Горизонты минсырбазы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Горизонты минсырбазы

Казна и Политика
476
После майских праздников на подпись Президенту ушла утвержденная парламентом программа развития минерально-сырьевой базы Украины на период до 2030 года. Срок действия предыдущей такой программы истек в 2010. О ее выполнении (или, вернее, невыполнении) никто так и не отчитался. Но это не помешало депутатам строить очередные грандиозные планы на предстоящие 20 лет.
Преамбула
Финансовый вес свежеутвержденной программы - более 189 млрд грн. Правда, основная нагрузка упадет не на бюджет (с него причитается только 26,1 млрд грн.), а на другие источники, прежде всего на частных инвесторов. Прилагаемый к программе ориентировочный график капиталовложений построен по нарастающему принципу. Первые два года (2011-2012) - это как бы раскачка. Объем ежегодных инвестиций планируется на уровне чуть больше 6 млрд грн. (из них по 800 млн грн. с хвостиком из бюджета). На следующем этапе (2013-2020) он должен превысить уже 8 млрд грн. в год, на последнем (2021-2030) - более 11 млрд грн. Свыше 90% этих средств (176,3 млрд грн.) предполагается направить на увеличение запасов нефти и газа.
Специалисты из других отраслей имели претензии и к старой программе за ее явный углеводородный крен. Но в новой он стал куда заметнее. Раньше нефтегазоразведчикам удавалось перетянуть на себя лишь 70% финансового одеяла этой программы. Другое дело, что одеяло оказалось во многих местах сотканным из воздуха. Ожидаемого финансирования, ни государственного, ни частного, недропроходцы так и не получили.
Не получили, несмотря даже на то, что предыдущая программа была гораздо скромнее - и по срокам, и по издержкам. Она была принята в начале 2006 года и охватывала лишь ближайшую пятилетку. На ее воплощение в жизнь депутаты решили выделить чуть менее 9 млрд грн. Сегодня размах у Верховной Рады явно шире. Те же 9 млрд грн. должны быть освоены уже до конца 2012, т. е фактически за полтора года. Впрочем, бумага стерпит какие угодно цифры. А вот запасы газа, угля, руды от этого в стране вряд ли увеличатся. Для этого расширение сырьевой базы должно стать инвестиционно привлекательным бизнесом. Но в Украине, например, до сих пор так и не заработало ни одно соглашение о разделе продукции. Без прозрачности же в сфере недропользования потенциал отечественных недр может так и остаться нераскрытым.
А он ведь действительно высок. Как отмечено в преамбуле новой минерально-сырьевой программы, 48% промышленного производства страны и до 20% ее трудовых ресурсов связаны с добычей и использованием полезных ископаемых. При этом на Украину приходится примерно 9% мировой добычи марганцевых руд, 4,5% железорудных, по 4% урана, титана, циркония, графита, 18% каолина, 1,7% каменного угля. Но из-за хронического недофинансирования объемы геолого-разведывательных работ за последние 15-20 лет сократились в 3-4 раза и прирост запасов большинства стратегических видов ископаемых уже не успевает компенсировать их добычу. Получается так, что Украине приходится ввозить даже то сырье, которое в начале 1990 годов она сама экспортировала в достаточно больших объемах, например ту же серу.
Весьма логичным и своевременным выглядит депутатское напутствие, чтобы в течение 5 первых лет действия программы не менее 15% средств, предусмотренных ее сметой, направлялись на обновление геологического оборудования. Ведь если отсутствие прозрачной законодательной базы - это главный политический тормоз в разработке украинских недр, то устаревший парк буровых станков - тормоз технологический.
Нынешняя редакция программы развития минерально-сырьевой базы от предыдущей существенно отличается и тем, что ее разработчики постарались распределить все имеющиеся в стране полезные ископаемые по четырем группам - А, Б, В, Г, в зависимости от их важности для экономики. В премиум-категорию А вошли те виды минерального сырья, разведанные запасы которых достаточно велики, а их добыча в сжатые сроки может принести значительные поступления в бюджет, в т.ч. валютные. Это - нефть, газ, уголь, уран, титан, железные и марганцевые руды. На них и остановимся подробнее.
Энергоносители
О газе и нефти говорилось уже выше. Ударные силы планируется бросить на укрепление энергетической независимости страны именно на этом направлении. За 20 лет ожидается прирост запасов природного газа на 2056,8 млрд куб. м, а нефти с конденсатом - на 538,6 млн тонн. Получается более 100 млрд куб. м газа и более 25 млн тонн нефтяного сырья в год, что в 5-6 раз опережает нынешние объемы добычи. При этом основной зоной поиска ожидаемо станет украинский шельф, где вероятность обнаружения новых запасов углеводородов гораздо выше, чем в других нефтедобывающих регионах страны. К примеру, в восточных областях уже извлечено из недр около 54% начальных ресурсов нефти и газа, в западных - 48%, тогда как на шельфе лишь 4,4%. Угольный метан и сланцевый газ в число перспективных энергоносителей не попали. На первый в программе выделено немногим больше 400 млн грн. Тем не менее уже к 2020 ожидается выход на годовой уровень добычи угольного метана в 8 млрд куб. м, к 2030 - 16 млрд куб. м. Сланцевый газ вообще не удостоился отдельной бюджетной строки. Хотя в тексте документа говорится о необходимости оценить его прогнозные и перспективные ресурсы на Украинском кристаллическом щите, в регионах Волыно-Подолья и Причерноморья, а также о реализации одного пилотного проекта по разведке и добыче этого энергоносителя на самом перспективном из выявленных месторождений.
Ярким примером прогрессирующих проблем в украинском недропользовании служит ситуация с каменным углем. С одной стороны, уголь - это единственный энергоресурс, которого потенциально достаточно для полного обеспечения всех отечественных нужд, с другой - Украине приходится его частично импортировать. В последнем случае речь идет о коксующихся углях для металлургов и углях газовой группы для тепловых электростанций. По состоянию на начало 2010 года, суммарные ресурсы угля в стране (балансовые, внебалансовые, прогнозные) оценивались в 117,2 млрд тонн, а разведанные запасы - в 56,25 млрд тонн, из них 17,21 млрд тонн - коксовые марки, 7,6 млрд тонн - антрацит. К 2030 году намечено прирастить эти запасы на 572 млн тонн (т.е. по 25 млн тонн с хвостиком за каждый год). Но, во-первых, это не так и просто, поскольку угольные месторождения страны характеризуются сложными условиями залегания, тонкостью пластов и высоким содержанием серы, а шахтный фонд - высокой степенью износа. А во-вторых, это не так уж и много. В 2010 году в стране добыто около 75 млн тонн угля. На днях Президент Виктор Янукович заявил, что надо выйти на 100-миллионный уровень добычи и его поддерживать. Получается, что и в производстве отрасль должна будет прибавить те же 25 млн тонн годовых.
Уран, согласно таблице Менделеева, относится к металлам, но по своему применению он намного больше ценится в ТЭК, чем в ГМК. Украина обладает целой россыпью урановых месторождений, преимущественно в Кировоградской и Днепропетровской областях. Но те, что находятся в разработке, бедны по содержанию и требуют обогащения, что соответственно повышает себестоимость конечного продукта. Те же, что в резерве - не так велики по объемам, зато их много. Ряд из них программа предлагает готовить к вводу в эксплуатацию. В частности, это Апрельское, Партизанское, Кировское и Летнее месторождения в Кировоградском ураново-рудном бассейне и Новогурьевское с Криничанским в Днепропетровской области. Кроме того, на базе Сафоновского месторождения в Николаевской области планируется апробировать метод кислородо-содового обогащения уранового сырья, являющийся более щадящим для окружающей среды.
Металлы
Объем прироста запасов железорудного сырья до 2030 года предусмотрен в программе почти на 7,5 млрд тонн. В основном он будет достигнут за счет поисковых работ на перспективных площадях Среднего Побужья, а также доразведки месторождения Сухая Балка. Причем и обойдется все это сравнительно недорого - немногим более 200 млн грн. Правда, открыть залежи - еще не означает их достать. Как и в угольной промышленности, и в нефтянке, за 130 лет выработки наиболее доступные железорудные месторождения себя уже исчерпали. А баланс имеющихся запасов перегружен нерентабельными ресурсами и требует переоценки.
В сегменте марганцевых руд положение Украины еще устойчивее, чем в железорудном. По объемам общих запасов марганцевосодержащих ископаемых наша страна занимает второе место в мире после ЮАР, по объемам подтвержденных запасов - первое. Самый большой в мире бассейн марганцевых руд - Никопольский - тоже находится в Украине. Тем не менее структура этих запасов и технология их обогащения не позволяют в полной мере покрыть нужды отечественной металлургии в высших сортах марганцевых концентратов, прежде всего малофосфористых. Одним из способов решения этой проблемы в программе видится освоение Федоровского месторождения марганцевых руд, расположенного вблизи Никопольского бассейна. Согласно предварительным оценкам тамошнее сырье пригодно для обогащения с целью получения высококачественного концентрата (с содержанием Mn до 49%), а также для производства металлического марганца. Помимо этого, в программе рекомендуется сосредоточить внимание еще на двух богатых марганцем ареалах - это участки в междуречье Ингул-Ингулец и Костромской участок в Днепропетровской области.
Третьим металлическим козырем Украины авторы программы считают титан. Сегодня в стране выявлено свыше 40 месторождений титана, одно из которых уникальное, 13 больших и 10 средних. 7 месторождений находятся на разных этапах промышленного освоения. Иршанский ГОК в Житомирской области и Вольногорский в Днепропетровской суммарно могут производить до 700 тыс. тонн ильменитового (титанового) концентрата в год. И сырьевой базой они обеспечены на много лет вперед. К промышленной эксплуатации на Житомирщине уже подготовлено большое Стремигородское месторождение и расположенное рядом Федоровское (несколько скромнее по запасам). Их изюминка в том, что наряду с титановым концентратом здесь предполагается добывать и дефицитный апатитовый концентрат, а также редкие металлы - ванадий и скандий.
В отношении добычи других редкоземельных металлов, а также цветных и драгоценных, разработчики программы также настроены оптимистично. Кроме того, значительное внимание в документе уделено и неметаллическому сырью для нужд украинской металлургии (это плавиковый шпат, флюорит, бентонитовые и тугоплавкие глины, каолины, графит и т.п.). Но нужно четко понимать, что закон о развитии отечественной минерально-сырьевой базы имеет не более чем рекомендательный характер. Депутаты проголосовали за него своими карточками, но гораздо важнее дождаться того, кто проголосует за него капиталовложениями.
Олег Дорожовец
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас