Глубокий нокаут — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Глубокий нокаут

Энергетика
3866
Кабинет министров проиграл уже несколько раундов бензинового спарринга и сейчас находится в глубоком нокауте, так как все мероприятия и тактические ходы по реформированию рынка нефтепродуктов и снижению цен на бензин потерпели неудачу. В результате, чтобы остановить рост цен на нефтепродукты, правительству пришлось признать свое поражение и снизить акциз на 50 евро/тонн нефтепродуктов.
Передела рынка нефтепродуктов, как планировал Кабмин, не произошло. Правительство намеревалось выдавить с рынка импортеров нефтепродуктов, отдав предпочтение отечественным производителям бензина и дизтоплива, таким образом, простимулировав рост переработки нефти в стране. Однако, как показало время, Кабмин оказался не готовым к такой тактической войне и в результате проиграл ее на всех фронтах. Импортеры победили. И это несмотря на то, что на стороне Кабмина были административный ресурс и Антимонопольный комитет.
Ни призывы снизить цены на топливо, ни штрафы Антимонопольного комитета не остановили крупнейших игроков рынка в желании повысить цены на бензин. Было ли такое повышение - сейчас сказать трудно, так как оно совпало не только с решением выдавить из Украины крупных импортеров, но и с ростом цен на мировых рынках, а также с началом посевной кампании. Нефть и нефтепродукты в Украине, считают эксперты, подорожали из-за роста цен в мире, который продолжается с начала года вследствие политической нестабильности в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Так, на прошлой неделе стоимость майских фьючерсов на нефть WTI составляла 108,34 долл./барр., тогда как в начале года она равнялась 91 долл./барр. А котировки нефти Brent на прошлой неделе впервые с начала августа 2008 года достигли отметки 123 долл./барр.
Эксперты отмечают, что правительство было не готово к войне с импортерами. Прежде чем вводить пошлины на импорт нефтепродуктов, Кабмину надо было обеспечить себе надежный тыл. То есть НАК "Нафтогаз Украины" должна была закончить сделку по приобретению сетей АЗС, о которой заявляли в компании. Причем достаточно крупной сети, которая действительно смогла бы демпинговать определенное время на рынке, сбивая цену и сбыт на заправках конкурирующих частных сетей. А чтобы реализовать подобный план, необходимо владеть достаточно крупной долей рынка. Получилось же все наоборот: вслед за импортерами цены на бензин под шумок начали поднимать и все остальные участники рынка.
Таким образом, начался синхронный рост цен на рынке. Штрафы, которые Антимонопольный комитет применил к крупнейшим участникам рынка, уже не смогли остановить рост цен. В результате розничная цена на бензин марки А-95 достигла 10 грн./л. По данным консалтинговой компании UPECO, на конец марта средние розничные цены на нефтепродукты повысились на 0,2-0,7%, составив 9,06-9,73 грн./л. Средние розничные цены на бензин А-95 повысились на 0,5%, или на 5 коп., до 9,73 грн./л.
Продолжили повышать цены и сети автозаправок, которые были оштрафованы Антимонопольным комитетом: "Континент Нафто Трейд" (ТМ WOG), ООО "Альянс Холдинг" (ТМ Shell), ПП "Окко Нефтепродукт" ("Галнефтегаз"). Цены на их АЗС достигли порога 9,99 грн./л. за бензин марки А-95, а дизельного топлива - до 9,55 грн./л.
"История с регулированием рынка нефтепродуктов продемонстрировала неспособность и нежелание своевременно повлиять на ситуацию со стороны Министерства энергетики и углепрома. Увлекшись лоббированием идеи введения пошлин на импорт нефтепродуктов, которое привело бы на путь банкротства отдельные сети АЗС и способствовало перераспределению розничного рынка, чиновники министерства проспали ценовое ралли на рынке нефтепродуктов", - прокомментировал ситуацию директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.
По его мнению, в сложившейся ситуации правительство Николая Азарова проиграло дважды. Первый раз, когда не смогло своевременно остановить рост цен на стеллах АЗС, хотя и имело для этого все возможности, второй - когда столкнется с необходимостью компенсации недополученных сборов в бюджет.
В результате Кабинет министров вынужден был пойти на уступки нефтетрейдерам, чтобы удержать цены на базовые элементы, такие как нефть, хлеб, металл и прочее. Эти уступки правительство видит в виде снижения акциза на нефтепродукты. "Мы выйдем с предложением уменьшить акциз на нефтепродукты где-то на 50 долл./тонн с тем, чтобы в этот период цену на нефтепродукты удержать в определенном коридоре", - сказал глава правительства.
"Снижение акцизов на нефтепродукты является вынужденной мерой правительства, направленной на борьбу с резким ростом цен. Очевидно, что декларативные меморандумы о повышении объемов переработки нефти на украинских НПЗ, проверки операторов рынка со стороны Антимонопольного комитета не могли повлиять на снижение цен в условиях дорожающей на мировых рынках нефти", - считает Д.Марунич.
Очевидно также и то, по мнению эксперта, что меры по снижению налогового давления необходимо было принимать раньше. "В правительстве не могли не знать о том, что согласно новому Налоговому кодексу, вступившему в силу в 2011 году, акциз на бензин повысился на 37,9%, до 182 евро/тонн, на дизтопливо - на 37,8-40%, до 42-90 евро/тонн в зависимости от содержания серы. Своевременное снижение акцизов позволило бы избежать столь резкого и болезненного роста цен на розничном рынке", - говорит Д.Марунич. Тем более что весеннее повышение цен совпало во времени с началом посевной кампании, которое ежегодно сопровождается увеличением потребления нефтепродуктов и ростом цен на них.
В результате рост цен на бензин, а также на продукты питания спровоцировал в марте наибольший скачок потребительской инфляции с сентября прошлого года - 1,4%. Поэтому, чтобы удержать стоимость бензина, правительство повысило предельную рекомендуемую цену топлива на 10 коп. Таким образом, стоимость бензина марки А-95 увеличена до 9,85 грн./л, а дизтоплива - до 9,35 грн./л.
Подводя итоги, эксперты отмечают, что программы правительства по улучшению ситуации на рынке нефтепродуктов дали негативный результат: ожидая улучшения, Кабмин получил обратный эффект. Более того, эксперты отмечают, что удерживание цен на нефтепродукты со стороны правительства приведет к их еще большему росту.
Война с нефтетрейдерами за цены на нефтепродукты отвлекла Минэнерго от решения глобальных проблем на рынке. Так, помимо проигранной ценовой войны, Минэнерго терпит поражения и на других фронтах: по заполнению нефтепровода Одесса - Броды транзитной нефтью, по увеличению переработки нефти на территории Украины и ряду других вопросов. И пока альтернативных решений этих проблем не находит.
Тем не менее вскоре, отмечают эксперты, у правительства возникнет еще одна проблема, и как раз в связи с решением снизить акциз на нефтепродукты. По подсчетам Д.Марунича, сумма потреи доходов бюджета от этого нововведения составит 250 млн грн. при среднемесячной реализации около 450 тыс. тонн. "Однако перед страхом роста показателя инфляции правительство вынуждено принимать данное решение", - считает эксперт.
Поэтому уже в ближайшем будущем Кабинету министров придется задуматься: каким образом, за счет каких ресурсов покрыть данную дыру в государственном бюджете?
Тарас Жирош
По материалам:
МінПром
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас