"Регионы" ставят барьер — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Регионы" ставят барьер

808
27 мая министерство юстиции обнародовало проект закона "О выборах народных депутатов Украины". Данный законопроект нелегко дался Минюсту - его разрабатывали с ноября 2010 года. И вот, наконец, документ обнародовали. Как и следовало ожидать, если этот законопроект примут, в выигрыше окажется лишь партия власти. А вот остальным политическим силам, даже соратникам "регионалов", не до смеху - инициатива Министерства юстиции может окончательно поставить крест на их парламентском будущем.
Хорошо забытое старое
Рабочая группа во главе с министром юстиции Александром Лавриновичем занималась разработкой нового закона о выборах нардепов с ноября 2010. Лишь 22 апреля общественности для обсуждения был представлен "технический проект". Не прошло и двух рабочих недель, как то, что в будущем может стать нормативно-правовым актом, решили представить на суд Венецианской комиссии. "Сейчас становление политической системы не имеет признаков стабильности", - сообщил 17 мая журналистам Лавринович. Для того, чтобы эту нестабильность преодолеть президент Украины Виктор Янукович и решил внести изменения в избирательную систему. "Именно поэтому была создана рабочая группа, которая отрабатывала первичный текст нового законопроекта.
Для того, чтобы завершить этот процесс, мы заслушаем предложения представителей политических сил, учтем их, а потом проект документа будет направлен в международные организации", - резюмировал Лавринович и уточнил - под "международными организациями" в первую очередь понимается Венецианская комиссия. Европейская комиссия за демократию через право или, как ее еще называют, Венецианская комиссия, уже не раз выдвигала претензии к Украине по поводу законодательства, однако данный проект закона вряд ли вызовет ее осуждение. Ведь среди прочего, этот документ предусматривает возвращение к смешанной избирательной системе. "Право участия в выборах независимых кандидатов, так называемых самовыдвиженцев, является неотъемлемой частью международного избирательного законодательства, в частности, Кодекса надлежащей практики в избирательных делах, одобренного Венецианской комиссией в октябре 2002 года", - говорит о возможной причине такой снисходительности представитель президента в Конституционном суде Елена Лукаш. Да и в самой комиссии не раз критиковали пропорциональную избирательную систему. Так, еще при президенте Викторе Ющенко глава комиссии Ян Гельгесен отметил, что данная система имеет много недостатков, основной из которых - избиратели не видят тех, кто реально будет их представлять в парламенте.
Последующие события подтвердили правоту Гельгесена. Думали ли голосовавшие за БЮТ, что в народные депутаты от этой блока попадут такие люди, для которых ценности, разделяемые их политсилой, ничего не значат? Подобный аргумент с удовольствием используют и сами "регионалы". "Возврат к смешанной избирательной системе - это реакция на запрос общества. Уже много лет все говорят, что депутаты потеряли связь с избирателями, прекратили работать в регионах, работать с людьми и выполнять свои прямые обязанности", - отмечает нардеп от ПР Ирина Бережная.
Впрочем, в проекте нового закона о выборах народных депутатов речь будет идти не о возврате к смешанной системе в том виде, в котором она существовала до того, как ввели пропроциональную. Иначе над Партией регионов могла нависнуть угроза частичной потери контроля над происходящим в парламенте, в который могли попасть 225 человек, не связанных с бело-голубыми. Опасность этого высока, учитывая ошеломляющий успех локальных политических партий на местных выборах 2010 года. Партию власти "подстрахуют" в первую очередь окружные избирательные комиссии. Приоритетное право их формирования в соответствии с законопроектом получают партии, имеющие свои парламентские фракции. На сегодняшний день таких партий всего три, и все они - в правящей коалиции. Это - Партия регионов, Коммунистическая партия Украины и Народная партия. Такой ход - достаточно грамотный. Мало того, что он позволит власти контролировать большинство избиркомов, так он еще и окончательно рассорит оппозиционеров.
Теперь мелкие политические партии, входящие в блоки должны будут добровольно согласиться на поглощение своими крупными "собратьями". А это открывает широкие возможности для политического торга. У оппозиции, таким образом, остается крайне мало времени на подготовку к выборам: создать новые - "партийные" фракции в парламенте нужно как можно скорее. В итоге, от лидеров малых партий сейчас может зависеть судьба партий больших. Относительно своих соратников по блоку сейчас нет уверенности ни у кого. Даже у "Батькивщины" Тимошенко. Если ранее она и лидер партии "Реформы и порядок" заявляли о грядущем слиянии, то к концу мая это действие из разряда "планируемое" перешло в "возможное". "Варианта будет два: либо члены ПРП будут выдвигаться самостоятельно, либо от 'Батькивщины", - цитирует "Коммерсантъ-Украина" нардепа-"бютовца" Юрия Одарченко. Не исключено также, что в ближайшем будущем украинцы смогут наблюдать новое явление на политической арене страны - "тушки"-партии, которые предпочли покинуть "материнский" блок.
Тем не менее, несмотря на выигрышные стартовые позиции на выборах в парламент, соратники "регионалов" недовольны новым законом - он может лишить их шансов на политическое будущее.
Ни вашим, ни нашим
Нормой нового закона, вызывающей наибольшее неприятие коммунистов и литвиновцев, является увеличение проходного барьера в Верховную раду Украины. Отныне он составит 5%, а не 3%, как это было ранее. "Нас не пугает барьер в 5%, мы его без труда преодолеем. Однако пропорциональная система более прогрессивная для Украины", - передает слова коммуниста Александра Голуба "Коммерсантъ-Украина". Тем не менее, Голуб не может не понимать - с каждым годом электората у коммунистов все меньше. На смену КПУ приходят новые левые партии, молодежные движения, такие, как "Организация марксистов" к примеру. От своих старших товарищей их отличает непримиримая позиция по отношению к власти и незапятнанность связями с нею.
В отличие от парламентских коммунистов, представители альтернативных молодежных движений очень часто реально защищают интересы рабочих, как было, например, в ситуации с Полтавским горно-обогатительным комбинатом. В то же время, Петр Симоненко не стесняясь поддерживает курс новой власти, которая у многих украинцев уже ассоциируется с подорожанием всего и вся, что привело к ухудшению их экономического положение. Кроме того, на КПУ ощутимо скажется исключение из ее рядов одного из наиболее харизматичных коммунистов - Леонида Грача. Именно вотчина Грача - Крым - давал КПУ большинство голосов на выборах, по сравнению с другими областями. В 2007 году на внеочередных выборах в парламент коммунисты набрали 5,39% голосов. Вряд ли они, со скомпрометированным руководством и без поддержки значительной части крымских соратников, смогут повторить этот успех.
Еще хуже дела у политсилы Владимира Литвина, которая в 2007 году еле-еле перешагнула избирательный барьер, набрав 3,96% голосов. Сейчас, когда Литвин давно уже перестал быть яркой самодостаточной политической фигурой, а Верховная рада из центра принятия решений превратилась в "сервисный центр" Банковой, Народной партии вряд ли стоит ожидать успеха. Вот почему ни "литвиновцы", ни коммунисты скорее всего не поддержат новый закон. Политические старожили прекрасно осознают, что осень 2012 года может оказаться последней "парламентской" осенью в их истории. Но "регионалы" не унывают - в интервью прессе представители ПР заявляют - необходимые 226 голосов у них будут. "Необходимо 226 голосов, и мы их найдем. Уже неоднократно были случаи, когда и коммунисты, и сторонники Литвина выступали против, но в процессе переговоров меняли свое мнение", - говорит Хара.
Тем не менее, в своем рвении выиграть на выборах в парламент "регионалы" могут перехитрить сами себя. "Высокий проходной барьер действительно хорош, чтобы не допустить молодые политические партии в парламент (это как бы сговор "стариков" от власти и оппозиции против свежих политсил), но у него есть другая сторона. Сформировать 100%-но лояльную к власти Верховную раду никак не удастся, а та оппозиционная сила, которая пройдет в Раду, получит достаточно много голосов (им добавятся голоса тех, кто не преодолеет 5%). И она будет более строга к власти, чем фракции помельче. Таким образом, уже неважно, пойдет на выборы одна "Батьківщина" или целый БЮТ", - считает политолог Владимир Небоженко.
Кроме того, "регионалы" буквально подталкивают украинцев прийти и проголосовать против них - в новом законе прописана норма, согласно которой графы "не поддерживаю ни одного кандидата" не будет. А это значит, что избирателям придется голосовать за какую-либо из политсил. И не факт, что это будет именно Партия регионов, рейтинг которой стремительно падает. А вот "Батьківщина" и "Фронт змін" по данным Киевского международного института социологии могут преодолеть 5-процентный барьер, а значит и собрать весьма хороший "урожай" протестных голосов. Так что даже в случае принятия этого столь благоприятного для ПР закона, на выборах "регионалам" придется попотеть.
Борис Рудь
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас