Бензин горит желанием дорожать


Бензин горит желанием дорожать

"Укртранснафта" начала прокачку нефти марки Azeri Light по нефтепроводу Одесса-Броды для потребностей Дрогобычского (НПК "Галичина") и Надворнянского ("Нефтехимик Прикарпатья") НПЗ, сообщили в пятницу в Министерстве энергетики и угольной промышленности. Первая танкерная партия объемом 80 тыс. т поступила в Одесский морской торговый порт на прошлой неделе. Из них 60 тыс. т в течение мая получит Надворнянский, остальное - Дрогобычский НПЗ.

Поставки легкой нефти позволят увеличить загрузку нефтепровода Одесса-Броды и обеспечить бесперебойную работу украинских НПЗ, отметили в Минэнерго. До прошлого года трубопровод работал в реверсном режиме, прокачивая российскую нефть для последующей транспортировки по морю на рынки Южной Европы. Но с мая прошлого года прокачка прекратилась. В середине февраля Одесса-Броды заработал в аверсном режиме. Планируется, что до конца года по нему будет поставлено 10 млн т сырья в Белоруссию. Дрогобычский и Надворнянский НПЗ, как ожидается, в текущем году получат до 1,5 млн т каспийской нефти. "Это позволит стабилизировать ценовую ситуацию на рынке, поскольку стоимость топлива отечественных НПЗ ниже, чем у импортеров",- пояснил высокопоставленный источник в министерстве.

Оба завода контролируют структуры акционеров ПриватБанка Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова. В прошлом году Дрогобычский НПЗ переработал 372,9 тыс. т, а Надворнянский НПЗ - 189,9 тыс. т нефти. Но в этом году предприятия снизили переработку - в I квартале "Галичина" переработала 84,7 тыс. т (-44,2%), а "Нефтехимик Прикарпатья" остановил производство.

Пока переработка каспийской нефти нерентабельна и сырье закуплено для тестовой переработки, говорят в группе "Приват". "Мы посмотрим, какова будет себестоимость получаемых нефтепродуктов в будущем,- пояснил собеседник в 'Привате'.- Но при нынешних ценах на нефтепродукты убытки от переработки на западноукраинских заводах могут превысить $150 на тонну". Гендиректор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн отмечает, что НПЗ Западной Украины технически намного хуже предприятий "Укртатнафты", поэтому не могут производить нефтепродукты по низкой себестоимости и приемлемого качества.

По мнению аналитика консалтинговой компании UPECO Александра Сиренко, переработка нефти на этих НПЗ выгодна при средней розничной цене бензина Аи-95 12 грн за литр, тогда как сейчас она составляет 10,2 грн за литр. Летом с ростом потребления нефтепродуктов цены скорее всего вырастут, считает эксперт. "Но вряд ли до 12 грн, более реальный прогноз - 11 грн за литр. Очевидно, 'Приват' пытается хоть как-то загрузить простаивающие мощности",- говорит Сиренко. Группе сейчас сложно найти нефть для загрузки НПЗ, отмечает член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма: "После конфликта с 'Татнефтью' за долю в 'Укртатнафте' группа не может закупать российское сырье. А украинская нефть вся уходит на 'Укртатнафту', где глубина переработки выше".

Правда, есть еще один способ сделать переработку выгодной - отмена НДС на импорт нефти, закрытие путей для льготного импорта дизельного топлива и введение пошлин на ввоз нефтепродуктов, говорит Александр Сиренко. Все три инициативы в этом году активно обсуждались между нефтетрейдерами и правительством. В апреле импортеры подали в суд, препятствуя введению ввозных пошлин на нефтепродукты. Кроме того, они начали импортировать белорусский биодизель, экспорт которого из республики не облагается пошлиной, что привело к снижению объемов переработки нефти на украинских НПЗ на 53,2% по сравнению с апрелем 2010 года.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
В Контексте Finance.ua