Пойдем к "золотому миллиарду" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пойдем к "золотому миллиарду"

Энергетика
1886
Украинцам следует создать публичное акционерное общество по добыче нефти и газа. На такой прибыльный проект уже в настоящий момент можно собрать 10 миллиардов долларов. Одновременно разрешилась бы проблема роста сбережений людей.
Когда возвращаешься к публикациям 1990-х годов и сравниваешь тогдашнюю экономическую политику с нынешней, то поневоле обращаешь внимание на то, что они почти одинаковы.
Тогда существовали модные наивные взгляды касательно развития экономики. Говорили о необходимости реформ, не раскрывая их содержания. К реформам относили приватизацию, повышение коммунальных тарифов, продажу земли. В настоящий момент - то же, плюс налоговый, пенсионный, жилищный и другие кодексы.
И раньше, и в настоящий момент это делается на фоне либеральной внешней торговли, жесткой монетарной и бюджетной политики. То есть делай что хочешь в собственных интересах, невзирая на интересы государства и граждан.
В 1990-х годах президентом был Леонид Кучма, премьеры ежегодно менялись, Нацбанком руководил Виктор Ющенко, финансами - Виктор Пинзеник.
Ни один из них не был специалистом по экономике народного хозяйства. Кучма - инженер, премьеры - строитель, корабел, генерал СБУ, Ющенко - бухгалтер, банкир, Пинзеник - специалист по качеству машиностроительной продукции.
Нынешний президент Виктор Янукович - транспортник, премьер Николай Азаров - минералог, министр финансов Федор Ярошенко - специалист по птицеводству и распределению витаминов А и Е в организме мясных кур в зависимости от их уровня в рационе.
По-видимому, потому в 1990-х и в настоящий момент сущность "реформ" почти идентична. Одинаковые и результаты: экономическая депрессия, значительная часть непроизводственных доходов, спад потребительского спроса, гигантская кредиторская задолженность.
Все это - признаки рецессии. И хотя заграничные специалисты хорошо это знают, в публичных выступлениях они обходят данные вопросы учитывая стратегические интересы своих стран.
Понять их интересы нетрудно. Державы мира давно разделены на "золотой миллиард" и страны "третьего мира". Выйти из последнего круга и войти в первый очень трудно, а зарубежные специалисты пытаются законсервировать ситуацию.
Для перехода в круг "золотого миллиарда" нужно не только желание, но и глубокие философские взгляды, фундаментальные знания, а также патриотизм, который не является вещественной субстанцией, особенно во времена "дикого капитализма".
Пока что подобные противоречия развития удалось устроить Китаю да еще нескольким странам мира, часть которых даже обошла проблемы недавней первой волны мирового кризиса. Напрашивается вопрос: почему они смогли, а Украина - нет? Ответ на этот вопрос - краеугольный камень развития Украины и даже ее существования.
События вокруг газовых и таможенных отношений с Россией показали, что это государство с высоким уровнем авторитарной власти имеет такие же изъяны экономического развития, какие свойственны для других стран БРИК - Бразилии, Индии и Китая.
Одной из причин противоречий между Украиной и Россией является попытка последней создать за счет государств СНГ замкнутый цикл важных производств, без чего перспективы развития России в альянсе БРИК кажутся призрачными.
Но то же имелось в виду и в 1993 году, когда известные украинские экономисты настаивали на диверсификации народного хозяйства Украины под патронатом государства, чтобы предоставить экономике замкнутого цикла важнейшие производства.
Это был бы стержень экономических реформ, рассчитанных на 20-30 лет, что в известной мере повторял бы китайский опыт. Однако тогдашний вице-премьер по экономическим вопросам Пинзеник думал иначе.
Как воспитанник московской экономической школы жесткого рыночного капитализма он четко копировал действия своих русских коллег-наставников. Еще тогда это вызывало удивление у специалистов, которые не понимали смысла такого стопроцентного копирования.
Поэтому нынешняя экономика является следствием отсутствия профессиональности и экономического мышления чиновников во все годы независимости и их желания быстро обогатиться.
В настоящее время представители власти разных времен поливают друг друга грязью, но от этого экономическая ситуация не улучшается. Меняются только некоторые методы присвоения богатства, негативные последствия чего усиливаются требованиями МВФ.
Раньше такими методами были приватизация и банковские махинации, теперь - сводка "инфраструктурных проектов". Последние, к тому же, не продуцируют роста платежеспособного потребительского спроса людей и не содействуют развитию экономики.
Вернуться на 20 лет назад невозможно, да и ситуация в настоящее время более сложна, потому что острота дефицита государственных средств граничит с выживанием населения.
Сегодня можно говорить лишь об отдельных "пожарных" мерах. Они могут вернуть Украину на уровень прежнего состояния экономики, которое дало бы старт диверсификации как единственно возможному пути ее реформирования.
Украина нуждается в собственном продовольствии, одежде, инфраструктуре, наукоемких производствах, жилье, но решить все проблемы сразу невозможно. Следовательно, нужно выбирать такую последовательность действий, которая лучше всего отвечает текущим общественным интересам.
В этом смысле Украина уже не может себе позволить назначать должностные лица по признаку партийности, семейности, землячества или личной преданности.
Прежде всего, нужно накормить людей, одеть их, дать возможность накапливать средства хотя бы на дешевое жилье в домах со стоимостью квадратного метра до 500 долларов. Такие проекты уже есть, просто нужно выделять под них землю.
Такой подход отображает философию расширенного воссоздания естественных инстинктов человека. Это предусматривает первоочередное развитие пищевой и легкой промышленности.
Другая важная проблема - удешевление топлива за счет добычи нефти и газа в Украине. Для этого следует создать публичное акционерное общество граждан. На такой прибыльный проект уже в настоящий момент можно собрать 10 миллиардов долларов. Одновременно разрешилась бы проблема роста сбережений людей.
Кардинальных изменений требует система власти. Закон должен запретить работу на руководящих должностях больших предпринимателей, там должны работать исключительно специалисты.
Влиять на эти процессы должны общественные организации, которые, в отличие от парламентских партий, объединяют не капитал, а представителей промышленности, науки, строительства, сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса.
Тех, кто раньше строил государство и делает это и в настоящий момент. Тогда политическим аферистам и "профессиональным чиновникам" будет тяжелее обворовывать государство.
Да, эти идеи необычны, они отличаются от общеприемлемых международных норм, но и ситуация в Украине чрезвычайна, и она требует новых рецептов.
Марк Оливенский
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас