0 800 307 555
0 800 307 555

Кептивы заставят раскрыться


Кептивы заставят раскрыться

Настоящую бурю эмоций и вереницу дискуссий спровоцировало среди участников банковского рынка принятие Верховной Радой закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования деятельности банков" (законопроект №0884). Документ вступит в силу уже 16 июня текущего года.

Этим законом среди прочего внесены дополнения к статье 68 закона "О Национальном банке Украины", согласно которому "для обеспечения гласности относительно банковской деятельности" НБУ обязан размещать на своем официальном сайте данные о собственниках существенной доли в банках.

Документ также "обновил" закон "О банках и банковской деятельности". В новой редакции статьи 17 теперь отмечается, что для согласования устава создаваемого банка уполномоченные лица основателя должны подать в НБУ копии документов (по списку Нацбанка), необходимые для идентификации самого основателя и всех лиц, через которых будет осуществляться опосредованное владение финучреждением.

Также предписали и норму, согласно которой регулятору необходимо подать документы, свидетельствующие о деловой репутации учредителей. Кроме того, нужно будет подавать документы о финансовом состоянии основателя - юридического лица, а также об имущественном состоянии учредителя-физлица. Обязательным станет указание информации о наличии у того достаточного количества собственных средств для осуществления заявленного взноса в уставный капитал.

В соответствии с новыми требованиями, учредители нового банка должны уведомить Нацбанк о структуре собственности самого юридического лица, которое намерено осуществлять банковскую деятельность, и его основателе. Без внимания регулятора также не останутся ассоциированные лица основателя-физлица и предприятия, в которых он является руководителем или контролером.

Согласно внесенным изменениям к статье 34 закона "О банках и банковской деятельности", физическое или юридическое лицо, которое намерено приобрести существенное участие в банке или увеличить его таким образом, что такое лицо будет прямо или опосредованно владеть 10, 25, 50 или 75 и больше процентами уставного капитала банка или правом голоса акций (паев) в УФ и/или независимо от формального владения оказывать значительное влияние на управление или деятельность банка, обязано уведомить о своих намерениях этот банк и НБУ за три месяца до приобретения существенного участия или его увеличения.

Еще 14 марта (за два дня до публикации закона в официальной прессе) Нацбанк разослал банкам письмо, которым обязал финучреждения предоставить информацию о 20 своих наибольших акционерах. Регулятор обязал банки предоставить актуальную информацию относительно полного наименования, адреса, платежных реквизитов и паспортных данных акционера. В список собственников попросили внести данные с учетом опосредованного владения акциями. В противном случае банк обещал применить жесткие санкции к ослушавшимся его предписания.

Впрочем, участники рынка очень сомневаются в том, что центробанк проявит строгость в этом вопросе. По их мнению, одного лишь закона недостаточно для реализации заложенных в нем норм - необходимо еще принять ряд соответствующих подзаконных актов. Так, экс-замглавы НБУ Александр Шлапак отмечает, что в документе нет определения понятия "деловая репутация", не прописаны требования к финансовому состоянию основателя банка. Условием эффективности принятого закона он также называет необходимость выполнения норм закона "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

По словам бывшего главы правления Ощадбанка Анатолия Гулея, создается впечатление, что авторы закона заимствовали отдельные нормы международных соглашений "Базель ІІ" и "Базель ІІІ" по своему усмотрению, не учитывая интересов рынка, чем создали широкое поле для потенциальных злоупотреблений. Таким образом, оценивая принятие закона в целом как положительное для рынка событие, эксперт отмечает риски избирательного применения норм документа, что потенциально уменьшает его эффективность.

Среди норм закона, расширяющих полномочия регулятора и способных навредить участникам рынка, банкиры отметили требование к потенциальным участникам уставного капитала финучреждения за три месяца до осуществления сделки предупреждать об этом регулятора. С обнародованием и распространением этой информации связана проблема колебания цены акций, которые должны быть проданы. А это может негативно повлиять на ход сделки купли-продажи, вплоть до ее прекращения.

Бороться же с возможными злоупотреблениями со стороны Нацбанка, по словам Александра Шлапака, призваны профильные ассоциации. Однако реальное их влияние ограничено форматом профессиональных дискуссий и рекомендаций регулятору. При этом эксперт уверен, что принятый закон все же будет способствовать большей прозрачности рынка, а чиновникам Нацбанка все сложнее будет нарушать закон. "Одно дело, когда деятельность регулятора не урегулирована законом, и совсем другое - нарушать конкретно прописанные нормы закона. Принятый документ - это и шанс и вызов для Нацбанка",- констатирует Александр Шлапак.

При этом эксперты сходятся во мнении, что отечественный банковский рынок медленно, но уверенно эволюционирует в сторону европейских стандартов. И принятие закона "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регулирования деятельности банков" - очередной этап на этом пути. В целом по рынку, говорят эксперты, на данный момент остаются "непрозрачными" или "полупрозрачными" около 30% его участников. Это, в основном, небольшие, кептивные банки, вывести "на чистую воду" которых и намерен регулятор.

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Весь рынок:Казна и Политика
Все, что мы знаем про:НБУ
Опросы
В Контексте Finance.ua