Батраки на собственной земле — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Батраки на собственной земле

Аграрный рынок
2311
Заводы и фабрики раздали рабочим, однако дивиденды получает совершенно иная социальная группа. Приватизация земли не обогатила крестьян: с мотыгами и косами они оказались неэффективными собственниками. Сравнительно честный способ избавить их земельных паев - покупка. Однако до сих пор никто не решался выбить у крестьян почву из-под ног. Наконец подготовка к земельной реформе началась.
"Наш последний бастион"
Президент Виктор Янукович в декабре прошлого года поставил перед Кабмином задачу срочно завершить аграрную реформу, создав полноценный рынок земли. Чиновники немедленно принялись писать новые законы для народа и уже в феврале обнародовали аж 5 судьбоносных документов. Главные из них - "О государственном земельном кадастре" и "О рынке земель". Причем последний законопроект (назывался он "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения") разрабатывали в Министерстве аграрной политики и продовольствия, однако инициативу вдруг перехватило Государственное агентство земельных ресурсов (бывший Госкомзем). Настораживает, когда государственное учреждение сначала готовит закон, а потом его выполняет.
В условиях тотального недоверия к власти трезвым чиновникам нечего и мечтать о масштабные реформы. Где дискуссия вокруг проекта закона "О рынке земель"? Где всенародное обсуждение? Почему крестьянину реформу спускают сверху, не спросив его мнения? Такие вопросы вызывает та спешка, с которой власть предпочитает запустить механизм продажи сельскохозяйственных угодий.
"Назад дороги нет. Принят Земельный кодекс, в котором четко сказано, что реформа должна закончиться рынком земли", - говорит министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк.
Ждите: а она уже началась? когда? что сделано? Украина еще не выполнила элементарных требований Всемирной организации торговли относительно сельскохозяйственного производства, которые брала на себя. В Украине не реализовано должным образом ни одной программы поддержки аграриев. Повсеместные проблемы с лизингом, агрострахованием, кредитами. Создана система, при которой наибольшие прибыли получают посредники и трейдеры, а не производители. Вследствие всех этих реформ Украине приходится покупать за рубежом не только бананы и финики, но и гречку, чеснок, масло, молоко, сало, мясо. А продать, кроме земли, на самом деле ничего.
Председатель Верховной Рады Украины Владимир Литвин считает, что на первом этапе реформы пашню вообще нельзя свободно продавать. "Земля - ​​это, если хотите, наш последний бастион", - добавил В. Литвин в интервью журналистам.
Как бы там ни думали, а продажа земель сельскохозяйственного назначения начнется с 1 января 2013. Почему? "Пока Верховная Рада примет этот закон ("О рынке земель"- ред.), пока мы проведем инвентаризацию земель, примем соответствующие постановления, думаю, пройдет полтора года", - прогнозирует заместитель председателя Государственного агентства земельных ресурсов Николай Калюжный. По его словам, народные депутаты примут закон "О рынке земель" уже в первом квартале 2011 года.
Согласно проекту документа, земли могут покупать только граждане Украины, юридические лица, государственное специализированное учреждение и территориальные органы местного самоуправления. Такого права лишены иностранные граждане, лица без гражданства, предприятия, основанные с участием иностранных физических и юридических лиц, иностранные юридические лица и иностранные государства. После закулисной возни М. Калюжный вышел на пресс-конференцию и объявил: "Из проекта закона мы исключили положение о возможности покупки земель сельскохозяйственного назначения юридическими лицами. Только граждане Украины смогут приобретать право собственности".
Не будем гадать, что из документа еще выпадет и что появится, пока лоббисты сформируют окончательную редакцию. Сейчас предусмотрено: если земля попадет в иностранные руки, владелец должен будет ее продать в течение года. Не сделает этого добровольно, торги проведут принудительно.
Государство планирует создать Фонд земель сельскохозяйственного назначения. Кому он будет подчиняться, из законопроекта не понятно: очевидно, Кабмину или Министерству аграрной политики и продовольствия. Фонд будет покупать земельные участки у граждан, он займется 3 млн. га земли, на которые крестьяне до сих пор не оформили права собственности.
Министра аграрной политики и продовольствия Присяжнюк распространяется о будущем Аграрном банке, который "будет выдавать дешевые кредиты сельхозпроизводителям". Эта идея не нова: 1882 года правительство Российской империи учредило Крестьянский поземельный банк, заложив в его уставный фонд миллиона рублей. Где вещи, земли он покупал вдвое дороже рыночных цен, а кредиты предоставлял под 2,9-4 процента сроком от 13 до 55,5 года. В Дворянском поземельному банке можно было взять заем на 66,5 года под 5 процентов годовых. Интересно, на Крестьянский или на Дворянский будет равняться вновь сотворенный Аграрный банк? И кто будет отвечать за успешность реформы? Петр Столыпин, вы где?
О предпосылках преобразований на селе журналистам честно рассказал начальник отдела урегулирования земельных и имущественных отношений Минагропродовольства Александр Кузнецов: "Земельная реформа не сопровождалась комплексом работ государственного землеустройства, не осуществлялись мероприятия по формированию минимально неделимых полей, а также не создавались механизмы рационального использования и охраны почв".
Дальнейшие высказывания чиновника заставили смутиться представителей СМИ: "Украина - единственное государство в мире, которое якобы подарило землю миллионам граждан, насильно выдав им госакты. Оно само придумало, сколько земли дать, само написало, сколько в среднем это стоит".
Бюрократическая душа не стремится расплачиваться с крестьянами, чьих предков раскулачили, а земли забрали в колхозы. Еще за реформой 1861 года помещики были вынуждены половину своих угодий отдать в пользование бывшим крепостным. Размеры душевых наделов зависели от площади помещичьих владений. Так, в Херсонской губернии размер надела составлял от 3 до 12, в Полтавской - от 2,75 до 4,50 десятины (десятина равнялась 1,09 га), а это несколько больше, чем при распаевании колхозных земель. А. Кузнецов, очевидно, намекает на то, что тогда крестьянину нужно было выкупить свой пай у помещика. Вспомним: царю удалось создать реальный механизм купли-продажи земли крестьянами, в результате чего возникло широкая прослойка крепких хозяев. Кто сможет купить землю в нынешних условиях? Неужели крестьянин?
Или пан, или пропал
Похоже, что в Украине воцарится стихийный рынок земли, ведь так называемое "государственное специализированное учреждение" будет регулировать оборот только государственных земель сельскохозяйственного назначения, которых в действительности немного. При этом полномочия учреждения законодательно не выписаны - их будет определять Кабмин по своему усмотрению.
Будущие латифундисты потирают руки: размер угодий, которыми может владеть один человек, фактически не ограничивается. Такие нормы должно установить правительство, учтя "особенности соответствующего региона". Вместе с тем не дается определение термина "регион". Интересно, а если богач захочет приобрести почвы в нескольких регионах? Законопроект не дает ответа на этот вопрос.
Политика цивилизованных стран в земельной сфере направлена ​​прежде всего на то, чтобы не допустить ни избыточного измельчения, ни значительной концентрации участков в одних руках. Например, в Польше запрещено иметь хозяйство, площадь которого превышает 300 гектаров. Хотя и нет законодательных ограничений, однако лицензионные условия сдерживают рост землевладений. В США определен максимальный объем дотаций для фермера, а без государственной поддержки расширение хозяйства теряет экономический смысл. Крупнейшие фермерские владения в США обычно не превышают 800 гектаров.
Делегация Министерства аграрной политики изучила опыт работы французского агентства по регулированию рынка земли "Safer". Его задача - содействовать начинающим фермерам, желающим приобрести землю. Кстати, во Франции для этой цели можно взять кредит под 2 процента годовых. В Украине, как известно, условия кредитования слишком обременительны как для крестьян, так и для фермеров. Доказано 20-летней практикой: без финансовой поддержки фермерские хозяйства не множатся. Поэтому главными покупателями черноземов станут толстосумы, живущих в городах, а то и за рубежом. Такая политика еще больше опустошила села.
Механизм ценообразования должен обезопасить рынок и от демпинга, и от спекуляций. В законопроекте записано: "Минимальная цена для земель государственной собственности должна соответствовать экспертной оценке". Случайно здесь не упомянуты земли частной собственности? Если пробел не заполнить, крестьяне останутся голыми и босыми, потому что не получат за 1 гектар и 11 тысяч гривен, среднюю нормативную стоимость.
Прежде чем начать реформу, чиновников следовало бы приучить соблюдать действующие законы. В прошлом году больше всего злоупотреблений правоохранители зафиксировали как раз в сфере земельных отношений: около 2,7 тысячи преступлений раскрыли, а еще больше, вероятно, прошло мимо их внимания. К уголовной ответственности привлечены 1,4 тысячи должностных лиц. За незаконные операции с землей дают самые большие взятки и почему-то маленькие сроки заключения. Кстати, народные депутаты недавно отменили ранее одобренный пакет антикоррупционных законов.
Власть не смогла навести порядок с арендой, а уже берется продавать пашню. Так, арендная плата принимается равным 3 процентам от стоимости земельного участка. Однако арендаторы пренебрегают этой нормой да еще расплачиваются преимущественно натурой. Согласно официальной статистике в прошлом году на Волыни арендная плата за 1 гектар пашни составляла 272 гривны. Вот такой выгоду имели украинские землевладельцы.
Скажем, в США закон определяет 8 вариантов арендной платы. Фермер может выбрать один из них - плата в любом случае составит от 5 до 10 процентов стоимости земли. Во Франции этот показатель равен около 6 процентам.
Введение купли-продажи земли зачастую мотивируется тем, что, мол, уже давно существует "черный" рынок, на котором у крестьян за бесценок скупают паи. Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко предложил простой и одновременно действенный способ решения проблемы: "Когда придет нормальная власть, землю (селянам. - ред.) будет легко вернуть. Все эти доверенности, кредитные соглашения, которыми соблазняют ныне крестьян, чтобы забрать их землю, будут одним голосованием в Верховной Раде сведены на нет".
По словам народного депутата, иностранный капитал не упустит возможности хоть косвенно скупить украинские черноземы. Говорят, что некоторые богатые страны уже накопили огромные фонды, используют для покупки сельскохозяйственных земель. Из-за изменения климата в мире стремительно сокращаются площади посевов: наступают пески, выгорает почва. Поэтому продовольственная проблема все обостряется.
Арабский эмират Катар выразил намерение купить в Украине сельхозугодья. Со временем количество таких предложений будет расти. В феврале в Украине находился министр туризма Израиля Стас Мисежников, он также интересовался у Премьер-министра Николая Азарова земельной реформой. Как известно, на Земле Обетованной живет немало выходцев из Украины, которые "забыли" сдать паспорт с сине-желтым флагом, поэтому будут иметь право приобрести угодья. Иностранцы из далеких и близких стран охотно покупают наши сельхозпредприятия, имеющих соглашения долгосрочной аренды земельных паев. В арендаторы начали записываться сомнительные дельцы, которых ранее сельхозпроизводство не интересовало: они будут иметь приоритетное право покупки земли, в обход аукциона.
Между тем крестьяне вынуждены платить большие деньги за "бесплатную" приватизацию приусадебных участков. Направляя людей в частные фирмы для оформления документов, государство ссылается на нехватку специалистов, транспорта и т.д. Конечно, бедняк примет первое же предложение продать свой пай, который ему не обработать без дешевого кредита. А продав к вчерашнему покупателю.
Арабы за нефтяные доллары перекупают по всему миру стратегические предприятия, недвижимость, угодья, а сами на своей земле ничего не продают. Скажем, в Дубае недвижимость могут приобрести только граждане ОАЭ и братских стран Персидского залива. Всем остальным разрешается покупать только право аренды жилья сроком на 99 лет. Чувствуете разницу?
Получить кругленькую сумму наличными - хорошо. Когда-то так думала и эмиратское правительство, раздавая гражданам ОАЭ доллары, заработанные на продаже нефти. И дармовые деньги шли прахом. Тогда средства стали перечислять на персональные счета эмиратцев, а когда накапливалась значительная сумма, строили виллу. Если хозяин не хотел переселяться в новое жилье, государство сдавало виллу в аренду, вновь пополняя его счет.
Возможно, украинскому государству следует перенять опыт ОАЭ? В отличие от нефти черноземы всегда будут в цене
Юрий Поташний
По материалам:
FundMarket
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас