"Новейшая история пишется... в Генпрокуратуре" — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Новейшая история пишется... в Генпрокуратуре"

Криминал
1159
Леонид Кучма снова побывал на допросе в Генпрокуратуре. И снова перед этим рассказывал о своем хорошем настроении. На этот раз оно появилось после празднования Дня космонавтики в Москве, где его "из объятий не выпускали целый вечер". Экс-президент говорил, что чувствует моральную поддержку: "я получаю массу писем, звонков из всех стран, в том числе от российских адвокатов". Конечно, все это антураж. И создается он для того, чтобы, во-первых, отвлечь от главного, а во-вторых, сформировать Леониду Даниловичу положительный имидж.
Но остановимся на главном. Можно много говорить о количестве походов бывшего главы государства в Генпрокуратуру и о причинах его хорошего настроения. Но впервые в истории на постсоветском пространстве возбуждено уголовное дело против экс-президента государства. Впервые может случиться так, что бывшее первое лицо страны предстанет перед судом. Причем предстанет не только он лично, а целая система, которую он создал в течение своего десятилетнего правления. А это половина из двадцати лет независимости Украины. Показательно, что своеобразной оценкой этого периода стало возбуждение уголовного дела.
Расследуя убийство Георгия Гонгадзе и избиение Алексея Подольского, а это огромный массив информации, следователь ГПУ Владислав Грищенко исполняет сегодня своеобразную роль хронографа времени. Конечно, немногие в Украине верят, что возбуждение этого дела могло состояться без политической воли Президента. На допросы сегодня ходят многие люди, и все, что они рассказывают, может стать неоценимым материалом для написания книг или сценария остросюжетного фильма, основанного на реальных событиях. У людей сегодня есть возможность узнать правду и сформировать свое представление о тех временах. Временах, когда была создана система, в которой мы живем до сих пор. Хватит ли власти благих намерений стать не только хронографами, но и авторами новейшей истории?
"Если не испугаются..."
Леонид Кравчук, первый президент Украины:
- Есть надежда, что Генеральная прокуратура стала на путь соблюдения Конституции и Закона, который должен быть одинаковым для всех. Историю Украины прокуратура, конечно, писать не может, но она может писать историю правоохранительной системы, которая, на мой взгляд, сейчас пытается действовать не по принципу повиновения высшей власти, а по принципу повиновения Закону, который должен применяться одинаково для всех.
Я, например, Кучму не обвиняю и не защищаю. Я считаю, что любой человек, независимо от того, президент он или премьер, должен собрать доказательства своей непричастности. А прокуратура должна собрать неопровержимые доказательства, если речь идет о таких высоких должностных лицах, причастности или вины того или иного человека. Это нормальное правосудие и нормальная реакция общества. Суд тогда становится трибуной, где любой человек может защитить себя.
У меня в жизни был такой случай. Немецкий журналист Рот написал, что я вывез в Израиль 30 млн.долл. Написал еще много ерунды. Я обратился в земельный суд Германии. Этот суд взял мое дело на рассмотрение. Провел суд. Признал виновным Рота. Принял решение уничтожить все материалы, изданные им. А если этого не будет, наложить на него штраф в 100 тысяч немецких марок. Рота допросили, и он сказал, что эти материалы ему предоставила российская ФСБ и подтвердили украинские власти. То есть я знал, кто за этим стоит. Но я не на кого не жаловался, просто подал в суд. И суд сделал такой вывод. Кстати, я пишу об этом в своей книге "Единая Украина - единый народ".
Если мы говорим о новейшей истории, то каждый человек в Украине должен писать сам о себе - я, вы, генпрокурор Пшонка, Президент Янукович, премьер.
А то, что прокуратура взялась за такое дело, считаю, может стать началом демонтажа олигархическо-клановой коррумпированной системы в Украине. Началом. Если не испугаются, если хватит силы воли и позиции. И тогда будет в истории записано, что с приходом к власти Президента Януковича сделаны первые шаги в направлении именно такого развития событий.
"...А как у них получится"
Святослав Пискун, народный депутат, экс-генеральный прокурор Украины:
- В то время, когда я был генпрокурором, у нас не было достаточных оснований для возбуждения уголовного дела. За это время многое изменилось. Теперь, по словам Кузьмина, основание у Генпрокуратуры появились. Пишется ли сейчас в Генеральной прокуратуре новейшая история? Я думаю, непосредственная и единственная задача Генпрокуратуры надзирать над выполнением законов в стране. И поэтому как высший орган Генеральная прокуратура обязана делать так, чтобы в стране соблюдались законы и при возбуждении уголовных дел, при их прекращении, и при их расследовании. Как это у них получится? История даст оценку.
"...Когда-то историю писали саблями"
Лариса Ившина, главный редактор газеты "День":
- У разных народов, и у украинского в том числе, были периоды, когда история писалась саблями.
Были другие периоды - когда история писалась за столами пером образованных деятелей. У украинцев это, например, князья Острожские, Сагайдачный, Мазепа, Орлик. Этот список достаточно длинный.
Где-то история пишется достоинством народных восстаний и обороны собственных земель. Холодный Яр. Круты.
В начале 1990-х история Украины писалась законами. Несмотря на постсоветскую действительность, удалось принять важные законодательные акты. А затем разные подводные течения изменили ход истории Украины. В следующий период она писалась так, что теперь ее изучают в Генпрокуратуре. Ренат Кузьмин, следователь Владислав Грищенко, когда выйдут на пенсию, могут написать пособие: что значит допустить к власти людей, меньших этой власти. И насколько должен быть ответственным народ, если он имеет право выбора.
"О параллельных процессах"
Игорь Лосев, публицист:
- В течение новейшей истории Украины происходило два параллельных процесса. Один - это история самого украинского народа, который пытался перестроить свое государство, а второй - это история отдельных кругов, которые пытались решать в первую очередь свои частные вопросы. В конечном итоге, мы получили бездну между властью и народом. Одна часть общества, очень маленькая, имеет огромные состояния, а абсолютное большинство населения фактически нищает. Мы должны решить проблему адекватности того пути, по которому кормчие уже двадцать лет ведут Украину обходными путями истории, объективным стремлением украинского народа.
Я очень скептически отношусь к делу Кучмы. И не знаю, почему нынешняя власть должна быть заинтересована в том, чтобы честно ее расследовать. Ведь идет речь не только о конкретном факте убийства Гонгадзе. Идет речь о том, что в стране была создана система, при которой такие вещи были возможны. Зачем этим людям - а мы очень хорошо знаем, кто сегодня руководит страной - нужно самоотверженно расследовать преступления системы, которая их породила? Если бы к власти пришел содержательно другой человек, по своей сути противоположный этой системе, тогда, возможно, была бы написана правдивая история. Но сегодня таких людей нет при власти. Ющенко справедливо сказал о себе, что он - сын Кучмы. Не знаю, кем считает себя Янукович по отношению к Леониду Даниловичу...
"Историю напишет гражданское общество"
Алексей Подольский, журналист:
- Во-первых, я бы не переоценивал заслуг Генеральной прокуратуры. Она просто является инициатором - тем колесом, которое приводит в движение политическую волю. Генпрокуратура - инструмент, а Грищенко - маленький винтик. Такие дела без политической воли вообще расследовать невозможно. Поэтому я бы не делал из следователей и Генпрокуратуры героев. На мой взгляд, власть избирательно расследует это дело. Потому что ключевое здесь не пленки Мельниченко, а убийство Кравченко и фальсификация его дела. Причем подделывали дела (мое, Кравченко, Гонгадзе) следователи, которые сегодня находятся в Генеральной прокуратуре. Все они на месте, даже с орденами ходят. Это и является реальной историей, в которой задействованы и Кучма, и Ющенко, и Турчинов, и Пискун, и Потебенько...
В действительности, при всем моем уважении к Гонгадзе, который как жертва пал на алтаре ради будущего Украины, суть не в его или моем делах. За нашими делами стоят не один и не две человека, а возможность гражданина говорить правду, жить по совести, быть внутренне свободным. Наши дела отдельные, но за ними интересы миллионов простых украинских граждан. Если это дело не будет расследовано, такие, как Лозинский, будут и в дальнейшем убивать людей в наших лесах. Мы не сможем свободно ходить по нашим улицам. Если мы не будем ставить власть на место и заставлять ее служить нам, все это плохо закончится для украинского общества. Поэтому я считаю, что дело Гонгадзе является делом чести каждого гражданина Украины. Мы должны заставить Генеральную прокуратуру, президента, премьера довести это дело до конца, во избежание подобных вещей в будущем.
Нужно отдать должное, нынешняя власть пошла на такой шаг, есть сдвиги, но "цыплят по осени считают". Предыдущая власть нас просто предала. Именно при президенте Ющенко, председателе СБУ Турчинове был убит главный свидетель по нашему делу - Кравченко. И именно тогда это дело было сфальсифицировано. Они предали все те обещания, которые давали на Майдане. Более того, они и до сих пор остаются в политике и не дают демократическим силам вырваться на поверхность политической жизни. Их можно сравнить с пробкой в бутылке, которая не дает выйти ни джину, ни жидкости. Об этих людях мы тоже должны говорить правду. Они должны ответить за все, в том числе и по делу Гонгадзе.
Все мы знаем, как сегодня устроена наша правоохранительная система. До независимости ей далеко. Поэтому наша задача - сделать все, чтобы наши суды и правоохранительная система работали как механизм, а не как инструмент политической воли.
Историю сегодня пишем мы - гражданское общество. Так исторически сложилось во всех странах. Мы сами выбираем себе политиков. Своим вниманием нам сегодня помогает и международное сообщество, в том числе постоянно следя за делом Гонгадзе. Мир глобализируется не только экономически, но и информационно, и эту свободу слова остановить уже практически невозможно. Даже Россия и Китай не могут этого сделать. Это как раз те рычаги, которые двигают дело Гонгадзе. Это наше сознание, поддержка международного сообщества и то, что все же в Украине, как бы то ни было, гражданское общество развивается. И остановить это развитие никто не сможет. Гражданское общество можно тормозить, сдерживать, временно побеждать, но правда и справедливость - за нами.
"Чтобы писать историю, нужна идея"
Тарас Жовтенко, кандидат политических наук, Ровно:
- Вина за ненаписанную новейшую историю лежит на элите. Прежде всего, политически интеллектуальной. Для того, чтобы писать историю как таковую, нужная идея. Когда шла борьба за независимость, то такой идеей была государственность. А вот в дальнейшем должны были бы ориентироваться на перестройку общества. Однако такой идеи, в сущности, не было. Ее заменили интересы политических бизнес-группировок. А поскольку в этом контексте о легитимности не идет речь, функцию «написания истории» перевели на силовые структуры. Поэтому, собственно, у нас этим занимается милиция, прокуратура.
А в идеале наша история должна была бы быть историей народа, который в течение длительного времени испытывал постороннее влияние и, получив государственность, использовал этот опыт для его развития. Словом, это история национальной идентичности типичного Западноевропейского государства.
"Худшее, что произошло - реставрация советского духа"
Николай Гордиченко, доцент кафедры общественно-гуманитарных дисциплин Днепропетровской консерватории им. М. Глинки:
- Архитектором системы, которая ныне существует в Украине, является Леонид Кучма. Основы этой системы, безусловно, сформировались в период его президентства. Всё решила избранная тогда модель приватизации государственного имущества. Она привела к возникновению олигархического капитала в Украине, в интересах которого сейчас функционирует все экономическое и политическое устройство. По последним данным, в Украине - стране с бедным населением, появилось около 20 долларовых миллиардеров. В тоже время, в соседней Польше, насколько я знаю, живет лишь один миллиардер - в прошлом польский эмигрант, который вернулся на родину из США уже миллионером. Дело в том, что приватизация в странах Центральной Европы и в бывшей советской Прибалтике проводилась не в интересах кучки людей, а с целью формирования среднего класса.
В результате приватизированное имущество более или менее равномерно распределилось в руках предпринимателей, и возникла реальная конкуренция - стимул прогресса. Даже по долгам "Сбербанка" в прибалтийских странах с вкладчиками полностью рассчитались за счет поступлений от приватизации. У нас же граждан просто ограбили, нагло раздав их накопления в виде «халявных» кредитов, которые затем якобы "съела" гиперинфляция. Интересно, что Украина в период правления Кучмы пошла путем ваучерной приватизации по российской модели, хотя уже тогда на примере соседней страны было ясно, куда приведёт этот путь. Белоруссия, которая не пошла следом за Москвой, уже в 1997 году превзошла показатели ВВП советского периода, а мы до сих пор не можем подняться до уровня 1991 года. За последние двадцать лет мы оказались в долговой яме, хотя изначально Украина была в самых лучших стартовых условиях.
В результате формирования олигархического капитала образовалась и политическая система, которая неуклонно тяготеет к авторитарным методам правления. В определенном смысле, дело Гонгадзе стало индикатором той системы, которая была создана при Кучме. На мой взгляд, худшее из того, что произошло в период его президентства - это реставрация советского духа в условиях правления олигархического капитала. Советская система лишила наш народ способности к самоорганизации. Несмотря на подъем периода "перестройки" или "оранжевой революции", украинское общество оказалось раздавленным нищетой и бесправием. Среднего класса - основы демократии - нет, а его зачатки душатся на корню налоговым законодательством и административным произволом. На мой взгляд, единственным выходом из сложившейся ситуации может быть профсоюзное движение, как это было в европейских странах и США. Однако речь идет о реальных профсоюзах, созданных снизу, а не тех, которые существуют сейчас, обслуживая олигархов. Кстати, профанация профсоюзного движения - еще одна заслуга системы, которая сложилась в период президентства Кучмы, зять которого тоже является миллиардером. Думаю, что выбраться из так называемого "кучмизма" Украине будет нелегко и на это могут потребоваться десятки лет. Написаны только первые строчки этой истории.
"Теперь мы знаем, что и президенты могут ходить на допросы"
Дементий Белый, председатель Херсонской областной организации Комитета избирателей Украины (участвует в общественно-политическом движении с 1996 года):
- Что нового сказали нам следователи из Генеральной прокуратуры? Разве мы не читали статей Георгия Гонгадзе, листовок акций "Украина без Кучмы", расшифровок пленок Мельниченко? Разве мы забыли, как милиция таскала на профилактические беседы всех потенциальных участников протестов? Как шаг за шагом мы преодолевали страх, а потом боролись с отчаянием и разочарованием и проиграли?
Следователи прокуратуры не являются писателями современной истории, ее подлинным автором есть народ - журналисты, общественные деятели, политики, простые граждане. Те, кто ходил на акции "Украина без Кучмы", кто писал о "темниках", стоял на разноцветных Майданах, боролся на избирательных участках во время многочисленных выборов. В этой современной истории роль Генеральной прокуратуры в осмыслении прошлого - вспомогательная и вторичная. Но вот действия ее следователей для будущего являются, на мой взгляд, неоцененными. На наших глазах прокуроры срывают сакральные одежды с нашей неприкосновенной власти. Теперь мы знаем, что и Президенты могут ходить на допросы. И для этого не надо революций и потрясений. Правда, чтобы эти допросы не были ни игрой, ни политическим преследованием - нам необходимо обуздать коррупцию - этот абсолютный порок нашей системы.
Наша современная история - это бесконечно повторяющийся переход от "египетского" рабства к свободе. Этот переход совершили множество народов. Теперь настал черед и нам. На его пути есть и будут соблазны, поклонение золотому тельцу, иллюзии, ошибки, испытания. Тут важно не сбиться с пути. И происходящее сейчас - только небольшие эпизоды на этом пути от человека испуганного - к человеку свободному. Но этими "эпизодами", я уверен, будут гордиться наши потомки. Гордиться теми, кто не боялся выходить на первые митинги, голодовки, стоял в пикетах, писал статьи и делал жизнь вокруг себя более свободной.
"Это политическое землетрясение..."
Евгений Марчук, общественный деятель:
- Возбуждение уголовного дела против бывшего президента Леонида Кучмы и предъявление ему обвинения в совершении тяжкого преступления - это не просто сенсация. Это политическое землетрясение... Безусловно, это войдет в анналы украинской новейшей истории. Думаю, со временем - станет развернутым примером для учебников по криминалистике, журналистике, политологии и, по-видимому, государственному управлению. Надеюсь, эта история станет разделом настольной книги для всех будущих президентов Украины. А может, и не только Украины.
Но будет ли иметь он позитивное завершение и как следствие - очищение, мы пока еще не знаем. Не все так однозначно. Для новой власти это, безусловно, сильный ход, который стоит всячески поддержать. Хотя пока еще это только хороший ход, вопросов остается много, и не столько в фабуле расследования факта "давал команду убить или не давал" - человека-то убили после известного разговора, - сколько в диапазоне исследования причин, мотивов и рукотворных обстоятельств, приведших к убийству Георгия Гонгадзе. Ведь это было не просто циничное убийство журналиста представителями власти.
Этот зверский криминальный акт стал своеобразным символом позорного явления в государственной власти того времени, которое, к сожалению, набирало силы, зарождалось безнаказанным жестоким избиением Алексея Подольского... Продолжилось убийством Гии Гонгадзе, а затем продолжилось в смертях министров Кравченко и Кирпы, продолжилось в таинственных смертях двух высокопоставленных должностных лиц генерал-полковников и одного генерал-майора милиции, имевших то или иное отношение к делу Гонгадзе. Продолжилось в убийствах в следственных изоляторах важных свидетелей по другим резонансным криминальным делам - таким, как банда "оборотней", по делу относительно аферы с крылатыми ракетами Х-55 и некоторым другим...
Впервые об этом сказал Ренат Кузьмин: вокруг дела Гонгадзе гора трупов. После возбуждения уголовного дела некоторые журналисты, эксперты судили-рядили, зачем регионалам это нужно? Очень просто: нынешняя власть к этой всемирно известной преступной истории не имеет никакого отношения. Зачем тянуть за собой этот "хвост".
Видно по всему, что нынешняя власть не имеет и никаких обязательств ни перед кем в связи с ее победой на выборах. Прямая польза от демократии. А дальше один вопрос: удастся ли ей довести начатое. Удастся ли следствию докопаться до истинных причин этого опасного процесса, ко всем механизмам и участникам его формирования? Понятно, что сопротивление будет чрезвычайно сильное. Ресурсы для этого немалые. Но это тот момент, который может стать поворотным в истории. И не только Партии регионов. Здесь, как говорят, или-или.
Иван Капсамун
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас