Что спасет рейтинг власти? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что спасет рейтинг власти?

1082
Новое руководство страны находится при власти не так уж и долго, но завоевать за это время стабильную популярность ему не удалось. Напротив - рейтинги и президента персонально, и правящей партии в целом серьезно просели. А переход к предвыборному "режиму" уже не за горами.
Стремительным разочарованием украинцев во вновь обретенных правителях удивить трудно. Как и подавляющее большинство политиков, нынешние власть предержащие перед выборами не стесняли себя в обещаниях, но не сумели или не захотели выполнить многие из них. Пренебрежение пунктами собственной программы, взятие курса на довольно абстрактные цели, неочевидное для многих "улучшение жизни уже сегодня" сыграли с Виктором Януковичем почти такую же злую шутку, что и с нерешительным на первых порах Виктором Ющенко. В феврале 2010 года за лидера ПР проголосовали 48,95 процента пришедших на участки избирателей. И пусть часть этих голосов была дарована будущему главе государства по принципу "от противного", вряд ли в резком падении популярности гаранта такой факт сыграл весомую роль. Уже весной 2011-го результаты редкого соцопроса давали президенту возможность преодолеть двадцатипроцентный барьер. Не лучшим образом обстоит ситуация и с рейтингом правящей партии.
По данным социологической службы Центра Разумкова, за год (в период с апреля по апрель) гипотетическая электоральная поддержка ПР сползла с почти сорока процентов до неполных шестнадцати. Итоги подсчетов других исследователей принципиально не отличаются. Социологи настаивают: сейчас Партию регионов поддерживают 13-17 процентов от общего числа респондентов (конечно же, если отмести не определившихся или не желающих голосовать - цифры приобретают более приятный для политсилы вид). И тут же предупреждают - "еще не вечер", и положение дел может ухудшиться.
Экономическая ситуация, стабильность которой заметна далеко не каждому; рост цен и тарифов; декларация реформ, одна часть которых месяцами задерживается на бумаге, а другая - вызывает резкие протесты уже на стадии подготовки к реализации; гибкий внешнеполитический курс (раздражающий сторонников четких парадигм "Или на Восток, или на Запад") и не слишком гибкий - внутриполитический - причин для того, чтобы действия руководства страны сталкивались со все большим неодобрением "источника власти", существует немало. "Если экономическая политика не изменится... никто не сможет сказать, остановится ли партия (ПР, - "Подробности") на 15 процентах - они могут набрать 3-5 процентов, как это происходило с бывшими партиями власти", - допускал еще в феврале 2011 года директор социологической службы Центра Разумкова Андрей Быченко, когда рейтинг ПР к 15-процентной отметке еще только собирался приблизиться. Даже меньшие колебания популярности возможно, малозначимы, если нацеленная на реформы власть готова "сделать свое дело" и уйти. Но пока непохоже на то, что ПР готова следовать путем самоотречения. А до следующих парламентских выборов осталось меньше полутора лет.
Спасать тающий рейтинг главная политическая сила в стране может разными способами. На поверхности лежит самый логичный - завоевывать популярность народа "добрыми делами" - как вариант, все теми же реформами. Можно предположить, что руководство страны действительно собирается выполнять свои обещания в пределах того 21 направления трансформации реальности, о которых говорит президент - хотя для украинских политиков это не самый стандартный вариант поведения. Но тут же следует учитывать, что заметная часть тех реформ, которые анонсировала власть, вряд ли обеспечит сиюминутный и стабильный рейтинговый результат. Сильные страны сей это, похоже, понимают: недаром гарант предупредил народ, чтобы раньше 2012 года тот на позитивные изменения не слишком рассчитывал. Вот и получается, что стратегический курс на реформы не очень помогает в достижении тактического результата. А, значит, нужно пользоваться другими инструментами?
Пока судьба реформ неведома, рейтинговое подспорье для властного лагеря могут обеспечить различные методы, как "идеологического", так и "технического" характера. К первой категории можно отнести все богатство средств, позволяющих своевременно отвлечь население страны от насущных проблем и переключить его внимание на выяснение деталей популярных "нематериальных" вопросов. Делать это можно разными способами, и многие из них ныне правящая сила уже давно освоила.
Кроме настойчивых обещаний перемен (и своевременных объяснений - почему они все-таки не происходят) и попыток развлечь страну мечтами о "Евро-2012" власть имущие при желании могут попытаться "накачать" рейтинг при помощи вечных противоречий. Неплохим примером такой тактики служит разгорающийся скандал по поводу того, какого цвета стяги должны украшать города и веси в День победы. Животрепещущий вопрос прошел через парламент, отправился к президенту, в очередной раз ударил по линии идейного раскола между двумя частями страны, и попутно дал возможность высказаться неравнодушным политикам из различных лагерей. Как информационный повод "цветовой" вопрос заметно оживил обычно увядающую к длительным праздникам политическую жизнь. Да и обсуждать его всяко интереснее, чем рост цен на продукты...
Среди подобных проверенных раздражителей достойное место занимают и отложенная в долгий ящик новая версия закона о языках, и ряд гуманитарных инициатив Министерства образования, науки, молодежи и спорта... Трудно назвать подобное поведение ориентированным на благо страны в целом, но порадовать радикально настроенных избирателей ПР и убедить их еще разок проголосовать за партию, пытающуюся отстаивать нужные интересы, - можно попробовать. Другой вариант успешного использования парламентских возможностей - принятие законов, которые не разъединяют, а наоборот - объединяют нацию. В нашем государстве к числу таковых традиционно относится категория нововведений социального характера. Повысить соцстандарты, увеличить какого-либо рода выплаты, пообещать еще большую заботу о незащищенных слоях населения - из года в год предвыборные выстрелы из этого оружия попадают в цель. А то, что подобные инициативы нередко вписываются в рамки того популизма, в котором сегодняшняя власть неоднократно обвиняла вчерашнюю - это уже детали.
Еще один путь умелого использования парламентского инструментария не всегда помогает улучшить репутацию партии в целом, но может послужить на благо имиджа ее верхушки - в украинском случае - в первую очередь президента. Такой уже не совсем "идейный", но еще не полностью технический сценарий был опробован на Налоговом кодексе. Сначала депутаты (и нередко с подачи правительства) предлагают, а то и принимают не устраивающий общество законопроект. А затем глава государства пресекает инициативу своего окружения на корню - то ли накладывая на "закон отпущения" вето, то ли просто предлагая свои поправки, или, в случае ранней реакции общества, и вовсе предпринимает превентивные меры и отзывает проблемные варианты, как это случилось с проектом пенсионной реформы.
Схожим методом перекладывания ответственности за происходящее в стране с одной головы на другую власть имущие могут руководствоваться и при решении актуальных кадровых вопросов по схеме "Царь хорош - бояре плохие". "У нас сейчас один ответственный, один человек, который всех назначает - Янукович. А он пытается абстрагироваться от этой, им же выстроенной, вертикали: вот я - добрый царь, я все решу", - поясняет в интервью "ЛІГАБізнесІнформ" директор фонда "Демократические инициативы" Ирина Бекешкина. Так, к концу апреля в украинском политикуме начали все активнее распространяться слухи о том, что в ближайшие месяцы правящую силу ожидает заметное претряхивание с поиском виновных и образцово-показательным наказанием причастных. При этом общее намерение может принимать разные формы. Например, в середине апреля премьер заговорил о возможности привнесения в нормы партийной дисциплины антикоррупционной составляющей... Но с неусыпным вниманием специалисты, скорее, ждут более показательных операций "Президентский гнев", в результате которых своих кресел могут лишиться высокопоставленные чиновники, вплоть до членов Кабмина.
Выгодным в имиджевом отношении начинанием может оказаться не только чистка рядов, но и привлечение специалистов со стороны. Попытки сотрудничать пусть не с непримиримыми идеологическими врагами, но хотя бы с представителями других лагерей демонстрирует открытость власти и ее готовность к компромиссу, которые играют на руку в условиях падения рейтингов, и особенно актуальными станут в преддверие выборов по смешанной системе. И пусть такие кадровые решения не всегда будут восприниматься однозначно (как в случае с назначением Виктора Ющенко куратором "Мистецького арсеналу"), зато при необходимости они послужат рекламой беспристрастности властей - достаточно вспомнить, как именно представители ПР объясняли возвращение на Банковую Марины Ставнийчук.
Однако обеспечить относительно безоблачное будущее правящего лагеря при необходимости можно не только попытками поднять рейтинг, но путем "технической" минимизации рисков. Власти могут сосредоточиться на различных путях "обезвреживания" оппозиции, теми или иными способами пытаясь вытеснить ее на маргинес. Чаще всего как пример такой тактики рассматриваются череда уголовных дело против высокопоставленных чиновников времен правления Юлии Тимошенко - с экс-премьером во главе. Так же показательно выглядит и недавняя попытка главы парламентской фракции ПР Александра Ефремова связать гражданскую активность в стране с происками "внешнего инвестора", готовящего в Украине революцию.
Не менее, а, вероятнее всего, более удобным с позиции правящей силы вариантом создания себе режима максимального благоприятствования служит не только избавление от соперников, но и прописывание правил игры под определенного участника. Прославленную фразу о том, что "главное не как голосуют, а как считают" в Украине начали чаще вспоминать после того, как Минюст презентовал пробную версию нового закона о парламентских выборах. Привнесение "мажоритарки", вытеснение блоков, повышение проходного барьера, изъятие графы "Против всех" - ряд возможных новшеств может и в самом деле заметно поправить не вызывающее воодушевления положение дел ПР. Ведь, несмотря на существенное падение рейтинга, Партия регионов все еще остается самой популярной политической силой в стране. А, значит, при некоторой сноровке и удобных нормах законодательства - вполне может попытаться получить желаемое - "автоматическое" парламентское большинство, позволяющее избежать коалиционных трудностей. Причем в более или менее благоприятных условиях попытаться сделать это можно уже в следующем году. А ведь в кулуарах время от времени всплывает идея о переносе следующего сеанса избрания ВРУ куда-нибудь поближе к 2015-му и президентским выборам. К тому времени можно и реформы пореформировать, и с общественным мнением поработать, и от соперников избавиться... Но, возможно, необходимость в настолько радикальных методах и не возникнет. Как бы печально, на первый взгляд, ни выглядели рейтинговые потери ПР и ее лидера, находясь при власти, не так уж и трудно поискать управу на эту напасть...
Ксения Сокульская
По материалам:
Подробности
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас