ЕС поступил с Украиной не по-соседски — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

ЕС поступил с Украиной не по-соседски

Казна и Политика
1522
25 мая Еврокомиссия обнародовала новую стратегию Европейской политики соседства. Страны-соседи ЕС смогут получить 7 миллиардов евро, однако Украине это не грозит. Как не грозит и перспектива членства в Евросоюзе: хотя в опубликованном документе упоминается статья Договора о ЕС, согласно которой восточные соседи союза могут подать заявку на членство в этой организации, в комиссии отмечают - данное положение не означает перспективу членства в ЕС.
А Европа - против
Одним из существенных положений новой стратегии Европейской политики соседства (ЕПС) является возможность участникам Восточного партнерства - странам-соседям ЕС подать заявку на членство в этом союзе. Украина является одной из первых стран, с которыми ЕС разработал План действий "Соседство" - в 2004 году об этом говорили в Представительстве Европейской Комиссии в Украине, Молдове и Беларуси. Тогда еще и эксперты, и политики возмущались: мол такой "невнятный" статус "соседа" вряд ли что-либо означает. Более того, такой статус "унижает" Украину.
Так, экс-министр иностранных дел Борис Тарасюк в 2010 году в комментарии "Немецкой волне" заявил: "Евросоюз предложил нам концептуально неправильную политику "соседства". Как можно относительно Украины, которая является европейской страной, предлагать соседство? Как будто мы - соседи Европы. Мы же находимся в ее центре". Однако со временем оказалось, что такой статус - это своеобразная "золотая акция", ведь новая стратегия Европейской политики соседства предусматривает возможность превращения из страны-соседа ЕС в его полноправного члена. Такая возможность была предусмотрена для тех государств, которые состоят в Восточном партнерстве с союзом.
К ним относятся: Украина, Молдова и Беларусь. Впрочем, по сведениям "Коммерсантъ-Украина", вероятность такого превращения ничтожно мала. И причиной тому - политика стран Старой Европы. "Изначально в Еврокомиссии планировали более амбициозную формулировку, касающуюся европейской перспективы стран ВП", - сообщил изданию источник в комиссии. Но позже под давлением стран-членов ЕС от такой формулировки отказались.
В результате, выступая перед журналистами еврокомиссар по вопросам расширения, а также по политике соседства Штефан Фюле заявил: "Вы спросите, означает ли это перспективу членства? Нет, не означает". Таким образом, в новой стратегии Европейской политики соседства предпочли отделаться общими фразами о "ценностях". "Ценности, на которых основан ЕС, находятся в центре политической ассоциации и экономической интеграции, которые предлагаются в рамках Восточного партнерства. Это те же ценности, которые в соответствии со статьей 49 Договора о Евросоюзе должно уважать любое государство, претендующее на членство в ЕС", - говорится в документе.
Понять страны Европы можно - именно младоевропейцы сейчас являются причиной кризиса в еврозоне. Страны, которые были приняты в ЕС сравнительно недавно, демонстрируют довольно плохие экономические показатели. Лишь Польша в этом смысле приятно удивляет. И подвергать еврозону большему риску смысла нет. Кроме того, следует отметить, что Европейская политика соседства не подразумевает собой исключительно Восточное партнерство. В сфере Европейской политики соседства существуют договоренности с такими странами, как Армения, Азербайджан, Грузия, Турция, Израиль и, что особенно следует подчеркнуть Алжир, Египет, Иордания, Ливан, Ливия, Марокко, Сирия, Тунис. В последних странах сейчас довольно нестабильное положение. Из Ливии и Туниса беженцы массово направляются в Европу. Из-за этого между Италией и странами ЕС снова возникло некое подобие "кордонов", где "заворачивают" следующих во Францию или в другие страны беженцев. Прими Еврокомиссия решение о том, что участники Восточного партнерства имеют перспективу членства, это бы вызвало справедливое возмущение стран Северной Африки. Ведь тогда бы налицо оказались двойные стандарты: ведь для того, чтобы стать членом ЕС нужно, помимо всего прочего, иметь соответствующий уровень развития демократии в стране. И тут Тунис, к примеру, может "перещеголять" Украину. Да и уровень экономического развития Украины не позволяет даже пытаться войти в ЕС. С другими странами Восточного партнерства ситуация похожая. Более того, с Беларусью - еще хуже. Руководство этого государства находится со странами ЕС в затяжном конфликте из-за события на президентских выборах. У Украины оставалось одно "утешение" - возможность получить финансовую помощь от Еврокомиссии. Но и тут нашу страну преследовала неудача.
"Неуд" от ЕС
Новая стратегия Еврокомиссии относительно политики соседства предусматривала получение странами-соседями помощи от ЕС. Если раньше бюджет союза предусматривал помощь этим государствам в размере 5,7 миллиарда евро до 2013 года, то теперь ее увеличили почти до 7 миллиардов. Однако рано радоваться - Украине, скорее всего, этих денег не видать. "Основные транши будут выделяться тем странам, которые лучше других показали себя в предшествующий период ", - заявил Фюле. А в успех украинских реформ, несмотря на все заверения властей, европейцы не верят. Так, в Еврокомиссии признали - Украина не достигла видимых результатов в вопросе борьбы с коррупцией, однако делает положительные шаги в реформировании системы государственного управления. Речь об этом идет в ежегодном отчете Европейской Комиссии о ходе реализации европейской политики соседства в Украине. "Что касается борьбы с коррупцией, положительных сдвигов в этом вопросе в 2010 году не наблюдалось", - сказано в отчете. Да и в других сферах наша страна тоже плетется позади. Так, получение финансовых траншей от ЕС предусмотрено, в первую очередь, за успехи по развитию демократии в стране. И в то же время в Украине происходят укрепление вертикали власти и суды над оппозиционерами, ситуация с правами человека - плачевна. "ЕС высказывает обеспокоенность по поводу снижения уровня уважения к основным свободам и демократическим принципам в Украине", - говорится в отчете о ходе реализации европейской политики соседства в 2010 году в Украине. Помимо этого, в документе высказываются опасения по поводу преследования журналистов. "В Киеве и регионах все чаще проводятся проверки помещений СМИ. Не было завершено расследование по поводу исчезновения в августе харьковского журналиста Василия Климентьева", - говорится в отчете.
Да и дело экс-премьер-министра Украины Юлии Тимошенко тоже не забыли. "ЕС внимательно наблюдает за последними событиями по делу Юлии Тимошенко и других членов бывшего правительства Украины. По просьбе Верховного представителя председатель делегации ЕС в Киеве поддерживает контакт с украинской властью в отношении последнего решения суда от 23 мая об аресте Тимошенко. Мы также выражаем нашу обеспокоенность предположениями о политической мотивации этих дел", - заявила Верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон. "Мы обращаем внимание на опасность провоцирования ощущения того, что судебные меры применяются избирательно, потому мы отмечаем важность гарантирования максимальной прозрачности расследований, судебного преследования и судебных процессов. Мы считаем эти принципы особо значимыми для страны, с которой мы намерены вступить в более глубокие договорные отношения, построенные на политической ассоциации", - отметила Эштон.
На фоне таких заявлений, говорить о каких-либо финансовых траншах со стороны ЕС Украине не приходится. Ведь они предоставляются тем странам, кто достиг наибольших успехов в демократизации и улучшении своего экономического положения. Большим претендентом на эти деньги является такая страна-сосед Европы, как Грузия. Тем более, ЕС всецело поддерживает нынешнее руководство этой страны. Так, в минувших беспорядках в Грузии Евросоюз взял сторону президента страны Михаила Саакашвили.
Таким образом, украинской власти не стоит надеяться ни на финансовую помощь, ни тем более на членство в ЕС. Да и захотят ли европейцы предоставлять членство той стране, которая утратила представителя в Европейском банке реконструкции и развития по своей расхлябанности. "Украина раз в два года назначала представителя в Совет директоров ЕБРР как акционер и второй после РФ получатель кредитов банка. Этот директор в Лондоне лоббирует наши интересы. Это не выборная должность - человека назначает правительство. На днях состоялось эпохальное событие: Киев никого не назначил", - сообщил "Экономической правде" источник в Кабмине. Теперь Украину представляет чиновник из Швейцарии… В условиях такого внимания к европейским проблемам говорить о том, что Украина сможет извлечь для себя из нового плана ЕПС, не приходится.
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас