Власти простили олигархам 24 миллиарда — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Власти простили олигархам 24 миллиарда

Энергетика
10479
Украинские парламентарии пошли на беспрецедентный шаг. 12 мая они приняли законопроект №8351, которым списали с предприятий топливно-энергетического комплекса долги за употребленные, но неоплаченные энергоресурсы в 1997-2010 годах. Долги списаны, в частности, с теплоснабжающих предприятий, облгазов, "Нефтегаза" и его "дочерей".
Кроме того, Верховная рада приняла законопроект №8352, которым списываются налоговые долги "Нефтегаза" и его "дочерям", а также отдельные долги облгазов. Списанию подлежат штрафы и пени по НДС во время растаможивания газа, налоговые долги облэнерго перед бюджетом на 1 января 2011 года.
В целом этим структурам "прощены" 24 миллиарда гривен. При этом власть забыла списать долги с простых украинцев.
"Более 90% списаний касается предприятий государственной, коммунальной или частично коммунальной и государственной собственности. Мы разрешаем проблему, чтобы эти долги не были переведены на население через включение в тарифы", - говорит "регионал" Владимир Олийник.
Много депутатов далеки от понимания проблемы, убеждены эксперты. "Половина народных избранников до конца даже не знала, за что они голосуют. Половина понимала, кто и когда заработал", - сказал "Экономической правде" эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.
Он напомнил, что закон №8351 предусматривает списание 7,402 миллиардов гривен долга, пени и штрафов облгазов перед структурой НАК "Газом Украины".
"Речь идет о реструктуризации долгов облгазов за счет других средств. Сегодня пеню взимают с тех, кто платит за газ, то есть с населения. Получается, вы должны полностью оплатить за газ, однако владелец облгаза может не платить - ему все сойдет с рук", - сказал "ЭП" министр экономики оппозиционного правительства, экс-глава ФГУ Александр Бондарь.
По мнению эксперта по энергетическим вопросам Александра Нарбута, это прямое лоббирование интересов владельцев облгазов.
В Украине есть 55 газоснабжающих компаний, в 19 из них "Нефтегазу" принадлежат контрольные пакеты, в 22 - блокирующие пакеты, в 14 - менее 25%.
Львиную долю облгазов, около 21, контролирует бизнесмен Дмитрий Фирташ, в том числе - "Львовгаз", "Ивано-Франковскгаз", "Винницагаз", "Черновцыгаз", "Ривнегаз", "Черниговгаз", "Житомиргаз", "Хмельницкгаз", "Запорожгаз", "Николаевгаз" и "Днепропетровскгаз".
"Основной долг - облгазов. Большую часть этих компаний, которые "сидят" на хороших финансовых потоках, контролирует Фирташ. До 75% топлива, который поставляют облгазы, идет через его предприятия", - сказал Корольчук.
Он добавил, что Фирташ строит своеобразный холдинг из облгазов для перепродажи. По информации прессы, недавно миллиардер зарегистрировал новую структуру - ООО "Региональная газовая компания" для контроля и управления гороблгазами, контролирующими 75% газораспределительного рынка страны.
Поскольку законодательство запрещает концентрацию такой доли рынка в одних руках, то управлять облгазами компании придется пока еще неофициально.
"Фирташ списал все долги и уже создает газовый холдинг. Они туда все это собирают, приводят в определенный порядок и говорят, что он наверное продаст или сдаст холдинг "Газпрому", - добавил Корольчук. Как известно, "Газпром" давно положил глаз на внутренний рынок Украины.
Кстати, русский монополист уже работает в Великобритании и Франции. "Одно дело, когда в Великобританию он поставляет 2 миллиарда кубометров газа, а здесь он будет поставлять 15 миллиардов кубометров", - подчеркнул Корольчук.
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту №8351, из предприятий коммунальной энергетики списывается 4,916 миллиардов гривен долга с пеней и штрафами за использованный газ в 1997-2010 годах.
"В законе всех цифр нет, они за кадром. В конечном счете, объем этих списаний может быть скрыт от общественности. Порядок списания определяется не законом, а Кабинетом министров", - заметил Нарбут.
Эксперты не сомневаются, что данный закон поможет выгоднее сдать коммунальную энергетику в концессию.
"При росте доходов украинцев ЖКХ станет золотым дном. Похоже, данный закон поможет зачистить долги теплоэнергетики перед концессией. Возможно, будут приниматься законы о приватизации отдельных теплокомуненерго, которые обеспечивают теплом крупные города", - говорит Корольчук.
В пояснительной записке сказано, что долги накопились в результате "объективных причин, которые не позволяли выполнять договорные обязательства". Эксперты рынка имеют несколько другое объяснение.
"Коммунальная энергетика пополняет бумажники кланов, которые поставили туда свой менеджмент. А они, как никто, знают, как управлять, чтобы в их карманах сальдо было всегда положительным", - подчеркнул Нарбут.
В целом из облгазов и предприятий теплоснабжения списано 12,3 миллиардов гривен долга за газ перед "Газом Украины", то есть перед "Нефтегазом".
"Это попытка одним махом все списать, но это переводится на расходы "Нефтегаза". Переводится своеобразно - путем наращивания уставного капитала и заимствований "Нефтегазом", - подчеркнул эксперт.
Кроме того, закон списывает с облэнерго 1,008 миллиардов долгов перед ГП "Энергорынок" за электричество. С учетом будущей продажи госпакетов акций в размере 25-50% восьми из девяти энергоснабжающих компаний, этот шаг выглядит логическим с точки зрения увеличения их привлекательности.
Однако, если принять во внимание, что рынком электроэнергии, в частности, интересуются Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, братья Суркисы и Константин Григоришин, то этот шаг с точки зрения интересов государства объяснить чрезвычайно сложно.
По оценкам эксперта по энергетическим вопросам Владимира Сапрыкина, ежегодный объем рынка облэнерго составляет около 40 миллиардов гривен.
В свою очередь, 1,008 миллиардов гривен долга "Энергорынка" списывается перед производителями электрической энергии. Также с этого ГП списывается 861,4 миллионов гривен долга перед предприятиями по передаче электроэнергии электросетями, 310,5 миллионов гривен - перед фондом ветроэнергетики.
В пояснительной записке отмечается, что источником погашения этого долга может быть увеличение тарифа или целевая надбавка к тарифу. "Идти этим путем нецелесообразно, потому что это увеличит общую цену на электрическую энергию для конечных потребителей", - подчеркивается в документе.
Но государство не может за счет бюджета вечно дотировать промышленность, говорят эксперты. Тарифы нужно привести к экономически обоснованному уровню, который будет побуждать бизнес вкладывать в модернизацию и экономию.
Списывая десятки миллиардов долгов для улучшения жизни большого бизнеса уже сегодня, государство, однако, не списало долги за тепло, газ и электроэнергию населению. Даже больше - эти средства должны направляться облгазами, тепловиками и облэнерго на выполнение инвестиционных программ.
Юрий Винничук
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас