки российского газа в Европу по данным за первые пять месяцев текущего года превышали прошлогодние показатели более чем на 20%. Даже если этот рост произошел в значительной мере под влиянием сезонных факторов, подобный скачок все равно заслуживает внимания. А.Миллер в конце мая утверждал, что "Газпром" получает новые заказы от европейских компаний, планирующих строительство в ближайшие годы газовых энергоблоков.
Наконец, большинство европейских стран очень осторожно относятся к перспективам добычи сланцевого газа. Из всех стран в ЕС интенсивно развивать эту отрасль планирует пока только Польша. В то же время во Франции введен мораторий на разработку сланцевых месторождений, а в Германии компании, пытающиеся реализовать подобные проекты, сталкиваются с сопротивлением со стороны общественности и политических кругов.
Если эти тенденции будут развиваться в ближайшие годы, Европе понадобятся дополнительные объемы российского газа. Часть того ресурса, который в настоящее время идет через ГТС Украины, неминуемо пойдет другими маршрутами. Возможно, этот процесс начнется уже в нынешнем году.
"Сохранить текущие объемы транзита природного газа не удастся. После ввода в эксплуатацию Nord Stream часть газа из украинских трубопроводов уйдет. Относительно строительства "Южного потока" - то этот газопровод может поставлять дополнительные объемы топлива, необходимые странам Евросоюза после отказа от атомной энергетики. Поэтому по нему могут и не поставлять газ, который идет по территории Украины. Но для этого "Газпром" надо привлечь к управлению украинской газотранспортной системой", - отмечает эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский.
"Если будет решен вопрос о совместном предприятии по управлению украинской ГТС, то я считаю, что есть шанс сохранить существующие объемы транзита газа через территорию Украины, - соглашается народный депутат Украины Инна Богословская. - Для нас крайне важно грамотно провести переговоры с Россией, и пригласить их к управлению украинской газотранспортной системой, выйдя на хорошее соглашение по модернизации ГТС".
А тем временем украинский премьер продолжает демонстрировать транзитный оптимизм. "Я надеюсь, когда наше сотрудничество вступит в полномасштабный объем и сферу, нам будет проще убедить руководство России отказаться от "Южного потока", - заявил недавно Николай Азаров в эфире одного из телеканалов. Он выразил уверенность, что "в любом случае, мы будем иметь примерно 100 миллиардов транзита. По-любому".
Видно, история нас ничему не учит. Помнится, примерно та же риторика была и в отношении Nord Stream. Нашим чиновникам пора бы понять, что нужно выходить на новый формат сотрудничества с Россией, находить взаимовыгодные варианты кооперации, а не тешиться иллюзией незаменимости украинской ГТС.
Виктор Тарнавский, Uaenergy
По материалам: Фінмаркет
Поделиться новостью
Также по теме
Украина уже закачала в хранилища больше газа, чем на те же даты 2024 года
США ввели санкции против международной сети, которая помогает Ирану продавать нефть
США планируют увеличить стратегические запасы урана для развития ядерной энергетики
Хранилища газа в ЕС заполнены рекордно низко за последние 3,5 года
Украина с 1 октября ограничит импорт индийского топлива
Словакию и Венгрию предупредили о последствиях за покупку российской нефти