Родина во пастности — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Родина во пастности

Аграрный рынок
1373
На прошедшей неделе парламент утвердил в первом чтении законопроект №8370-1 “О продовольственной безопасности Украины”, вызвавший неоднозначную реакцию специалистов. Напомним, что первая попытка “обезопасить” страну была предпринята депутатским корпусом более двух месяцев назад, когда в повестке дня текущей парламентской сессии появился законопроект №8370 “Об основах продовольственной безопасности Украины”, который сразу же был жестко раскритикован экспертами продовольственного рынка.
Досталось документу и от БИЗНЕСа - его положения явно не учитывали экономических реалий рынка, но зато открывали широчайшее поле для ручного регулирования властями продовольственной отрасли и экспорта сельхозпродукции. В результате был разработан и принят более взвешенный, хотя и далеко “не безгрешный” законопроект №8370-1.
Критерии
К сильным сторонам документа можно отнести саму систему определения продовольственной безопасности как совокупности физической и экономической доступности продовольствия для граждан в рамках рациональных норм потребления. Как отмечает один из авторов документа, народный депутат Григорий Калетник, “страна может производить достаточное количество пищевой продукции, но это не значит, что все граждане смогут ее купить - 28% украинцев живут за чертой бедности”.
Исходя из этого в проекте предложена понятная система критериев и индикаторов оценки безопасности и установлены предельные нормативы (пороговые значения), достижение которых расценивается как угроза продовольственной безопасности. В частности, к угрожающим отнесена ситуация, при которой доля затрат на продовольствие в структуре расходов домохозяйств превышает 50%.
Кроме того, установлено, что чиновники не должны допускать, чтобы запасы продовольственного зерна для производства хлеба и хлебобулочных изделий в государственном продрезерве были меньше двухмесячной потребности внутреннего рынка. Авторы документа подсчитали, что этот уровень составляет примерно 17% годовой потребности Украины в продзерне для производства хлеба. В проекте также предложено считать опасным положение, когда импортный товар занимает более 20% внутреннего рынка какого-либо продукта питания, производимого в Украине.
Опрошенные эксперты сошлись во мнении, что при разработке документа явно был учтен мировой опыт подхода к проблеме, и сама по себе предложенная система критериев может быть задействована и в Украине. Сомнения начинают возникать при более детальном рассмотрении критериев оценки.
Начнем с того, что некоторые из индикаторов “продбеза” - вовсе не ноу-хау. Как говорит Александр Ярославский, заместитель генерального директора Украинской аграрной конфедерации, “еще приказом Минэкономики №60 от 02.03.07 г. “Об утверждении Методики расчета уровня экономической безопасности” утверждены пороговые показатели, которые сейчас предлагают продублировать на законодательном уровне”.
Вместе с тем, отмечает эксперт, уже сейчас украинцы тратят на продукты питания 50-60% своих доходов, а само питание не сбалансировано. “Пороговые значения потребления “растительных” калорий на 20% больше рациональных норм, а потребление калорий животного происхождения - на 30% меньше”, - подчеркивает Ярославский.
Собственно, анализ потребления гражданами различных продуктов питания дает еще более удручающую картину: по некоторым из них реальное потребление едва “переваливает” за 50% от рациональной нормы. Эксперт полагает, что обеспечение доступа к продовольствию населения с низким достатком на данном этапе возможно лишь путем предоставления адресного продовольственного субсидирования.
Вместе с тем в законопроекте об адресной поддержке нет ни слова. Кроме того, как говорит Мария Колесник, начальник аналитического департамента Консалтингового агентства “ААА”, нужно учитывать, что двухмесячный запас продовольственного зерна, постоянно хранящийся в продрезерве, - это достаточно большой объем, который при определенных обстоятельствах может стать одним из факторов, дестабилизирующих рынок.
“Все будет зависеть от того, когда будет закупаться это зерно, в каком объеме, в какой момент времени и какими партиями “запасное” зерно будет поступать на рынок. Эти нюансы должны быть четко прописаны, ведь в случае недальновидного оперирования почти пятой частью внутреннего потребления продовольственного зерна инвестиционная привлекательность его производства может снизиться”, - предостерегает эксперт.
В свою очередь, Николай Верницкий, директор информационной компании “ПроАгро”, возмущен запретом на превышение 20%-ной доли импортного товара на отечественном рынке. По его мнению, подобный посыл как раз полностью противоречит продовольственной безопасности Украины. “Если страна не в состоянии обеспечить своих граждан доступными по цене продуктами питания, производимыми на основе местного сельхозсырья, она должна и обязана их импортировать для снижения напряжения на рынке”, - убежден аналитик.
Еще одна проблема заключается в том, что в стране нет методики и системы мониторинга наличия продовольствия на внутреннем рынке в режиме реального времени, отмечает Мария Колесник. Как правило, самые оперативные официальные данные по производству и импорту товаров поступают с опозданием на 2-3 месяца, а для составления полного баланса рынка нужны еще данные по оптовой и розничной реализации каждого вида продовольствия. Даже если предположить, что они тоже будут собраны с опозданием в те же 2-3 месяца, нужно еще время на их “сведение”. Иными словами, объявление угрозы продовольственной безопасности может припоздниться почти на полгода.
Инструменты
Возможно, мы имеем дело с очередным популистским законопроектом, в котором кроме красивых слов о заботе государства о любимых гражданах, ничего и нет. Но, похоже, не все так просто. По словам генерального директора Ассоциации “Украинский клуб аграрного бизнеса” Владимира Лапы, настораживает то, что для достижения поставленных авторским коллективом целей законодатели предпочли не вносить последовательные изменения в уже действующие законы (например, “О внешнеэкономической деятельности”, “О государственной поддержке сельского хозяйства Украины”, “О зерне и рынке зерна” и т.д. и т.п.), а, грубо говоря, “полезли” писать принципиально новый законодательный акт.
Законотворческая практика показывает, что “протащить” сомнительные положения гораздо проще в новом документе (где они могут затеряться среди вполне полезных предложений). А сомнительные положения в законопроекте есть. К ним, безусловно, относятся абсолютно не урегулированные полномочия ветвей власти на случай наступления угрозы продбезопасности - все фактически сведено к “магической” фразе “на усмотрение Кабинета министров”.
Далее, предполагает Мария Колесник, власть может начать действовать по принципу: разрешено все, что не запрещено. И, прикрываясь лозунгом обеспечения граждан продовольствием, начать прибегать к различным мерам ручного управления рынком продуктов питания (квотирование экспорта и импорта, регулирование цен и наценок на любые, не только социальные, товары, вмешательство в производственные планы предприятий и т.д.; кстати, сын Григория Калетника, Игорь Калетник, возглавляет Государственную таможенную службу Украины).
При этом не нужно забывать, что, как отмечалось, минимум по одному из параметров - доли затрат на продовольствие в структуре расходов домохозяйств - угрозу продовольственной безопасности Украины можно объявлять хоть сейчас. Кроме того, напоминает Ярославский, “на необходимость принятия такого закона четко указал даже Президент Украины, поэтому вероятность того, что закон будет принят во втором чтении и в целом, очень высока”.
А Владимир Лапа сомневается, что ко второму чтению в текст документа удастся внести существенные правки, в которых были бы четко прописаны полномочия и действия каждого из органов власти в случае угрозы продбезопасности страны. Иными словами, в случае принятия законопроекта во втором чтении и в целом мы будем иметь два возможных сценария развития ситуации. Первый (оптимистический) - в Украине появится еще один не работающий законодательный акт. Второй (пессимистический) - власти получат очередной карт-бланш под “соусом” угрозы продовольственной безопасности страны.
Михаил Дикаленко, Элина Московчук
По материалам:
Бізнес
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас